Железные дороги мегаполиса
Реализация транспортных проектов позволяет городу развиваться
Поезда Московских центральных диаметров (МЦД) Одинцово – Лобня и Нахабино – Подольск за первые девять месяцев работы, с 21 ноября 2019-го по 21 августа 2020 года, перевезли более 91 млн пассажиров. Как будет развиваться в дальнейшем самый масштабный проект Центрального транспортного узла, выяснил «Пульт управления».
С момента запуска движения по двум Московским центральным диаметрам пассажиропоток на МЦД-1 и МЦД-2 непрерывно увеличивался: 6 марта 2020 года был побит очередной рекорд – пассажиропоток составил более 568 тыс. человек, что на 14% больше по сравнению с аналогичным днём в прошлом году на станциях этих же направлений Московской железной дороги (МЖД). Режим самоизоляции из-за пандемии COVID-19 на время уменьшил рост числа пассажиров, но уже сейчас, когда ограничения сняты, поезда МЦД возвращаются к докоронавирусным объёмам перевозок. Ежесуточно электрички перевозят более 410 тыс. пассажиров.
Заместитель руководителя транспортно-инженерного центра Института Генплана Москвы Денис Власов отмечает, что на протяжении длительного времени существующая железнодорожная сеть Москвы не пользовалась популярностью из-за нерегулярного сообщения, неудобных подходов и необогреваемых остановочных пунктов. «При этом железная дорога имеет огромный потенциал для развития. Ещё в 1935 году, когда принимался Генеральный план Москвы, шла речь о необходимости усиления роли железной дороги как элемента транспортной системы города», – говорит Денис Власов. По его словам, качественные изменения произошли в 2016 году – тогда было запущено Московское центральное кольцо (МЦК), следующим толчком стал запуск в 2019 году двух первых МЦД.
Напомним, МЦД-1 включает в себя 24 остановочных пункта, а МЦД-2 – 36. С 20 станций МЦД-1 и МЦД-2 можно пересесть на метро, МЦК и радиальные направления железной дороги.
С момента открытия МЦД на них построили пять станций. Среди них – Славянский Бульвар на МЦД-1 и Пенягино, Волоколамская, Остафьево и Курьяново на МЦД-2. Завершена реконструкция восьми действующих станций, в том числе шести станций МЦД-1 (Фили, Немчиновка, Одинцово (первый этап), Рабочий Посёлок, Сетунь и Новодачная) и двух станций МЦД-2 (Опалиха и Нахабино).
В ближайшие годы планируется завершить строительство ещё семи станций, в том числе трёх станций МЦД-1 (Петровско-Разумовская, Илимская и Дмитровская), четырёх станций МЦД-2 (Марьина Роща, Котляково, Печатники и Щукинская). Последняя заменит станцию Покровское-Стрешнево. Таким образом, к 2024 году количество станций МЦД должно увеличиться до 66, а количество пересадок – до 27.
«В строительстве МЦД сегодня задействованы свыше 7 тыс. железнодорожных строителей и 90 единиц тяжёлой техники», – отмечал ранее начальник МЖД Михаил Глазков.
Железнодорожники приводят станции МЦД к единому стандарту, отвечающему всем требованиям безопасности и комфорта для пассажиров: платформы оборудуют навесами во всю длину, строят удобные пешеходные переходы через железнодорожные пути, создают безбарьерную среду, в том числе устанавливают лифты и эскалаторы.
Что касается подвижного состава, то перевозчик двух диаметров – Центральная пригородная пассажирская компания – в середине августа сообщил о завершении обновления парка поездов на МЦД-2. Теперь средний возраст городской электрички на этом диаметре не превышает трёх лет. Обновление поездов на МЦД-1 закончат к концу этого года.
Руководитель архитектурного бюро АБТБ Тимур Башкаев, который с 2012 по 2016 год занимал должность главного архитектора АО «Московская кольцевая железная дорога» и отвечал за внешний облик станций МЦК, отмечает, что принципы создания МЦК применяются «Российскими железными дорогами» и при реализации проекта МЦД.
«Для человека очень важен внешний вид транспортной системы. Именно запуск МЦК продемонстрировал новый уровень комфорта при пользовании общественным транспортом, и пассажиры ответили на это взаимностью – пассажиропоток городской электрички постоянно растёт, – говорит Тимур Башкаев. – В настоящее время на наших глазах развивается совершенно новая система агломерационного железнодорожного транспорта. С момента запуска МЦД в ноябре прошлого года проделана большая работа по созданию комфортной среды. Новые станции МЦД имеют отапливаемые павильоны и остекление – благодаря чему на станциях много света. На них чёткая и понятная навигация».
По его мнению, вокруг станций МЦК и МЦД должны активнее формироваться транспортно-пересадочные узлы, где пассажиры смогут получить широкий спектр услуг.
«На сегодняшний день зона влияния МЦД охватывает 42% территорий старой Москвы, на ней проживают более 5 млн человек и находятся порядка 2 млн мест приложения труда. То есть у половины жителей Москвы есть связь с зоной влияния МЦД», – добавляет Денис Власов. Отметим, до конца 2024 года планируется запустить ещё два диаметра: МЦД-3 Крюково (Зеленоград) – Раменское (Ленинградско-Казанский) и МЦД-4 Апрелевка – Железнодорожная (Киевско-Горьковский). Маршрут МЦД-5 и сроки его реализации будут определены по результатам разработки основных проектных решений.
Это лишний раз подчёркивает важность развития территорий, прилегающих к городскому железнодорожному транспорту. МЦК и Московские центральные диаметры должны стать драйвером развития агломерации.
Виталий Маслюк
Дела домашние
Алексей Царёв, начальник отдела разработки и реализации жилищных программ Департамента социального развития ОАО «РЖД»,
Компания помогает работникам приобрести жильё
Рубрики: Инфраструктура
Накормить правильно
Василий Мишин, заместитель начальника Департамента социального развития ОАО «РЖД» – начальник отдела финансово-экономического анализа социальной сферы,
Как в компании улучшают рацион железнодорожников
Рубрики: Инфраструктура