В повышении конкурентоспособности железнодорожного транспорта при осуществлении транзитных перевозок заинтересованы все участники этого процесса: и ОАО «РЖД», и транспортно-логистические компании, и грузоотправители. Какие для этого предстоит решить задачи и что уже сделано, обсуждали участники Международного транспортно-логистического форума «PRO//Движение.1520», состоявшегося 22–23 октября в Москве.
Для большинства стран пространства 1520 железнодорожный транспорт является системообразующим. Именно железная дорога – связующее звено в транзитных перевозках, именно этим видом транспорта обеспечивается перевозка продукции от места добычи до места реализации.
«Важность железнодорожного транспорта подтверждается его высокой долей в структуре грузооборота: доля железнодорожного транспорта в грузообороте РФ превышает 45% (без учёта трубопроводного – 87,1%), Республики Беларусь – 37% (63%), а Республики Казахстан – 41% (49%)», – сказано в аналитическом обзоре Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) «Рынок грузовых железнодорожных перевозок стран пространства 1520», который был подготовлен для участников форума «PRO//Движение.1520».
Как отмечают в ИПЕМе, основным трендом последних лет на территории стран пространства 1520 является устойчивый рост контейнерных перевозок. При этом особое внимание уделяется развитию транзитного контейнерного сообщения. «Такие страны, как Россия, Белоруссия, Казахстан, являются ключевыми связующими звеньями между странами Европейского союза и Азиатско-Тихоокеанского региона, в связи с чем перевозки грузов в контейнерах являются одним из наиболее динамично развивающихся направлений», – сказано в обзоре ИПЕМа.
Однако распространение новой коронавирусной инфекции нанесло удар по перевозкам транзитных грузов. Причём COVID-19 ударил по всем видам транспорта. Из-за остановившихся производств и закрытых границ прервались многие логистические цепочки поставок сырья и готовой продукции. Были разрушены и привычные мультимодальные схемы доставки грузов. Ещё в апреле Международный союз дорожного транспорта (IRU) и Международная федерация работников транспорта опубликовали открытое письмо к правительствам всех стран с просьбой о поддержке транспортной отрасли в условиях распространения COVID-19.
ОАО «РЖД» в условиях новой ковидной реальности поддержало партнёров. Как рассказал на пленарной дискуссии форума «PRO//Движение.1520» «In Railway We Trust. Глобальное сотрудничество в условиях неопределённости» генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров, в 2020 году ОАО «РЖД» предоставило грузоотправителям скидки к тарифам на сумму уже более 10 млрд руб. (см. справку).
«Мы всех хотели поддержать. Мы создали специальные условия. В результате привлекли на сеть дополнительные 18 млн тонн различных грузов. При этом мы не только никого не потеряли – к нам пришли клиенты, которые никогда не работали с железной дорогой», – сказал глава компании.
Олег Белозёров отметил, что первоначальные, наиболее пессимистические прогнозы предусматривали снижение погрузки в 2020 году на фоне пандемии на 15% и даже на 30% по итогам 2020 года, однако в дальнейшем они не подтвердились, в том числе благодаря предпринятым компанией мерам.
«Мы уже сейчас видим по октябрю, что вышли по погрузке на уровень прошлого года и перешли в «зелёную» зону. Полагаем, что этот тренд устойчивый и до конца года некоторые параметры по сравнению с прошлым годом будут превышены», – заявил глава ОАО «РЖД».
В частности, по его словам, отмечается активный рост контейнерных перевозок на уровне 18%, а по некоторым направлениям – в два раза.
Генеральный директор АО «РЖД Логистика» Дмитрий Мурев во время панельной дискуссии «Agents of Change. Эволюция транспортно-логистических услуг в условиях меняющегося мира» рассказал, что, несмотря на трудную экономическую ситуацию, доля 3-4PL-услуг в российском сегменте выросла в 2020 году с 11% до 13%. По его словам, аналогичные показатели глобальных рыночных долей грандов мировой логистики в Топ-10 не превышают 10%.
«Результат, который мы зафиксировали, сложился за счёт концентрации на контейнерных перевозках, новых сервисов в сегменте промышленно-логистического аутсорсинга и адресной работе со средними и малыми клиентами», – подчеркнул Дмитрий Мурев.
Генеральный директор, председатель правления АО «Объединённая транспортно-логистическая компания – Евразийский железнодорожный альянс» (ОТЛК ЕРА) Алексей Гром рассказал, что объём транзитных перевозок ОТЛК ЕРА в настоящий момент составляет от двух до четырёх поездов в сутки, а скорость движения по инфраструктуре колеи 1520 мм – порядка 600–800 км/сут. «Это привело к тому, что сейчас мы находимся на этапе формирования устойчивых ключевых преимуществ железной дороги. Эта фаза характеризуется и более резким ростом объёмов перевозок, и большим количеством участников и грузовладельцев», – добавил Алексей Гром.
По его словам, железнодорожные перевозки имеют ряд преимуществ – надёжность, безопасность, высокая экологичность. «Именно этими факторами будет объясняться переход грузоперевозок в евразийской зоне на железную дорогу», – убеждён Алексей Гром.
Ещё два ключевых приемущества – скорость перевозки и цена. «Мы почти сравнялись по цене с морскими перевозчиками. В некоторых случаях транспортировка по железной дороге может быть дешевле, чем перевозка по морю, а по скорости доставки она будет в три раза быстрее», – подчеркнул Алексей Гром.
Уроки пандемии
Участники дискуссии «Agents of Change. Эволюция транспортно-логистических услуг в условиях меняющегося мира» отмечали, что из-за ситуации с новой коронавирусной инфекцией многим компаниям пришлось экстренно искать альтернативу «сломанным» звеньям поставок, прорабатывать новые маршруты.
В такой ситуации для многих железнодорожный транспорт стал спасительным.
По словам директора по продажам и стратегическому развитию Группы агропредприятий «Ресурс» Дмитрия Антонова, из-за COVID-19 компания на себе ощутила проблему с перевалкой грузов в портах. «Корабли стали реже заходить в некоторые порты, в отдельных случаях контейнеры не доходили до покупателя, а выгружались в промежуточном порту, что увеличивало расходы на доставку. Поэтому в «Ресурсе» стали рассматривать возможность доставки грузов в Китай по железной дороге. В итоге мы уже перевезли 20 контейнеров поездом в Новороссийск. И в дальнейшем планируем активно развивать это направление, чтобы обеспечить ритмичное поступление грузов в порт», – отметил Дмитрий Антонов.
Председатель совета директоров АО «Славтранс-Сервис» Андрей Голландцев также сообщил о планах нарастить перевозки железнодорожным транспортом. По его словам, для этого потребуется расширить мощности контейнерного терминала компании в посёлке Селятино Московской области. «Еженедельно мы отправляем поезд на Дальний Восток. Со своей стороны мы планируем приступить в следующем году к строительству следующей очереди агрохаба, что позволит прибавить 100 тыс. тонн к показателю единовременного хранения на нашей площадке. Дополнительно мы сделали реконструкцию станции, чтобы соответствовать амбициям наших клиентов, ведь мы работаем с флагманами российского агроэкспорта», – подчеркнул Андрей Голландцев.
Точки развития
Россия пока отстаёт по уровню «контейнеризации» экономики от Германии в четыре раза и в три раза – от США и Китая. Поэтому потенциал дальнейшего развития направления контейнерных перевозок довольно широк, отмечает Дмитрий Мурев.
По его мнению, он заключается в совместных действиях всех игроков на рынке по оптимизации технологических мероприятий, таких как снижение стоимости перевозок, сокращение периода простоя, связанного с таможенными досмотрами на погранпереходах, увеличение скорости доставки.
«В прошлом году в Китай, Японию, Корею и Вьетнам компания отправила тысячу контейнеров с мясом, а в 2020 году этот показатель вырос до 3 тыс. контейнеров. Тем не менее, несмотря на растущий спрос, остаются трудности с транзитным временем – порядка 55–60 суток. Но результат в 30–35 суток вполне достижим, здесь много работы, и для нас это важно», – сказал президент АПХ «Мираторг» Виктор Линник.
Участники рынка видят и перспективы в расширении перечня транзитных маршрутов. Причём как в Азии, так и в Скандинавских странах.
«Не меньший потенциал скрыт и во внутрироссийском рынке: в будущем можно будет перенести центры снабжения регионов из Москвы и Санкт-Петербурга в регионы. Для этого сейчас необходимо развивать сеть сухих портов и контейнерных терминалов, налаживать отношения с уже существующими терминалами и операторами в городах-миллионниках», – подчеркнул Дмитрий Мурев.
«Цифра» в действии
Ускорить движение грузов за счёт внедрения электронного документооборота помогает цифровизация.
«Это упрощает жизнь всем, и все наши процессы становятся менее рискованными в плане ошибок», – подчёркивает директор по логистике ООО «Гардиан Стекло Сервисис» Александра Курылева.
В РЖД идёт последовательная работа в этом направлении. Переход к полностью электронному оформлению интермодальной перевозки ведётся участниками процесса с 2017 года. Тогда была реализована возможность оформления электронной транзитной декларации, в 2018 году – электронной железнодорожной накладной, в 2019-м в цифровой формат были переведены все железнодорожные документы и введён в эксплуатацию электронный обмен между Федеральной таможенной службой и ОАО «РЖД».
Ещё один пример – проект ИНТЕРТРАН (электронный сервис оформления перевозки внешнеторговых грузов), который реализуют ОАО «РЖД», Белорусская железная дорога и Транспортная группа FESCO.
В рамках реализации проекта 3 сентября этого года была завершена пилотная интермодальная перевозка контейнеров, отправленных из китайского порта Нинбо через порт Владивосток транзитом по РФ на станцию Колядичи (Белоруссия).
Оформление в порту в рамках проекта было сокращено на четверо суток: с пяти дней до 21 часа. Документы оформляются электронно с участием оператора морской линии, перевозчика в лице ОАО «РЖД», таможенных органов, грузоотправителей и грузополучателей. Новая технология основывается на существующей нормативно-правовой базе и включает в себя безбумажное оформление до 30 операций.
«Перевозка, организованная ОАО «РЖД» совместно с Белорусской железной дорогой и Транспортной группой FESCO, стала первой транзитной отправкой контейнеров в сообщении Азия – Европа, осуществлённой полностью в цифровом формате. В настоящее время технология ИНТЕРТРАН уже растиражирована на всю сеть ОАО «РЖД», – пояснили в пресс-центре РЖД.
Виталий Маслюк
СПРАВКА
На фоне общего экономического спада ОАО «РЖД» приняло беспрецедентные меры для стимулирования перевозок и предоставило грузоотправителям скидки. Например, со скидкой до 42,5% отправляются и социально значимые грузы в крытых вагонах.
«Скидки – вопрос индивидуальный, РЖД в этом году приняли уже 80 решений о скидках. По итогам года, естественно, проведём их верификацию и, если будет необходимость давать ещё какие-то скидки, будем рассматривать их в индивидуальном порядке. Мы каких-либо отмен не планируем, верификацию проводим ежеквартально», – говорил ранее заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания Алексей Шило.
Отметим, что РЖД с 2013 года имеют право варьировать стоимость услуг по перевозке грузов в рамках «тарифного коридора», определённого госрегулятором. Последними по очерёдности в этом году введены скидки на перевозку проката чёрных металлов, металлических труб, лома чёрных металлов, химической продукции и контейнеров по ряду направлений.