Модель взаимодействия государства и частных операторов не выдержала испытания коронавирусом
Пандемия COVID-19 оказала значительное влияние на железнодорожный транспорт во всём мире – привела к снижению грузовых и пассажирских перевозок и – как следствие – сокращению доходов компаний. Чтобы справиться с кризисом, правительства большинства стран оказывают финансовую помощь отраслевым предприятиям, больше всего пострадавшим во время пандемии, а также пересматривают условия сотрудничества с бизнесом.
Несмотря на значительную финансовую поддержку от государства, железнодорожные компании во всём мире принимают собственные меры для снижения издержек на фоне экономического кризиса.
Восстановление в США зависит от бюджетных инвестиций
Национальный оператор пассажирских железнодорожных перевозок США Amtrak с октября текущего года сократит большинство ежедневных междугородних рейсов до трёх раз в неделю. Из 15 маршрутов, которые обслуживает Amtrak, только два – Cardinal (Нью-Йорк – Чикаго) и Sunset Limited (Нью-Орлеан – Лос-Анджелес) – ранее работали трижды в неделю. Теперь оставшиеся 12 поездов будут курсировать по аналогичной схеме до начала следующего года. Silver Meteor, который перевозит путешественников на расстояние 2235 км между Нью-Йорком и Майами, будет доступен четыре раза в неделю. И только Auto Train (для пассажиров и их автомобилей) между Лортоном (Вирджиния) и Сэнфордом (Флорида) будет продолжать ездить ежедневно.
Исполнительный вице-президент Amtrak Роджер Харрис отметил, что меры по сокращению рейсов являются частью обязательств оператора перед конгрессом США по снижению операционных расходов компании.
«До пандемии услуги Amtrak приносили примерно $500 млн в год. Есть надежда, что эта мера позволит сэкономить до $150 млн в 2021 финансовом году (начинается в октябре 2020 года. – Ред.)», – отметил он.
В конце августа оператор обнародовал план восстановления междугородних перевозок, согласно которому возврат к ежедневным услугам будет определяться тремя критериями: общественное здравоохранение (показатели госпитализаций, связанные с COVID-19, в районах, обслуживаемых поездами дальнего следования, должны оставаться стабильными или снижаться), будущий спрос (количество доступных мест в поездах должно быть сопоставимо с не менее 90% забронированных билетов), текущие показатели (прогнозируемая загруженность сети на осень 2021 года должна составлять не менее 90% от показателей, указанных в операционном плане Amtrak на 2021 финансовый год).
Оценка этих критериев запланирована на 15 февраля 2021 года. При этом в расчётах как будущего спроса, так и финансового плана на 2021 год будут учтены снижение доступности мест, ограничения на продажу билетов и другие меры социального дистанцирования для борьбы с распространением коронавируса.
По оптимистичному сценарию обслуживание может быть восстановлено до ежедневного уровня уже в мае следующего года, а полное восстановление всех услуг произойдёт не позднее конца июня 2021 года.
Генеральный директор Amtrak Билл Флинн отметил, что эти планы также зависят от достаточного уровня инвестиций из федерального бюджета. По оценкам компании, на 2021 финансовый год потребуется $3,5 млрд государственного финансирования, если предположить, что пассажиропоток будет составлять 50% от докризисного уровня.
Отметим, что Amtrak уже получил государственную поддержку в размере $1,02 млрд в соответствии с законом о помощи при чрезвычайных ситуациях и экономической безопасности (Cares). Кроме того, 25 мая компания запросила дополнительные $1,48 млрд для поддержки работы сервисов в своей сети. Однако c того момента никакого дополнительного финансирования не поступало.
По словам Роджера Харриса, во время сокращения услуг компания планирует уделить большее внимание инфраструктурным проектам на своих маршрутах дальнего следования, включая модернизацию 24 станций, а также ввод в эксплуатацию системы положительного управления поездом (Positive train control, PTC, система функциональных требований для контроля и управления движением, а также система защиты поездов).
Установка оборудования для PTC была завершена в августе на принадлежащих и контролируемых линиях Amtrak – теперь система внедрена на всех локомотивах и на 1445,2 км линий. Кроме того, оператор провёл обучение персонала для работы с технологией.
Английские операторы переходят на контракты
Министерство транспорта Великобритании в начале сентября объявило о прекращении применения франшиз (такие договоры подписывают все пассажирские операторы страны, выигравшие конкурсы на обслуживание маршрутов) на обслуживание пассажиров железных дорог на рынке транспортных услуг страны.
На смену франшизам поэтапно придёт новая система, призванная создать более простую и эффективную структуру обслуживания. На первом этапе, с 21 сентября, железнодорожных операторов переводят на переходные контракты – франчайзинг заменяется более требовательными соглашениями о мерах по восстановлению в чрезвычайных ситуациях (EMA).
Новые контракты включают в себя более жёсткие целевые показатели эффективности и предусматривают меньшие управленческие сборы. Такие договоры позволяют заблаговременно приступить к проведению ключевых реформ, требовать от операторов лучшей координации действий друг с другом и снижать чрезмерные капитальные затраты.
Плата за управление перевозками на маршруте теперь будет составлять не более 1,5% от базовых затрат на франшизу до начала пандемии. При этом операторы должны обеспечить почти полное обслуживание пассажирских перевозок.
Министр транспорта Великобритании Грант Шаппс подчеркнул, что франчайзинговая модель приватизации, принятая 25 лет назад, привела к значительному росту числа пассажиров, но пандемия коронавируса доказала, что она больше не работает. «Наш новый курс для железных дорог требует большего для пассажиров. Это упростит людям поездки, положив конец неопределённости и путанице в отношении того, используете ли вы правильный билет или правильную железнодорожную компанию», – отметил он. По его словам, новая модель сохранит лучшие элементы частного сектора, включая конкуренцию и инвестиции, которые способствовали росту, но при этом обеспечит стратегическое направление, лидерство и подотчётность.
Отметим, что в апреле правительство Великобритании приостановило на полгода действие всех франшиз на обслуживание пассажиров и предложило операторам выбор: подписать ЕМА или нет. В случае отказа все риски по доходам и расходам оператор нёс сам. Несколько предприятий, не включённых в EMA, приостановили предоставление услуг на железных дорогах.
В соответствии с ЕМА операторы не могут брать кредиты, увеличивать или сокращать свой штат более чем на 5% и устанавливать цены на билеты ниже тех, которые существовали до подписания документа.
«ЕМА приостанавливает действие обычных финансовых механизмов договоров франшизы, перекладывая все риски, связанные с доходами и расходами операторов, на правительство. Компании продолжают предоставлять свои услуги за заранее установленную плату», – пояснил Грант Шаппс.
В начале августа правительство для поддержки 14 частных железнодорожных операторов переклассифицировало их в государственные нефинансовые корпорации. Такая мера относится к компаниям, которые заключили с правительствами Англии и Шотландии ЕМА. После переклассификации единственное прямое изменение статуса компании состоит в том, как железнодорожная организация учитывается в официальной государственной статистике. Соответственно, заимствования и долги операторов финансируются из государственного сектора.
«Это временное решение, гарантирующее, что текущие события как можно меньше повлияют на железную дорогу в долгосрочной перспективе. Разрешение операторам на банкротство вызовет значительно больше неудобств для пассажиров и приведёт к увеличению расходов налогоплательщиков», – подчеркнул Грант Шаппс.
Европейский сценарий
Европейский парламент принял постановление для оказания помощи железнодорожным операторам, пострадавшим от падения объёмов и доходов во время пандемии коронавируса. К примеру, инициатива позволяет государствам – членам ЕС отменять и снижать сборы за доступ к железнодорожным путям и за покупку билетов.
Мера будет действовать до 31 декабря текущего года и может быть продлена при необходимости. Государства-члены смогут по своему усмотрению применять постановление как для пассажирских, так и для грузовых перевозок. Однако они обязаны информировать Европейскую комиссию о любых принимаемых ими решениях. Тем, кто этого не сделает, придётся в следующем году компенсировать владельцам инфраструктуры понесённые убытки.
«Эти целевые решения необходимы для обеспечения бесперебойной работы железнодорожного транспорта. Они поспособствуют снижению риска банкротств в железнодорожной отрасли, на которую сильно повлияло временное отсутствие спроса», – отметил федеральный министр транспорта и цифровой инфраструктуры Германии Андреас Шойер.
По данным Европейской ассоциации железнодорожных грузоперевозок (ERFA), доходы грузовых операторов в результате пандемии сократились на 20–30%.
По мнению генерального секретаря ERFA Конора Фейгана, отмена или снижение платы за доступ к инфраструктуре является наиболее подходящим механизмом, поскольку такие меры одинаково выгодны для всего рынка. «Принятие этого постановления даёт возможность государствам – членам ЕС поддержать всю отрасль, а не отдельных операторов, что положительно повлияет на конкурентные рыночные отношения», – отметил он.
Франция уже воспользовалась разрешением ЕС и отменила сборы до конца текущего года. Ожидается, что отказ от взимания платы за доступ грузовых операторов к инфраструктуре обойдётся правительству страны примерно в 63 млн евро в год. Однако эта мера должна поспособствовать увеличению привлекательности железнодорожного транспорта и переходу части автомобильных грузов на железную дорогу в 2021 году, что также существенно снизит вредные выбросы в атмосферу.
Аналогичное предложение о снижении платы для поддержки железнодорожных грузоперевозок предложено Министерством транспорта Австрии в начале августа и ожидает одобрения Европейской комиссией.
Германия пошла несколько другим путём. Согласно схеме, принятой федеральным правительством Германии, транспортные компании будут иметь право на компенсацию в виде прямых субсидий за потерю дохода, понесённую в период с 1 марта по 31 августа. На эти цели правительство страны уже выделило 6 млрд евро. Евросоюз одобрил это решение.
Кроме того, федеральное Министерство транспорта, строительства и городского развития Германии предоставит 40 млн евро Deutsche Bahn (DB) для реконструкции и обновления 167 вокзалов по всей стране. Средства поступают из пакета экономических стимулов федерального правительства для укрепления экономики Германии и борьбы с последствиями коронавируса.
По мнению Андреаса Шойера, хорошо обустроенные железнодорожные станции привлекают пассажиров. «Федеральное Министерство транспорта выступает за то, чтобы поездки на поезде стали ещё более привлекательными. Сегодня на территории Германии около 5,4 тыс. больших и малых железнодорожных станций. Около 7 млн человек ежедневно путешествуют на поездах и пользуются услугами DB. Инфраструктура вокзалов должна ориентироваться на потребности клиентов», – добавил он.
Андреас Шойер считает, что пользу от выделенных средств получит не только DB, но и мелкие предприятия, занимающиеся строительными работами. «При выделении денежных средств мы преследовали две цели: сделать инфраструктуру железнодорожных станций более привлекательной для клиентов DB и обеспечить рабочими местами сотрудников небольших частных строительных компаний. Маляры, электромонтажники и другие работники местных предприятий уже приступили к работе», – резюмировал министр.
Ксения Потаева