Грузы едут
Контейнерные перевозки победили пандемию
Пандемия коронавируса и связанное с ней падение экономической активности во всех государствах значительно снизили объём железнодорожных перевозок. Но, во-первых, не во всех секторах и направлениях, а во-вторых, последствия пандемии явственно обозначили направления и определили, какие способы железнодорожных перевозок будут востребованы.
По итогам пяти месяцев 2020 года погрузка в ОАО «РЖД» сократилась на 4,5% по сравнению с тем же периодом прошлого года и составила 508 млн тонн, а грузооборот снизился на 5,5%. На фоне общего падения особенно заметен рост контейнерных перевозок, в том числе с дорогостоящими грузами.
К примеру, контейнерные перевозки в сообщении Китай – Европа – Китай по сети ОАО «РЖД» выросли на 35% с начала года к аналогичному периоду 2019 года и составили порядка 167 тыс. ДФЭ. Особенно это увеличение было заметно в мае, когда китайская экономика начала оживать после эпидемии. Перевозки составили 47,7 тыс. ДФЭ (TEU), что в 1,8 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.
«В настоящее время отмечается повышенный спрос на перевозки железнодорожным транспортом между Азией и Европой, – отметил заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания Алексей Шило в ходе российско-китайской видеоконференции, посвящённой вопросам контейнерных перевозок. – В сложившейся ситуации преимущества железнодорожного транспорта – стабильность, надёжность, технологичность и экологичность – востребованы, и их необходимо использовать для сохранения и увеличения грузопотоков. Компания последовательно развивает транзитные транспортные коридоры. В инвестиционной программе этого года, несмотря на сложную экономическую ситуацию, максимально сохранены все запланированные мероприятия, связанные с транзитными перевозками».
Тоннаж грузов в контейнерах увеличился на 15,9%, до 21,7 млн тонн. В настоящее время доля экспортных перевозок от совокупного объёма перевозки гружёных контейнеров по сети РЖД составила 38%, внутренних – 27%. Эксперты уверены, что рост явно продолжится и после эпидемии, поскольку президентом РФ Владимиром Путиным было поддержано предложение о субсидировании транзитных перевозок контейнеров. Более того, значительно больше в контейнерах стали перевозить дорогостоящих электронных приборов, тех, которые раньше предпочитали перевозить грузовой авиацией.
Самый близкий путь из Китая в Европу, на котором работает компания «ОТЛК ЕРА», – через Казахстан. В мае 2020 года компания перевезла 49,1 ДФЭ, что в два раза больше, чем в мае 2019 года, и является абсолютным рекордом по объёмам евразийских транзитных контейнерных перевозок за месяц. Сейчас задача железнодорожников – закрепить и увеличить такие перевозки, в том числе за счёт использования новых электронных сервисов, которые не требуют больших затрат от грузоотправителя.
Выросли и перевозки продовольственных грузов, как внутри страны, так и на экспорт.
На 14,9% увеличились за пять месяцев перевозки зерна, до 9,6 млн тонн. Как рассказал директор Департамента стратегического маркетинга «Русагротранса» Игорь Павенский, всплеск спроса начался в марте на фоне ситуации, когда многие решили запастись продовольствием.
«Мы справились с пиковыми перевозками, которые более характерны для июля-августа, фактически на удалённом режиме за счёт правильной организации труда», – подчеркнул Игорь Павенский.
Фактически уже отработаны безбумажные технологии взаимодействия с ОАО «РЖД» и грузоотправителями, а также с сервисными службами, которые будут использоваться и далее. При этом, по оценке Игоря Павенского, эффективность работы возросла примерно на 30%.
За январь – май 2020 года со станций Дальневосточной дороги отправлено свыше 200 тыс. тонн рыбной продукции, что на 7,9% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Морепродукты также едут в рефрижераторных контейнерах. Для отправления морепродуктов ОАО «РЖД» реализовало услугу перевозки в составе ускоренных рефрижераторных поездов по специализированному расписанию в рамках проекта «Грузовой экспресс». Места в составе резервируются и доставляются по расписанию с согласованным временем отправления и прибытия на станцию назначения. Такая схема работы позволяет клиентам максимально эффективно использовать свой подвижной состав, сократить время вагона в пути и быстрее доставить груз получателю.
Как показала практика, в условиях спада перевозок выросла необходимость в новых востребованных грузоотправителем услугах: именно в тех сегментах, где они применяются, достигается хороший результат.
Так, ОАО «РЖД» с 1 июня на базе сервиса «Грузовой экспресс» запустило новую логистическую услугу – «грузовые шаттлы», которая позволит существенно повысить скорость и обеспечить доставку небольших партий грузов точно в срок. Новая технология предусматривает консолидацию небольших отправок с разных станций шаттлами в отдельный поезд (грузовой экспресс), его ускоренное продвижение по специальному расписанию до крупного транспортного узла и дальнейшее «распыление» шаттлами по конечным пунктам назначения. Как предполагают в компании, новый сервис может быть востребован небольшими и средними грузоотправителями.
Сергей Плетнёв