Из-за пандемии коронавируса ОАО «РЖД» вынуждено было отменить до половины поездов дальнего следования, поскольку число пассажиров в них снизилось почти на 80% (в апреле 2020 года по сравнению с аналогичным периодом 2019-го).
Во внутригосударственном и международном сообщении было отменено 252 пары поездов АО «ФПК», в том числе 121 пара круглогодичных и 131 пара сезонных поездов. Во внутригосударственном и международном сообщении было отменено 27 пар поездов формирования Дирекции скоростного сообщения – филиала ОАО «РЖД», включая 11 пар высокоскоростных поездов «Сапсан».
Снижение пассажиропотока в пригородном сообщении составило почти 70%, но количество пригородных поездов сокращено на 12% (более 800 поездов). Причём больше всего отмены коснулись Краснодарского края, Республики Карелия, Волгоградской области, Республики Татарстан и Ульяновской области – в общей сложности отменено 111 пригородных поездов.
В настоящее время железная дорога постепенно возвращается к привычному графику.
Учитывая быстрые темпы восстановления спроса пассажиров на покупку билетов, холдинг «РЖД» принял решение об увеличении числа поездов, которые должны быть восстановлены в расписании. Так, с учётом ранее принятых решений, в ближайшее время в расписании будут восстановлены более 70 поездов дальнего следования, включая 12 «Сапсанов» и 59 поездов дальнего следования формирования АО «ФПК» (дочернее общество ОАО «РЖД»). Из них 36 поездов назначены на южные направления и будут доставлять россиян к курортам Черноморского побережья и Северного Кавказа.
Многие поезда увеличат периодичность курсирования.
Что касается пригородного сообщения, то ещё с середины мая было восстановлено более 55% электричек, темпы возвращения будут зависеть от эпидемиологической ситуации и решений региональных властей.
Пригородное сообщение
С отменой ограничительных мер в субъектах Российской Федерации, связанных с пандемией COVID-19, постепенно начали выравниваться показатели по пассажирским перевозкам пригородных компаний. По данным РЖД, интенсивное восстановление пассажиропотока наблюдается по сети в целом. Так, с середины мая восстановлено более 55% пригородных поездов, продолжается работа по «возвращению» ещё 466 поездов.
Напомним, по состоянию на 6 апреля был отменён 851 поезд. Однако уже к середине мая в 21 субъекте РФ было восстановлено движение 308 поездов. Наибольшая их доля пришлась на Санкт-Петербург и Ленинградскую область, где был возвращён 41 поезд; в Калининградской области – 70 поездов, Республике Татарстан – 15, в Самарской области – 21, в Свердловской – 16, в Новосибирской – 40 поездов. А на 1 июня в график вернулись ещё 37 пригородных поездов.
В рамках поэтапного выхода субъектов РФ из режима повышенной готовности с 1 июня возобновлено движение 19 поездов АО «Содружество». С начала лета курсирование возобновлено на направлениях Казань – Кизнер – Ижевск, Казань – Арск, Казань – Свияжск, Казань – Канаш, Казань-2 – Васильево – Бирюли. Как отмечают в АО «Содружество», дополнительные поезда, которые были отменены на период ограничительных мер, вводятся постепенно в зависимости от пассажиропотока. Однако размеры движения ещё не восстановлены в полном объёме. Дальнейшее возобновление курсирования пригородных поездов рассматривается совместно с заказчиками перевозок, и решение о целесообразности этого принимается также совместно.
На Калининградской магистрали в период пика эпидемии объёмы курсирования пригородных поездов были сокращены на 75%. На каждом направлении по решению региональных властей было оставлено по одной паре поездов. В условиях практически полной отмены автотранспортного сообщения железная дорога оставалась единственным трафиком для тех, кто продолжал работать.
С 1 мая началось поэтапное увеличение количества рейсов и сокращение интервалов движения.
С 1 июня на зеленоградском, светлогорском, балтийском, гурьевском, советском, черняховском, мамоновском, багратионовском и внутригородских направлениях дороги назначено 114 пригородных поездов.
В первый день лета АО «Калининградская пригородная пассажирская компания» (АО «КППК») в соответствии с решением регионального правительства добавила в график движения «Деловой экспресс» на направлении Калининград – Зеленоградск. Этот востребованный пригородный маршрут завершил полное восстановление пригородного железнодорожного движения в регионе.
Возвращаются и пригородные поезда на Северной железной дороге. Как сообщили в АО «Северная пригородная пассажирская компания», с 14 по 30 апреля из более чем 180 поездов пригородного сообщения было отменено десять. Восемь из них курсировали по территории Ярославского региона и два – по территории Архангельского. С 1 мая было восстановлено движение пяти отменённых в апреле поездов. А с началом дачного сезона введено 14 дополнительных пригородных поездов.
Сложившееся снижение объёмов перевозок в пригородном сообщении повлекло за собой снижение доходов и увеличило выпадающие доходы пригородных компаний, отмечают в РЖД.
В связи с этим, согласно поручению главы государства, в перечень отраслей экономики, в наибольшей степени пострадавших из-за новой коронавирусной инфекции (COVID-19), включена деятельность по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом. Согласно принятому решению, в течение года на компенсацию выпадающих доходов пригородных пассажирских железнодорожных компаний будут выделяться сэкономленные средства федерального бюджета.
Кроме того, из федерального бюджета будет выделено 3,24 млрд руб. на лизинговые платежи по договорам, заключённым пригородными пассажирскими железнодорожными компаниями с российскими лизингодателями.
Заметим, что, несмотря на сокращение движения в сегменте пригородных перевозок во время пандемии коронавирусной инфекции, в этом секторе кипела работа, в частности по обновлению подвижного состава.
Так, 24 апреля в Алтайском крае на маршруте Барнаул – Рубцовск обновлён состав пригородного поезда «Просторы Алтая» – запущены четыре новых плацкартных вагона АО «Алтай-Пригород». 25 апреля совместно с администрацией Томской области и АО «Кузбасс-Пригород» запущены два современных вагона для перевозки пассажиров по маршруту Томск-2 – Асино.
С 1 мая в Белгородской области по маршрутам Белгород – Ржава и Белгород – Наумовка начал курсировать новый комфортабельный электропоезд серии ЭП2Д, второй состав запущен с 1 июня.
2 июня в Южно-Сахалинске состоялась торжественная церемония по присвоению имени рельсовым автобусам. Теперь РА3 – это «Орлан», и так будет называться вся серия данных электропоездов.
Дальнее следование
Ранее из-за отсутствия спроса АО «ФПК» было вынуждено временно прекратить курсирование более 250 пар поездов дальнего следования. Согласно утверждённому в РЖД плану по восстановлению размеров движения в летний период, в расписание будут возвращены наиболее востребованные поезда, в особенности в сообщении с южными курортами.
«В плане предусмотрено постепенное увеличение размеров движения поездов с июля текущего года при условии благоприятного развития эпидемиологической ситуации», – рассказали в РЖД.
Так, на сайте РЖД в разделе «Коронавирус. Информация для наших клиентов» постоянно обновляется информация о возвращённых в график курсирования поездах. Обновлённая информация выделена зелёным цветом.
Как отмечают в РЖД, спрос на дальние поездки восстанавливается, при этом пассажиры предпочитают покупать билеты онлайн.
«Мы провели опрос, согласно которому 88% респондентов готовы совершить поездку после снятия ограничений. Согласно данным проведённых исследований, текущая эпидемиологическая обстановка оказала влияние на 85% пассажиров поездов дальнего следования. Из них 92% отменили запланированные поездки, 8% перенесли дату путешествия. При этом 88% опрошенных пассажиров настроены оптимистично и готовы совершить поездку сразу после снятия карантинных мер в течение месяца: 43% хотят поехать к родственникам и друзьям, 28% планируют деловые поездки, 17% – туристические», – рассказал заместитель генерального директора АО «ФПК» Игорь Белогузов. Результаты опросов, в частности, показали, что 28% пассажиров хотели бы путешествовать только по России этим летом. В этой связи компания готовит предложения, позволяющие туристам комфортно и выгодно пользоваться услугами железной дороги.
Путешествовать поездом
«Мы готовы оказывать содействие туроператорам в развитии внутрироссийского железнодорожного туризма. После получения соответствующих заявок от туроператоров мы оперативно рассмотрим их запросы и при необходимости назначим поезда или беспересадочные вагоны по востребованным направлениям. Стоит отметить, что АО «ФПК» осуществляет регулярные перевозки пассажиров по железной дороге более чем в 70 регионов нашей страны. Железнодорожные путешествия также могут быть привлекательны для туристов тем, что в пути им не нужно думать о гостинице. Роль «отеля на колёсах» выполнят комфортабельные вагоны, в которых есть все условия для комфортного путешествия. При увеличении спроса на железнодорожные поездки по стране мы оперативно вернём в расписание те поезда, курсирование которых было временно приостановлено из-за низкого пассажиропотока», – рассказал Игорь Белогузов.
Перевозки организованных туристических групп по Кругобайкальской железной дороге организует «РЖД Тур».
«Это один из самых популярных туристических железнодорожных продуктов. Поездки по Кругобайкальской железной дороге представляют собой однодневные туры от Иркутска до порта Байкал и обратно в поездах на паровозной тяге. В таких поездках туристы могут увидеть памятники природы, уникальные инженерные сооружения и ряд деревянных строений начала XX века в стиле модерн. Это только один из туристических маршрутов, поездки по которым предлагает осуществить «РЖД Тур». Мы также предлагаем паровозные туры из Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону. Специалисты компании могут подобрать для клиентов и туры выходного дня с использованием регулярных поездов», – рассказал генеральный директор «РЖД Тур» Олег Каверин.
Сервисы для пассажиров
Всего в мае пассажиры оформили почти 1,77 млн электронных билетов на поезда дальнего следования холдинга «РЖД», включая высокоскоростные поезда «Сапсан», скоростные поезда «Ласточка» и «Стриж». Это на 47% превышает показатели апреля. К тому же в мае РЖД возобновили продажу билетов за 90 суток до отправления поезда, что позволило пассажирам планировать путешествия в летний сезон и оформлять проездные документы заблаговременно. В среднем доля электронных продаж за май составила около 60% от общего количества билетов, реализованных в целом по сети железных дорог.
Для удобства пассажиров РЖД продолжают развивать онлайн-сервисы. Например, через официальный сайт ОАО «РЖД» можно оформить билеты в специальные купе для маломобильных граждан.
В электронном формате можно оплатить перевозку дополнительной ручной клади и багажа.
Пользователям смартфонов на базе операционной системы Android или iOS доступно официальное мобильное приложение «РЖД Пассажирам». С его помощью можно без комиссии приобрести билеты на поезда дальнего следования, оформить перевозку багажа и домашних животных, проверить информацию о ранее приобретённых билетах, узнать расписание поездов, авторизоваться в программе лояльности. Для оформления билетов в приложении можно использовать бонусные баллы, а также отслеживать свой бонусный счёт, покупать и применять транспортные карты.
В приложении пассажиры могут найти актуальную стоимость билетов на ближайшие даты, навигацию по вокзалам, информацию о фактическом движении поездов и ответы на часто задаваемые вопросы.
При онлайн-покупке электронных билетов на поезда дальнего следования пассажирам предоставляется возможность электронной регистрации. После её прохождения для посадки в поезд достаточно предъявить проводнику документ, удостоверяющий личность, который был указан при оформлении билета.
На большой скорости
В сегменте скоростного сообщения 100% восстановление в графике поездов произойдёт в течение лета, сообщили в Дирекции скоростного сообщения.
Напомним, что в период с 13 апреля по 29 мая количество «Сапсанов» на маршруте между Москвой и Санкт-Петербургом было сокращено до четырёх пар в сутки (до пандемии в будни курсировало 13 пар, в выходные – 15). Однако уже с 29 мая по 23 июня количество «Сапсанов» выросло вдвое.
Так, с 29 мая между Москвой и Санкт-Петербургом ежедневно начали курсировать по 9 пар поездов «Сапсан» – 18 рейсов в утренние, дневные и вечерние часы, в том числе одна пара на маршруте Санкт-Петербург – Нижний Новгород. Кроме того, учитывая повышенный спрос на перевозки между Москвой и Санкт-Петербургом, были назначены дополнительные поезда «Сапсан» на ряд праздничных и выходных дней.
«Уже с 24 июня на маршруте Москва – Санкт-Петербург будут восстановлены размеры движения, предусмотренные нормативным графиком: в будние дни будут курсировать 13 пар поездов «Сапсан», в выходные – 15 пар, – рассказал заместитель начальника дирекции Алексей Ясаков. – Мы видим, что спрос на перевозки постепенно начинает расти. Так, например, в апреле поездами «Сапсан» было перевезено всего 36 тыс. пассажиров, в мае – 61 тыс., по итогам второй декады июня перевезено 110 тыс. пассажиров. Всего же прогнозируемый показатель в июне составляет более 150 тыс. пассажиров».
Сейчас маршрутная сеть Дирекции скоростного сообщения охватывает 12 регионов, включая Новгородскую, Псковскую области, Республику Карелию, Краснодарский край.
«Это регионы, которые имеют потенциал для развития внутреннего туризма, что может привлечь пассажиров после снятия ограничений. Особенно востребован среди пассажиров ретропоезд на паровозной тяге «Рускеальский экспресс», который следует по маршруту Сортавала – Горный парк «Рускеала». Курсирование этого поезда было возобновлено 30 мая. Кроме того, сегодня на комфортных скоростных поездах «Ласточка» из Санкт-Петербурга можно добраться до Пскова – города с 2000-летней историей, который известен древними крепостями, соборами и старинными архитектурными строениями, а также до Сортавалы – города на западе Карелии, откуда можно отправиться на остров Валаам или в горный парк «Рускеала», – рассказал начальник дирекции Антон Петров.
В ближайшее время ДОСС планирует открыть ещё один маршрут туристической направленности: поезда «Ласточка» соединят Санкт-Петербург с Валдаем и Старой Руссой. «Так наши пассажиры смогут познакомиться с достопримечательностями Новгородской земли», – добавляет Антон Петров.
К тому же у Дирекции скоростного сообщения разработана целая линейка тарифных планов, которые делают поездки привлекательнее.
«Наши пассажиры могут воспользоваться общедоступными тарифными планами. Например, «туда-обратно», где снижение стоимости на обратный билет составляет 20%. Есть тариф Junior, доступный для пассажиров от 10 лет до 21 года, и Senior для пассажиров в возрасте от 60 лет, в отношении которых снижение стоимости на проезд составляет 30%», – рассказал заместитель начальника дирекции Алексей Ясаков.
«Один из новых тарифов «Больше пространства» вводится уже с 1 июля и позволит приобретать билет на два смежных места со снижением стоимости второго кресла на 50% на поезда «Сапсан» и «Ласточка» формирования Дирекции скоростного сообщения, а также на ретропоезд «Рускеальский экспресс» и беспересадочные вагоны Москва – Рускеала», – пояснил он.
Продолжение следует
Председатель МОО «Союз пассажиров» Кирилл Янков прогнозирует увеличение спроса на услуги железных дорог со стороны пассажиров. По его мнению, из соображений безопасности пассажиры станут чаще выбирать поезда, чем самолёты, особенно на дальних расстояниях.
«Объёмы движения начали постепенно возвращаться, что соответствует росту подвижности населения. Я думаю, на расстояния 200–500 км граждане всё же предпочтут машины как наиболее безопасный сегодня способ перемещения. С другой стороны, поезд безопаснее самолёта по ряду причин – начиная с того, что в поезде в любом вагоне на пассажира приходится больше площади, чем в самолёте. Наконец, в поездах всегда была возможность выкупить все места в купе для тех, кто опасается заражения. И, наверное, пассажиры станут больше этим пользоваться. К тому же РЖД принимают целый комплекс мер по обеззараживанию вагонов и поверхностей. Проводники в масках – с точки зрения пассажира это правильная мера, и важно психологически, чтобы пассажиры не боялись ехать поездом. К тому же я предполагаю, что на самолётах будет выше стоимость билетов, так как у авиакомпаний есть лизинговые платежи и для них всегда очень важными были ранние продажи, а теперь мало кто будет за полгода планировать поездку и покупать билет на самолёт. В связи с этим, я думаю, на более дальних расстояниях (1000–2000 км) возможен переток пассажиров с самолёта на поезд», – говорит Кирилл Янков.
Яна Позолотчикова