Галина Пахомова
начальник научно-исследовательской лаборатории «Информационные технологии транспорта» СГУПСа
Валерий Хабаров
декан факультета «Бизнес-информатика» СГУПСа, заведующий кафедрой «Информационные технологии на транспорте»
Цифровой уклад
Развитие транспортной отрасли невозможно без интеллектуализации и информатизации всех процессов
Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (ЦЭ РФ) и проект «Цифровая железная дорога» (ЦЖД) призваны реформировать транспортную отрасль в целом и железнодорожный транспорт в частности. Это непростая задача, и для её решения важно задействовать весь существующий в отрасли интеллектуальный потенциал.
В условиях четвёртого технологического уклада с появлением «суммы технологий» (систем искусственного интеллекта, распределённого реестра – блокчейна, «глубокого» машинного обучения нейронных сетей, мультиагентных систем, Интернета вещей, инфокоммуникационных технологий) возможно радикально изменить отношения между субъектами экономической деятельности через внедрение искусственных интеллектуальных агентов. В результате удастся разделить и контролировать ответственность сторон, отслеживая условия договоров, автоматически реализуя финансовые операции, «приближая» клиента.
В этой связи совершенно иначе видится процесс корпоративного управления на всех уровнях через реализацию так называемых умных контрактов. Бизнес-процессы как «носители контрактов», в которых закреплена ответственность сторон, становятся главными объектами автоматизации, поддерживаемыми виртуальными интеллектуальными агентами. Гарантированная защищённость контрактов на основе технологии блокчейн становится существенным прорывом в реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
Меняется парадигма корпоративной информатизации отрасли. И этот процесс запущен уже давно: можно вспомнить как минимум два этапа информатизации, закреплённых в соответствующих концепциях, принятых в МПС, а затем в ОАО «РЖД». Первый этап в основном был связан с созданием информационной инфраструктуры и информационной поддержки процесса принятия решений на всех уровнях. Второй этап обозначился переходом от информационных к информационно-управляющим системам.
Новая парадигма заключается в создании гибридного корпоративного интеллекта, сконцентрированного в виде контрактов, то есть правил взаимодействия. Такой интеллект основан на использовании корпоративных знаний, перераспределённых между искусственными и естественными корпоративными агентами-ролями.
Процесс корпоративной информатизации потребует от специалистов владения новыми компетенциями. Наряду с представлением о процессном подходе грамотные профессионалы должны будут владеть технологией управления знаниями (knowledge management) и инженерией знаний (knowledge engineering). Категория «знание» наряду с категорией «информация» становится важнейшим активом корпорации.
Актуальной становится массовая IT-профессия – инженер по знаниям. Возникает потребность и в подготовке специалистов, владеющих компетенциями в области обработки больших данных, а также специалистов, способных создавать интеллектуальных агентов. И конечно, понадобятся специалисты по управлению корпоративными знаниями.
Важно понять, что уже сейчас можно предложить в рамках программы «Цифровая железная дорога». Так, факультет «Бизнес-информатика» Сибирского государственного университета путей сообщения выделил для себя следующие ключевые направления: разработка интеллектуальных систем, основанных на применении искусственного интеллекта (экспертная система по управлению инфраструктурными транспортными объектами и экспертная система для сертификации сложных технических объектов); разработка диагностических экспертных систем (совместный опыт их создания для металлических мостов на Забайкальской магистрали есть у Новосибирского государственного технического университета (НГТУ) и СГУПСа); применение агентных технологий в системах управления бизнес-процессами. Также займёмся автоматизацией перевода отраслевых регламентов (инструкций) в формат онтологий.
В фокусе внимания – разработка программно-аппаратных систем обучения, а также подготовка и аттестация оперативного персонала сортировочной горки на базе специализированных тренажёрных комплексов (ТК ОПСГ) с элементами интеллектуализации и 3D-аудиовизуального моделирования. Для этого разрабатываем методологию тренинга оперативного персонала в штатных и нештатных ситуациях.
Также займёмся моделированием транспортных систем в масштабе городов, агломераций, регионов.
Наконец, важно проанализировать, какие профессии будут востребованы в условиях цифровой экономики. В будущем предстоит заняться переподготовкой кадров в этой области.