Во время пандемии COVID-19 многим компаниям стало понятно, что в новых реалиях продолжать свою деятельность в старых условиях труда больше не представляется возможным. Их пришлось изменить, а вместе с этим поменялись и требования к сотрудникам организаций. Для того чтобы не потерять работу или закрепиться в новой сфере деятельности, человеку придётся приобрести новые качества и навыки или развить их до нужного уровня. Каким же должен быть сотрудник в новой реальности и чему он должен научиться в первую очередь в новых посткоронавирусных условиях? Об этом «Пульт управления» поговорил с доцентом кафедры маркетинга, начальником международного отделения финансового факультета Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова Ингой Корягиной.
– Инга Анатольевна, расскажите, какие качества или навыки следует развивать работникам в новых условиях после пандемии?
– На первое место выходит самодисциплина. Во время режима самоизоляции многие компании перешли на удалённую работу, и сейчас многие продолжают трудиться в этом для многих новом формате.
Поэтому в новых реалиях на первое место среди личных качеств выходит самодисциплина. Точное следование графику поможет эффективнее выполнять поставленные перед вами задачи. Начинайте свой день рано, делайте зарядку или совершайте пробежку, исключите сладкое. После завтрака приступайте к работе, но не забывайте делать перерыв каждый час на десять минут. Уберите отвлекающие звуки, чтобы было проще сосредоточиться на рабочих заданиях и не отвлекаться на них. Отчитывайтесь вечером о проделанной работе, а утром пишите, что вы будете делать в течение дня. Для укрепления самодисциплины своих сотрудников руководству следует чётко обозначить обязанности каждого человека, не допускать конфликтных ситуаций и убрать сверхконтроль за их деятельностью. Помните, что соблюдение физических и социальных границ поможет избежать выгорания ваших подчинённых. Например, не ведите деловые переписки вне офисного графика. Для психического здоровья сотрудника очень важно разделять личное и рабочее время. Постоянная вовлечённость в работу быстрее приведёт к выгоранию.
Нужно отметить, что не всем психотипам подходит удалённая работа. Всем, кому требуется «офисная мама», или людям, нуждающимся в личном контакте со своими коллегами, такие новые условия труда не подходят. Трудно придётся и людям с истероидным, демонстративным типом, тревожным и боязливым, а также гиперактивным или жизнерадостным, потому что им просто некуда будет тратить свою энергию или неоткуда подпитываться ею. Им обязательно нужно живое общение: бегать, узнавать информацию, консультироваться, задавать различные вопросы.
Зато сотрудники с предпринимательским складом ума будут чувствовать себя более комфортно в любых условиях. Поэтому второе важное качество у сотрудников – предпринимательские способности. Руководства иногда рядом нет, а задачи нужно решать по мере поступления. Научитесь самостоятельно оценивать нагрузку и сообщайте о ней своему руководителю по мере необходимости. Постоянно отвлекать начальство своими звонками или сообщениями с постоянными вопросами неправильно. Вы сами должны стать для себя и директором, и его заместителем, и пиарщиком, и маркетологом, и логистом. Проще говоря, сам себе начальник и сам себе исполнитель.
Кстати, при собеседовании о приёме на работу умение быстро находить решение проблемы и навыки критического мышления станут несомненным плюсом.
Не следует забывать о стрессоустойчивости. В большинстве компаний предпочтение отдаётся не просто высококвалифицированным работникам, но и стрессоустойчивым. Сотрудники, обладающие этим качеством, лучше справляются с рабочими задачами и меньше подвержены выгоранию. Для повышения уровня стрессоустойчивости существует несколько правил.
Во-первых, график вашей работы и отдыха должен быть сбалансированным. Научитесь полностью отключаться от работы и не думать о ней в свободное время и в выходные. К тому же отдых должен быть разнообразным: то активным, то расслабляющим. Не забывайте делать и небольшие перерывы во время работы (каждый час – десять минут). Во-вторых, старайтесь высыпаться. Недостаток сна будет влиять на вашу продуктивность в течение всего дня. В-третьих, научитесь расставлять приоритеты: не пытайтесь сделать всё в один день. Определите очерёдность выполнения заданий, сосредоточьте силы на главном и выполняйте в спокойном для вас режиме. Не пытайтесь сделать всё в одно время.
Некоторые психологи советуют делиться своими переживаниями о работе с близкими вам людьми или коллегами, чтобы снизить уровень стресса. Может, они не смогут решить вашу проблему, но здесь важнее просто обсудить это. Также старайтесь мыслить позитивно, хвалить себя даже за небольшие успехи и относитесь к некоторым вещам с долей юмора.
– Является ли актуальным в новых условиях развитие творческих способностей сотрудников?
– Одно можно сказать точно: творчество рождается от любви и от свободы, но никак не от кризиса и голода. Поэтому для выполнения рабочего функционала оно не требуется. Здесь нужно чётко и своевременно выполнять свои обязанности. В настоящий период, как я уже говорила, намного важнее самодисциплина сотрудников.
Однако если под творчеством понимать широкий кругозор и возможность найти нестандартное решение, то, несомненно, такие навыки помогут вам в карьере.
– Многие эксперты считают, что одним из основных навыков в посткоронавирусный период станет быстрая адаптация к новым условиям работы, рыночным изменениям. Как вы относитесь к данному утверждению?
– Я полностью согласна с этим экспертным мнением. Бизнес сейчас с трудом приспосабливается к новой реальности. Люди должны понять, что современный мир тихо перевернулся. Так было и в 90-е годы. Тогда вдруг историческое и философское образование стало никому не нужно. Стали не нужны и врачи, и учителя, но при этом очень востребованными оказались менеджеры и юристы. Сейчас происходит то же самое, только уже с другими профессиями. Поэтому люди, умеющие быстро адаптироваться в кризисных ситуациях, всегда смогут найти себя в жизни независимо от их профессиональной деятельности.
Умение сотрудников быстро адаптироваться к новой среде поможет компании быстрее вернуться к обычному рабочему режиму или даже улучшить результаты производственной деятельности.
– Следует ли руководству уделять время на развитие «выносливости» своих сотрудников?
– На Западе очень популярна идея заботы менеджеров о своих подчинённых. В небольших компаниях проводится интенсивное обучение сотрудников в виде семинаров, тренингов, различных курсов, а на крупных предприятиях организовываются учебные центры и университеты. Развитие требуемых качеств у своих сотрудников носит непрерывный характер.
Во многих отечественных компаниях считают, что эта европейская идея провалилась в России, просто обесценилась. Причина – в менталитете русских людей.
Сотрудники начинают перекладывать ответственность за своё собственное развитие на других людей. Они считают: кто-то должен сделать это за меня, кто-то должен позаботиться обо мне. Благодаря этой «лазейке» большинство сотрудников начинают думать, что на работе за тебя должен отвечать другой человек, но только не ты сам. А это, естественно, расхолаживает, и особенно это касается молодых людей.
Здесь всё зависит от самого человека. Он должен заниматься самообразованием и саморазвитием определённых качеств (например, самодисциплины), начиная ещё с перехода в среднюю школу, то есть уже в 5–6-м классах.
Многие организации в России предпочтут выбрать уже сформированную личность, с нужным набором качеств и профессиональных навыков, чем тратить время на обучение или мотивацию работника.
Менеджеры, отдел кадров, HR-менеджеры изначально должны отбирать определённые, нужные им психотипы на работу и отсеивать ненужные.
При этом не стоит смешивать профессиональную деятельность и своё личное развитие, это абсолютно разные вещи. На работе сотрудник должен выполнять исключительно свой функционал, а уже в свободное от неё время заниматься собой: посещать семинары, курсы или проходить онлайн-лекции. Одним словом, развиваться. Активное прохождение таких курсов поможет увеличить шансы закрепиться на своём рабочем месте или даже найти новое.
Если человек хочет адаптироваться к работе в новых условиях, он должен учиться самостоятельно.
– Во время пандемии многие компании перешли на цифровые технологии. Как цифровые навыки сотрудников помогут повысить эффективность работы?
– Сейчас цифровая грамотность становится важным требованием практически в любой сфере деятельности, хотя всё ещё существует большой процент людей, испытывающих сложности в их освоении. При этом значимость цифровых навыков только возрастает, и уже нельзя обойтись без базовых умений в работе. Они включают в себя умение пользоваться цифровыми устройствами, сервисами, приложениями, информационными интернет-порталами, социальными сетями, работу с электронными файлами (умение при помощи основных компьютерных программ собирать, анализировать и обрабатывать информацию), печать на клавиатуре. В дальнейшем люди, обладающие не только такими пользовательскими навыками, но и более профессиональными (то есть программирование, веб-дизайн, разработка сайтов и мобильных приложений), окажутся в более выигрышном положении.
В современном мире также необходимо уметь пользоваться системами обмена мгновенными сообщениями (то есть мессенджерами, такими как WhatsApp, Viber, Skype, Telegram и так далее). Хотя сейчас, по моему мнению, это умеют делать даже дети. В актуальной действительности они полезны для организации работы, оперативного обсуждения возникших трудностей и отслеживания результатов профессиональной деятельности.
Для удобного взаимодействия с подчинёнными руководителям крупных организаций рекомендуется создать в мессенджерах отдельные узконаправленные чаты (например, распределить по отделам), чтобы сотрудники не тратили своё время впустую, читая множество сообщений, не относящихся к их работе, и не пропускали важную информацию и объявления.
Многие компании начали активно использовать менеджер задач или таск-трекер (Битрикс24, JIRA, Redmine, ПланФикс), чтобы облегчить управление рабочими задачами. Это поможет без лишних сообщений или электронных писем дать задания и отслеживать степень их выполнения. Научиться пользоваться этими системами нетрудно. Обычно в этом помогает IT-отдел, который присылает инструкцию и консультирует по всем вопросам, возникшим у сотрудников в процессе освоения.
Также существуют узконаправленные программы для определённых сфер деятельности. Руководство закупает специально предназначенные для этого программы, выделяет время и проводит обучение персонала за свой счёт. Самим освоить такие технологии трудно, поэтому в данном конкретном случае цифровое обучение работников ложится на плечи работодателя.
Для сотрудников самое главное – это желание научиться пользоваться этими новыми цифровыми технологиями.
Беседовала Анастасия Дорожкина