Одна из стратегических целей национальных проектов, реализуемых в России с 2019 года, – повышение качества жизни россиян. Сюда входит не только увеличение продолжительности жизни людей, улучшение их финансового положения, но и создание благоприятной среды в местах их проживания за счёт строительства жилья, дорог, развития социальной инфраструктуры и сферы услуг.
«Российские железные дороги» являются самым крупным работодателем страны. В компании и её дочерних обществах трудится на сегодняшний день более 1 млн человек. Холдинг присутствует в большинстве регионов страны, социальная инфраструктура в которых сильно разнится. На отдельных территориях ведомственные (железнодорожные) детсады, больницы, спорткомплексы, дома культуры и отдыха зачастую являются чуть ли не единственными объектами социальной сферы. В частности, это касается регионов БАМа и Транссиба.
Между тем Восточный полигон нуждается в привлечении новых кадров и закреплении высоквалифицированых работников. За последние 5 лет численность жителей в населённых пунктах БАМа Дальневосточной железной дороги уменьшилась на 5% и продолжает снижаться. В целом население Дальнего Востока сократилось с 1990-х годов на 15%, и сегодня там проживает менее 7 млн человек. Среди причин отъезда из небольших посёлков на перифирии люди называют неразвитость инфраструктуры населённых пунктов, нехватку больниц и других учреждений, которых в достатке в краевых центрах.
С целью заполнения вакансий и остановки оттока кадров в компании принят «План мероприятий по привлечению и сохранению персонала в структурных подразделениях филиалов ОАО «РЖД», расположенных в границах Байкало-Амурской магистрали, до 2025 года». А 8 июля этого года, как сообщил заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Дмитрий Шаханов, Дальневосточная железная дорога объявлена полигоном опережающего развития. «Для создания полигона опережающего развития необходимо прежде всего создать качественно новые условия труда и социокультурную среду. На Дальневосточной дороге должны появиться самые передовые технологии и технические средства, применяться новые административные и управленческие подходы», – отметил он.
В компании уделяется большое внимание повышению качества жизни железнодорожников и их детей. По словам заместителя генерального директора – главного инженера ОАО «РЖД» Сергея Кобзева, на реализацию «Перспективной комплексной программы по улучшению условий и охраны труда в ОАО «РЖД» на 2018–2020 годы» ежегодно направляется более 20 млрд руб. Сейчас в компании формируется «Перспективная комплексная программа по улучшению условий и охраны труда в ОАО «РЖД» на 2021–2023 годы».
В прошлом году, например, ОАО «РЖД» направило почти 13 млн руб. на реконструкцию четырёх ведомственных школ и одного детского сада в Хабаровском крае, было закуплено дополнительное оборудование для учебных классов. Например, в школе № 11 посёлка Новый Ургал были оборудованы профильные классы – физики, математики и информатики. В посёлке Тулун Иркутской области, который в прошлом году серьёзно пострадал от наводнения, РЖД достраивают два многоквартирных дома на 50 квартир. Ещё один многоквартирный дом в Тулуне в ОАО «РЖД» собираются сдать к концу года, на данный момент объект готов более чем на 60%. Запланировано строительство пятиэтажного жилого дома на 25 квартир в Нижнеудинске, который также пострадал от новоднения. Ещё один многоквартирный дом в Нижнеудинске железнодорожники собираются сдать к концу года, на данный момент объект готов более чем на 60%. Кроме этого железнодорожники на условиях софинансирования совместно с краевыми властями занимаются строительством в Тулуне школы на 1275 мест, средства компании составят более 750 млн руб.
В РЖД не так давно была проведена комплексная оценка состояния социальной инфраструктуры населённых пунктов с локальным проживанием железнодорожников. «Для дальнейшего улучшения существующей социальной инфраструктуры территорий, где располагаются такие станции, в компании была специально разработана и утверждена методика расчёта индекса социального развития», – рассказал «Пульту управления» заместитель начальника Департамента социального развития ОАО «РЖД» Андрей Гаревских.
Оценка была проведена по следующим сферам: дошкольное, среднее, дополнительное образование, здравоохранение, физическая культура и спорт, досуг. Учитывалось обеспечение населённого пункта отделениями банков, банкоматами, аптеками, сетевыми магазинами.
В итоге из 300 населённых пунктов 80 был присвоен низкий рейтинг, причём 30 из них находятся на территории Дальневосточного федерального округа.
«При составлении индекса мы смотрели, какие объекты есть, в каком состоянии они находятся. Соотносили, сколько человек проживает в населённом пункте», – пояснила начальник отдела координации деятельности объектов социальной инфраструктуры Департамента социального развития ОАО «РЖД» Светлана Мусич.
Например, если в населённом пункте проживают менее 500 человек, то приемлемым для занятий физкультурой считается наличие игровой спортивной площадки и уличных тренажёров. Там, где живут от 500 до 1 тыс. человек, необходимо наличие плоскостных спортивных сооружений, включающих игровую спортивную площадку (или футбольное поле), уличные тренажёры и иное спортивное оборудование, позволяющее проводить подготовку и сдачу норм ГТО.
В населённых пунктах с численностью населения от 1000 до 5000 человек должен быть хотя бы один универсальный спортивный зал (о развитии спортивной инфрастуктуры читайте на стр. 52–55).
«Индекс качества социальной инфраструктуры не является рейтингом. Он необходим для приоритетности шагов по улучшению качества жизни железнодорожников и членов их семей», – подчёркивает Светлана Мусич.
Поэтому в РЖД предложили консолидировать ресурсы компании и регионов. «Совместно с субъектами РФ мы планируем сформировать планы по развитию социальной инфраструктуры в данных населённых пунктах», – подчеркнул Андрей Гаревских.
Кроме этого, в компании надеются получить обратную связь от самих работников по поводу того, чего им не хватает в первую очередь.
Виталий Маслюк
СПРАВКА
Практика присвоения индексов для территорий в нашей стране относительно новая. Так, Минстрой по итогам 2018 года впервые составил индекс качества городской среды. Выяснилось, что только 23,5% российских городов (сёла, посёлки городского типа во внимание Минстроя не попадают) имеют благоприятную среду. По итогам прошлого года комфортных для жизни городов стало больше – 26,9%. Помимо уровня развития социальной сферы оцениваются внешний облик города, безбарьерная среда, транспортная доступность, медобслуживание, количество аварийного жилья.