Пандемия новой коронавирусной инфекции изменила мировой рынок труда буквально за несколько недель. Какие профессии будут востребованы, а какие могут уйти в прошлое, разбирался «Пульт управления».
«Удалёнка» не для всех
В апреле этого года Служба исследований hh.ru опросила более 700 работающих соискателей, в их числе 162 руководителя с количеством подчинённых не менее двух. Исследователей интересовало, как люди адаптировались к удалённой работе и хотели бы они продолжить работать в том же режиме. Больше половины опрошенных считают, что эффективность работы как каждого сотрудника, так и коллектива выросла.
По словам заместителя генерального директора ОАО «РЖД» Дмитрия Шаханова, в период самоизоляции на удалённом доступе трудились более 100 тыс. сотрудников в центральном аппарате и на сети дорог, или каждый второй специалист и руководитель, чей функционал связан с работой на компьютере. В перспективе, по оценке компании, на удалённую работу может быть переведено до 35% от общей численности персонала – это порядка 250 тыс. работников.
Но мнения работодателей по поводу того, оставлять ли сотрудников на удалённой работе, разделились.
За переход на преимущественно удалённую работу ратуют IT-специалисты, которые и до пандемии работали дистанционно. Партнёр «Лаборатории карьеры Алёны Владимирской» Анна Алфимова говорит: «Традиционно на «удалёнке» работала команда IT-специалистов. Этот тренд только усиливается. Об этом говорят в том числе решения глобальных компаний Amazon, Google, Facebook. Они намерены дать возможность сотрудникам остаться на удалённой работе до конца года. Отлично чувствуют себя на удалённой работе сотрудники на типовых позициях – это всё, что можно алгоритмизировать, и то, что не теряет качества исполнения при удалённой работе. Исключением становятся задачи, связанные с необходимостью постоянно искать нестандартные решения. Например, топ-менеджмент или креативные и стратегические проекты плохо существуют в разрозненном виде. К ним можно добавить обслуживание клиентов, но не всех: массовый сегмент вполне реалистично управляется на «удалёнке», а вот личное общение становится преимуществом. Поэтому сложно представить премиум-сервисы без живого консультанта».
Некоторым людям сложно работать вне коллектива из-за особенностей психологического типа личности. По мнению психолога Елены Коледы, сложно работать удалённо сотрудникам, которые активно участвовали в социальной жизни коллектива, или тем, кого можно назвать темпераментными и непоседами. «Для них ограничения себя в движении и активной жизни – большая сложность. Всё это вызывает стресс, из-за которого появляются причины для невыполнения ими своих рабочих обязанностей, расслабления, неорганизованности и отсрочки», – считает Елена Коледа.
Новый рынок – новые возможности
В период пандемии и режима самоизоляции наблюдался запрос на работников любых сервисов службы доставки – это водители, курьеры, операторы колл-центров. Второе направление – это всё, что связано с автоматизацией различных процессов. Например, в онлайн-обучении важной стала не только фигура преподавателя, но и специалиста, способного технически обеспечить бесперебойную связь, организовать проведение видеоконференции.
По-прежнему высоким был спрос на специалистов в сфере IT и представителей высокоинтеллектуальных профессий.
В конце мая Институт прогрессивного образования провёл исследование (опубликовано на «RT на русском»), в котором выяснил, какие профессии будут востребованы после пандемии. Согласно выводам экспертов, в первую очередь будут востребованы антикризисные консультанты, которые смогут помогать компаниям в условиях неопределённости. Останется высоким спрос на профессии, связанные с цифровизацией, – это связано с переходом на электронные платформы и работу в удалённом режиме. Будут востребованы эксперты по диджитализации процессов, программисты, SMM- и контент-менеджеры.
Также будут актуальны услуги консультантов по личным финансам и специалисты по тайм-менеджменту, которые помогут организовать работу в дистанционном формате на постоянной основе и будут помогать сотрудникам решать проблемы, связанные с самоорганизацией.
Не исключено, что с наступлением второй волны распространения коронавирусной инфекции и введением ограничительных мер вновь первые строчки в рейтингах востребованности займут курьеры, онлайн-врачи общей практики, сиделки и операторы колл-центров. Может опять вырасти спрос на сотрудников разных областей – науки, образования, искусства, развлечений, масс-медиа, безопасности, – которые могут работать удалённо.
В настоящее время и в ближайшей перспективе на рынке труда, как считают эксперты, будут востребованы пять ключевых специальностей.
Первая группа. Это специальности, связанные с цифровизацией. «Мы уже пришли к моменту, что набор навыков работы с данными и «цифрой» станут просто обязательными», – говорит директор Центра научно-технологического прогнозирования ИСЭЭЗ НИУ ВШЭ Александр Чулок.
«Сейчас и в ближайшей перспективе для транспортной сферы актуальными являются специальности, связанные с цифровизацией транспортного комплекса, управлением транспортными системами, транспортной логистикой, высокоскоростным движением, обслуживанием международных транспортных коридоров, беспилотными технологиями, развитием транспортного комплекса Арктики и регионов Севера, а также с новыми видами транспорта, международным транспортным правом, экономической безопасностью и цифровой экономикой, – говорит президент Ассоциации транспортных вузов Борис Лёвин. – Вузы транспорта стараются своевременно открывать соответствующие программы подготовки, чтобы оправдать ожидания работодателей, в том числе нашего главного стратегического партнёра – ОАО «РЖД».
Вторая группа – специальности, связанные с роботизацией. Сейчас многие простые или рутинные операции начинает делать робот или компьютер. В перспективе через пять или семь лет многие профессии просто перестанут существовать, а их функции возьмут на себя роботы.
В 2018 году на Всемирном экономическом форуме был озвучен прогноз: к 2022 году в мире исчезнет порядка 75 млн рабочих мест вследствие роботизации и цифровизации. Профессии, связанные с мониторингом и контролем, будут уходить в прошлое, потому что их заменят роботы и искусственный интеллект.
На железнодорожном транспорте такой исчезающей профессией, по мнению Агентства стратегических инициатив, станет машинист грузового состава. «С каждым годом беспилотные системы управления становятся более совершенными. В первую очередь они будут установлены на поезда линий метрополитена и на грузовые подвижные составы, человек же будет подключаться только при возникновении форс-мажорных ситуаций. После 2020 года автопилотирование грузового состава будет становиться отраслевым стандартом», – прогнозирует составленный АСИ «Атлас новых профессий».
Третья группа – это управленцы и менеджеры в сфере науки или инноваций. «В современной России до сих пор не закрыт разрыв между наукой и бизнесом. В рамках определённой компании науку и бизнес можно связать воедино, но в рамках страны – нет. Связи, которые были разорваны во время распада СССР, так до конца не восстановлены. Конечно, в каждой крупной компании есть свои исследовательские центры, например в ОАО «РЖД», которое активно инвестирует в современные исследования. Но они всё равно больше ориентированы на практические задачи, которые ставит бизнес. А наука иногда должна смотреть вперёд. Как раз управленцы, которые умеют говорить на языке науки и языке бизнеса, смогут решать такие задачи. Такие специалисты в нашей стране есть, но их очень мало. Могу сказать, что специалисты, разбирающиеся с практическим применением исследования и которые понимают научную составляющую, очень скоро будут нужны», – говорит Александр Чулок.
Следующая группа – это профессии, связанные с безопасностью. «Сейчас появились новые определения понятия «безопасность». Это не только традиционная и экономическая безопасность. В нашем мире появилось такое понятие, как «кибербезопасность». Потому что есть уже случаи, когда хакеры взламывали беспилотные автомобили или даже целые нефтеперерабатывающие заводы. Также после пандемии развивается важный тренд на биологическую безопасность. Это связано со стремительным развитием биоэкономики. По самым скромным оценкам, объёмы биоэкономики через несколько лет составят порядка $8 трлн. Я считаю, что очень скоро нам будут нужны профессии, которые смогут участвовать в формировании такого объёма. Биоэкономика – это достаточно широкий комплекс активностей, который включает в себя рациональное и бережное использование природных ресурсов и заботу о человеке. И биобезопасность будет играть в ней большую роль», – говорит Александр Чулок.
Во всём мире набирает тренд приоритета общественной пользы над получением максимальной прибыли любыми средствами. Поэтому в скором времени каждой компании будет необходим специалист по этике. «Тренды, связанные с этичным поведением, транспарентностью и открытостью, становятся всё более важными. За рубежом уже сформированы целые этические школы. Наша страна сейчас находится в самом начале формирования этих трендов. Пока все подходят к этому вопросу по остаточному принципу. Но хочу отметить один важный момент. Многие специалисты 25 лет назад говорили, что экология станет важным трендом, и если пренебрегать этой темой, то это существенным образом может ограничить рост компании и её конкурентоспособности. Наши компании сначала в это не верили, а потом в мире появились экологические сертификаты, и без такого сертификата компания просто не может попасть на рынок. С этикой может произойти такая же история. Мы можем относиться к этой теме по-разному, но если будут введены этические сертификаты, то это может стать сильным ограничением для наших компаний», – отмечает Александр Чулок.
Эксперт также уверен, что в скором времени будут востребованы не какие-то определённые профессии, а навыки, которыми должен владеть каждый специалист: «Профессии нужны как набор компетенций и навыков, которыми обладают соответствующие специалисты. Они помогают компании быть конкурентоспособной и устойчивой на рынке».
Именно поэтому высоко ценятся на рынке «люди-расчёски» – специалисты, которые могут выполнять целый ряд задач одновременно, например маркетинг и подбор, управление персоналом, маркетинг и продажи. У таких людей много hard skills (твёрдых, глубоких навыков в профессии) и есть soft skills (гибкие навыки, которые не привязаны к определённой профессии). Осознанное наращивание необходимых компетенций формирует огромное преимущество «человека-расчёски» на современном рынке труда, поскольку такие сотрудники более гибкие, у них широкий кругозор, они много умеют и открыты новому. Эксперты сформулировали топ-5 навыков будущего, которые пригодятся любому профессионалу: открытость новому, адаптивность, умение параллельно решать множество задач; кросс-функциональность, умение работать в команде, мыслить разносторонне, наличие знаний в смежных областях; способность развиваться самому, создавать вокруг себя развивающую среду и развивать людей в команде; умение выстраивать коммуникации, слышать, воспринимать.
Такие специалисты позволяют работодателю выходить за рамки привычного и развивать бизнес.
Если говорить о новых и перспективных профессиях, то в логистической и транспортной отраслях к 2022 году возрастёт доля инженеров машинного обучения, разработчиков ПО, профессионалов, занимающихся анализом данных, проектировщиков мобильных платформ и приложений. По-прежнему актуальным останется спрос на специалистов по продажам и маркетологов.
Дарья Чикиркина