Здоровые эмоции
Ольга Боброва
Ольга Боброва
к.э.н., доцент Санкт-Петербургского государственного экономического университета (СПбГЭУ), заместитель директора Ассоциации этики бизнеса, комплаенса и КСО (Russian Business Ethics Network – RBEN)

Здоровые эмоции

Избавившись от стресса и тревоги, руководитель повысит эффективность работы команды
Стресс – неотъемлемая часть жизни современного человека. В управленческой деятельности число стрессовых факторов особенно велико – авралы, совещания, принятие решений. Всё это может сказываться на эмоциональном состоянии менеджера и, как следствие, на его подчинённых. Как собраться самому, настроить команду и не потерять эффективность в меняющихся условиях, «Пульту управления» рассказала доцент Санкт-Петербургского государственного экономического университета (СПбГЭУ), заместитель директора Ассоциации этики бизнеса, комплаенса и КСО (Russian Business Ethics Network – RBEN) к.э.н. Ольга Боброва.

– В требованиях к кандидатам на большинство управленческих вакансий обязательно значится стрессоустойчивость. Почему этому качеству сегодня придаётся столько значения?
– Компетенция стрессоустойчивости всегда была одной из самых востребованных в управленческой сфере. В любой кризис уровень стресса возрастает, и понятно, что в этот тяжёлый 2020 год все вспомнили, что руководитель, несущий ответственность за деятельность своей организации или подразделения, должен хорошо справляться со своим стрессом, а ещё и уметь успокоить других – своих подчинённых, коллег, вышестоящее руководство, партнёров.
Стрессоустойчивость руководителя – это способность использовать преодоление стресса на пользу своей команде. Стресс – это трамплин, который позволяет оттолкнуться от внезапных трудностей и научиться выполнять задачи в новых условиях более эффективно.

– Можно ли сказать, что стрессоустойчивость – это отсутствие эмоций?
– Приравнивать нельзя. Руководителю нужно хорошо владеть собой и уметь управлять своими эмоциями. Эмоциональность может очень помочь управлению – руководитель заряжает своими эмоциями команду, мотивирует и себя (испытывая положительные эмоции от работы), и окружающих. Стрессоустойчивость позволяет преобразовать эмоцию тревожности в тонус и здоровую напряжённую внимательность, концентрацию на деле для преодоления трудностей. Стрессоустойчивый человек хорошо знает себя – если он чувствует, что стресс подступает, то старается принять профилактические меры, чтобы давление трудных обстоятельств не приняло разрушительный характер. В этих условиях можно дать волю эмоциям, но в конструктивном ключе – сделать паузу, подышать, улыбнуться, развеяться, поговорить с кем-то при необходимости, но не перекладывая проблему на чужие плечи, а делясь впечатлениями, выражая свои эмоции в каких-то ярких, но не агрессивных действиях.
Тревожность – это состояние преодолеваемое, а победа над стрессом способна преобразить человека, дать ему опыт здорового выхода из эмоциональной нестабильности, уверенность владения собой. Так что даже хорошо, что мы иногда сталкиваемся со стрессами, они подстёгивают нашу продуктивность.

– Что служит показателем высокого уровня стрессоустойчивости?
– Опытность и сдержанность, великодушие. Когда в условиях катастрофы человек не поддаётся панике, а остаётся, чтобы помочь. Условно: последним покидает горящий салон самолёта, а не лезет вперёд сначала за своей ручной кладью, а потом по головам пассажиров к выходу.
Стрессоустойчивость включает системный взгляд на проблемы своего участка работы, когда ты не позволяешь себе и своей команде «затыкать дыры», постоянно повторяя ошибки и производя много лишних движений. Мудрый руководитель в условиях стресса увидит его основную причину, ресурсы для решения и постарается мотивировать команду на выход из кризиса на лучшие позиции, чем на момент входа в него.

– На руководителе лежит большая ответственность за эффективность вверенного ему подразделения. Как снимать стресс?
– Если вас одолевает стресс, то начинают напрягаться части тела – ноги, руки, шея, плечи. Нужно стараться на это оперативно реагировать. Если возможно, прогуляться по коридору, балкону, выйти подышать на минутку, это снимет напряжение. Посмотрите на небо, вспомните о приятном.
Старайтесь не думать о себе лично в момент ответственных решений. Позаботьтесь о ближних, которые вам вверены. Для стрессоустойчивости необходима прежде всего этическая основа – соблюдение базовых этических принципов ведения дела, стремление принести пользу максимальному числу людей при ограниченных ресурсах, доказательный подход при выборе проектов, направлений развития. В целом установка «делай что должно, и будь что будет» очень успокаивает и руководителей, и подчинённых.
Ощущение себя частью профессионального сообщества, лидером команды даёт некоторую уверенность и отправную точку для борьбы со стрессом. Я стараюсь прежде всего осознать проблему и её масштабы – понять, что поддаётся контролю, а что нет. То, что я не могу контролировать, наладится без меня, я за это не отвечаю, мне нужно только вовремя получить информацию о последствиях этих внешних решений, которые отразятся на моей команде, и понять, когда придёт время для решений и действий моего масштаба. И дальше решительно действовать, гибко реагируя на новые вводные и учась на ходу, если требуется.
Некоторым нужна отдушина, чтобы выпустить пар более или менее безопасно. Считаю хорошим инструментом творческой реализации, снимающим стресс, написание постов в соцсетях. Это помогает осмыслить текущие проблемы, иногда найти решение.

– Одна из самых популярных рекомендаций относительно того, как снять напряжение, – начать медитировать. Но сложно себе представить руководителя, сидящего в позе лотоса возле рабочего места. Есть ли более простые техники медитации, доступные для применения прямо на работе?
– Многим помогает расслабиться спокойная музыка. Также советую почаще проветривать рабочее помещение. Сам интерьер офиса или дома, откуда сейчас многие работают в удалённом режиме, нужно сделать спокойным, комфортным. Профилактике стресса способствуют аквариумы, звук журчащей воды.
Мне помогает молитва. Следует сконцентрироваться на своих чувствах, мыслях.

– Как справиться с волнением и стрессом перед и во время совещаний?
– Такое волнение естественно, но, скорее всего, оно уйдёт со временем. Попробуйте проводить совещания регулярно, нарабатывать в этом опыт.
Для начала нужно составить план и список вопросов для обсуждения, стараться всем (кроме откровенных скандалистов) дать слово, выслушать, соблюдая регламент и следя за временем. Можно ссылаться на высказанные мнения – тогда люди увидят, что вы серьёзно воспринимаете их слова, в результате градус напряжения спадёт и обстановка станет спокойнее. В онлайне можно использовать чат, чтобы не перебивать собеседников, не допускать хаоса на совещании. В режиме видеоконференции по возможности лучше не отключать видео, а почаще улыбаться в камеру.

– Публичное выступление – ещё больший стресс для некоторых руководителей, особенно интровертов. Есть ли приёмы, которые помогут расслабиться, удержав при этом внимание большой аудитории?
– Улыбаться и вовлекать аудиторию, стараться обеспечить интерактив во время выступления, желать всего самого доброго слушателям, быть внутренне благодарным, что люди пришли тебя послушать. Дышать надо носом, бесшумно и глубоко. Расправьте плечи, не зажимайте шею. Следует обратить внимание на свою дикцию, стараться говорить, не торопясь, чтобы слушатели понимали. Что касается взгляда выступающего со сцены, то я, например, обычно смотрю на последние ряды, иногда подхожу к дальним слушателям, если это удобно, стараюсь привлечь их внимание. Спрашиваю что-нибудь у тех, кто сидит подальше.

– При отборе кандидатов для работы над конкретным проектом стоит ли проверять их на стрессоустойчивость?
– Если это возможно, конечно, лучше проверить. Например, можно поручить непростую задачу для решения в условиях обратного отсчёта времени. Может быть, инсценировать пожарную тревогу во время интервью (если это не запрещено внутренними локальными нормативными актами), предварительно получив от соискателя согласие на участие в стресс-тестировании. Интервью с кандидатом может записываться на видео (при согласии участника), а это тоже определённый стресс, и нужно наблюдать, как человек с ним справляется. Вообще во время испытательного срока, скорее всего, новый работник покажет свою стрессоустойчивость в реальных «боевых» условиях.

– Зависит ли от уровня стрессоустойчивости руководителя эмоциональный настрой его команды?
– В какой-то степени. Уверенный, стрессоустойчивый руководитель имеет авторитет у своих подчинённых, внушает людям уверенность даже одним своим видом. Но тут важно не переиграть, не изображать из себя каменную стену.

– Как создать в коллективе благоприятный климат?
– Он создаётся благодаря доверию, коммуникации, открытости и готовности руководителя ответить на все вопросы. Хороший менеджер чётко ставит задачи своим подчинённым, объясняет требования – что ожидается на выходе, а также проверяет понимание предстоящей работы. Тогда сотрудники могут спокойно работать, не волнуясь, что допустят ошибки или не уложатся в срок. Часто проблемой менеджмента является то, что сотрудникам никто не объясняет связь между порученной им задачей и общей целью проекта. Они не видят целостной картины, не уверены, что делают всё правильно, теряют мотивацию, впадают в стресс. Руководитель должен уделять время объяснению связи подзадач проекта и их значимости для реализации общей цели.

– Что делать, если кто-то из членов команды постоянно находится в стрессе, что сказывается на остальных?
– Стресс – дело заразительное. И как для поддержания иммунитета мы принимаем витамины, стараемся дышать свежим воздухом, заниматься физкультурой, так и для того, чтобы не допустить передачи нервозности, пессимизма и негативного настроя от коллеги, нужно работать над собственной продуктивностью, несмотря на тяжёлую обстановку. Если ваш участок работы можно «отдалить» от такого «трудного» человека, то это было бы идеальным вариантом. Вежливо здоровайтесь и улыбайтесь, но не поддерживайте разговоры о том, что «всё плохо, а будет ещё хуже». Иногда всем хочется поворчать, и в небольшой степени это бывает полезно. Но если недовольство в любом высказывании сочится перманентно, то такое общение становится уже токсичным и для вас опасным. А начиная убеждать коллегу, что всё неплохо, вы занимаетесь его бесплатным эмоциональным обслуживанием (как сейчас говорят, контейнируете его проблемы). Не думаю, что это уместно на работе, если вы не штатный психолог в организации, конечно.

– Как руководителю понизить градус напряжения, когда близится дедлайн, а команда ещё не закончила работу над проектом?
– Работа должна идти планомерно, и задача руководителя – распределить её в команде правильно. Можно использовать канбан-технологию (система организации производства, позволяющая реализовать принцип «точно в срок»; на канбан-доске рабочие процессы визуализированы с помощью разноцветных карточек. – Ред.), которая помогает избавиться от узких мест и авралов в работе, обеспечить качество выполнения проекта. Напоминания многим помогают, но они должны быть вежливыми, деликатными и корректными, помогающими. Например, президент нашей ассоциации – опытный топ-менеджер – на тяжёлых этапах выполнения работы всегда мягко расспрашивает подчинённых о ходе реализации и спрашивает, чем помочь. Тем самым он проявляет искреннюю эмпатию. Другая моя коллега при рассылке напоминаний всегда старается добавить в теме письма фразу kind reminder (любезное напоминание) и смягчить давление дедлайна. Вежливость в коммуникации очень важна.
На каждом этапе выполнения проекта нужно общаться с командой: поставили задачу, обсудили этапы выполнения, назначили промежуточные статусы в определённые сроки. И далее регулярно обсуждаем нюансы продвижения проекта, чтобы гибко реагировать на возможные текущие трудности. Если подчинённые срывают сроки, руководитель не должен взваливать на себя всю работу и пытаться тащить проект самостоятельно. В результате могут провалиться другие ответственные участки работы менеджера, что приведёт к его выгоранию.

Беседовала Юлия Антич
Наладить общение

Развитие каналов связи и мотивация удалённых сотрудников позволят компании сохранить эффективность

Рубрики: Удалённый доступ
Человек красит место

Компании и дирекции анализируют опыт удалённой работы

Рубрики: Удалённый доступ
Управлять на расстоянии
Павел Дегтярёв, директор по развитию продуктов компании «ЭКОПСИ Консалтинг» ,

Для эффективной работы в удалённом режиме сотруднику нужны уникальные навыки и компетенции

Рубрики: Удалённый доступ
Не откладывать в долгий ящик
Кристина Иваненко, кандидат психологических наук, бизнес-тренер, доцент факультета психологии Института общественных наук РАНХиГС ,

Как выполнять все дела в срок и побороть прокрастинацию

Рубрики: Удалённый доступ
Домашняя работа

Как изменится правовое регулирование удалённой работы

Рубрики: Удалённый доступ

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

12 недель в году. Как за 12 недель сделать больше, чем другие успевают за 12 месяцев
Брайан Моран, Майкл Леннингтон
«12 недель в году. Как за 12 недель сделать больше, чем другие успевают за 12 месяцев». Издательство «Манн, Иванов и Фербер» 2024 год
48 правил бережливой культуры
Филипп Семёнычев
«48 правил бережливой культуры». Издательство Ridero 2021 год
Ты можешь больше! Победитель тот, кто знает, что делать с неудачей
Мария Колосова
«Ты можешь больше! Победитель тот, кто знает, что делать с неудачей». Издательство «Альпина Паблишер» 2022 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru