Компании сталкиваются с такими трудностями, как сохранность информации, её достоверность и прозрачность для всех заинтересованных сторон. Это могут быть как стороны контракта, так и различные департаменты внутри одной организации. Разработка технологии блокчейн и смарт-контрактов даёт возможность эти трудности преодолеть.
Технология блокчейн в последние годы стала очень популярной. Компании – лидеры рынка ищут возможные области её применения и адаптируют технологию под себя. Смарт-контракт (от английского smart contract) на основе технологии блокчейн представляет собой компьютерный код, который обеспечивает автоматическое исполнение условий контракта, согласованных обеими сторонами при его заключении. Условия договора записываются в виде компьютерного кода, который хранится в распределённой сети (то есть её сфера действия выходит за пределы локальной сети). Это важный шаг вперёд, который позволит оптимизировать многие процессы.
В этой статье я расскажу об опыте ОАО «РЖД» по внедрению смарт-контрактов в рамках автоматизации формирования ежемесячных актов выполненных работ по договору сервисного обслуживания локомотивов.
Как он работает?
Давайте сначала разберёмся, что собой представляет технология блокчейн. Блокчейн – это распределённый реестр данных, который ведёт учёт всех хозяйственных операций по договору и позволяет участникам записывать и обновлять данные, а криптография (невозможность незаметного изменения информации) и алгоритм консенсуса (механизм, позволяющий достичь соглашения между участниками о достоверности данных) гарантируют, что сохранённые данные остаются неизменными. Записи добавляются в регистр в виде транзакций, эти транзакции зашифровываются (хешируются) и группируются в блоки. Каждый блок криптографически связан со следующим блоком, что формирует цепочку блоков, а алгоритм консенсуса обеспечивает решение задачи византийских генералов (выбора достоверной ветки цепи). Поэтому внесение изменений в одностороннем порядке, без сохранения истории этих изменений, невозможно.
Смарт-контракты работают в распределённой сети и обладают полнотой по Тюрингу, что означает, что исполнитель может реализовать любую вычисляемую функцию. Автоматического исполнения смарт-контракты не подразумевают, так как блокчейн-сеть хранит лишь состояния, поэтому их исполнение зависит от пользователя и соответствия машинного кода условиям контракта.
Каким бывает и где применяется?
Среди практических кейсов использования смарт-контрактов отмечу следующие:
– смарт-контракт для факторинговых операций: первыми в России о создании открытого консорциума, ориентированного на коммерческое использование технологий на основе блокчейн в финансовом секторе, совместно объявили «М.Видео» (Московская Биржа: MVID), «Сбербанк Факторинг» и Альфа-Банк
1. Участники консорциума запустили открытую блокчейн-платформу для факторинговых операций, которая делает возможным подключение неограниченного числа банков и факторинговых компаний с сохранением конфиденциальности информации о сделках;
– смарт-контракт для исполнения аккредитива: в мае 2018 года банк HSBC и ING банк оформили аккредитив на доставку груза из Аргентины в Малайзию и избежали оформления бумажных документов
2;
– контракт голосования: смарт-контракт может учитывать голоса в процессе разрешения споров, выбора должностных лиц, принятия коллегиальных решений. Блокчейн-технологии уже применяются при проведении муниципальных и президентских выборов, что не допускает вбросов;
– контракт страхования (смарт-контракт, аккумулирующий средства пользователей и разблокирующий их после возникновения страхового случая с последующей выплатой).
Как можно использовать смарт-контракт в ОАО «РЖД»?
Сервисное обслуживание локомотивного парка ОАО «РЖД» осуществляется в рамках долгосрочных договоров, заключённых со сторонними подрядчиками.
Результатом сервисного обслуживания является содержание локомотивов в соответствии с планами (графиками) проведения обслуживания, а также поддержание локомотивов в технически исправном состоянии, отвечающем требованиям технических условий, руководств и других документов и позволяющем эксплуатировать локомотивы в соответствии с законодательством Российской Федерации и правилами технической эксплуатации железных дорог РФ.
Расчёт стоимости сервисного обслуживания осуществляется исходя из километров пробега или часа нахождения в эксплуатируемом парке и ставок платы за услуги, определённые для полигона эксплуатации и серии локомотива. Общий пробег локомотивов может быть скорректирован в сторону снижения, если для серии локомотива не выполняется установленный договором уровень коэффициента готовности к эксплуатации (КГЭ). Корректировка производится пропорционально невыполнению КГЭ.
Расчёт коэффициента готовности к эксплуатации производится по следующей формуле:
КГЭnф =
Трсn / (
Трсn +
Тотn +
Тплn +
Таиз)
Где:
Трсn – суммарное время пребывания локомотива n-й серии в работоспособном состоянии в рассматриваемом периоде эксплуатации;
Тотn – суммарное время пребывания локомотива n-й серии в неработоспособном состоянии в связи с гарантийным ремонтом;
Тплn – суммарное время пребывания локомотива n-й серии в неработоспособном состоянии в связи с обслуживанием;
Таиз – суммарное время ожидания сервисного обслуживания и иных административных издержек, которое зависит только от действий сервисной компании.
Состояния локомотива в каждый момент времени определяются по данным автоматизированных систем управления перевозками ОАО «РЖД».
Договором предусмотрена гарантия сервисной компании на проведённое обслуживание. В случае выявления отказа локомотива составляется рекламационный акт, где определяется виновная сторона и за чей счёт будет осуществляться устранение отказа. В случае установления вины ОАО «РЖД» или третьих лиц
3 устранение отказа происходит за счёт ОАО «РЖД» в рамках непредвиденного обслуживания, вследствие нарушения правил эксплуатации локомотива и/или инфраструктуры железнодорожных путей, норм, инструкций и прочей нормативно-технической документацией. Стоимость непредвиденного обслуживания также включается в акты выполненных работ по договорам сервисного обслуживания.
До внедрения смарт-контрактов все финансовые документы по обслуживанию более 10 000 локомотивов формировались вручную в 105 депо по всей стране на основании данных из автоматизированной системы управления перевозками ОАО «РЖД» и бумажных протоколов. После внедрения смарт-контрактов мы полностью убрали человеческий фактор, не нужно ежемесячно формировать первичные документы с последующим согласованием с обеих сторон, все процессы автоматически синхронизированы, а бумажные протоколы заменены электронными документами.
При помощи созданной блокчейн-платформы локомотивного комплекса мы получили полную прозрачность формирования финансовых и производственных документов:
1) планирования программы сервисного обслуживания;
2) расчёта коэффициента готовности к эксплуатации, при необходимости расчёт штрафов за его невыполнение;
3) расчёта стоимости сервисного обслуживания.
Смарт-контракт стал источником цифровых данных для юридически значимого электронного документооборота, который уже внедрён в компании.
Смарт-контракт обладает следующими характеристиками:
1) регистрация всех событий (истории изменения состояний локомотивов, пробегов, времени и параметров обслуживания) и расчётов производится в неизменяемом распределённом реестре;
2) расчёт коэффициента готовности к эксплуатации и стоимости сервисного обслуживания осуществляется параллельно у всех участников в соответствии с логикой смарт-контракта;
3) получение первичных данных производится из доверенной среды локомотивного комплекса;
4) выполняется автоматическая валидация актов и расчётов финансовых обязательств сторон в контрольных точках в соответствии с условиями смарт-контракта.
Главная цель нововведения – повышение прозрачности и достоверности данных, на основе которых формируются финансовые документы.
1 https://alfabank.ru/press/news/2017/10/13/41066.html
2 https://www.reuters.com/article/us-hsbc-blockchain/hsbc-says-performs-first-trade-finance-transaction-using-blockchain-idUSKCN1IF01X
3 Третьими лицами не являются:
1. заводы – изготовители локомотивов;
2. локомотиворемонтные заводы;
3. поставщики модулей, запасных частей, узлов и агрегатов для локомотивов;
4. третьи лица, привлечённые сервисными компаниями.