Возвращаться с радостью
Кристина Иваненко
Кристина Иваненко
кандидат психологических наук, бизнес-тренер, доцент факультета психологии Института общественных наук РАНХиГС

Возвращаться с радостью

Как выйти из самоизоляции и сохранить психологическое здоровье
Исследование Социологического антикризисного центра показало, что 54% россиян считают,что после пандемии коронавируса мир сильно изменится и уже не будет прежним. При этом 32% респондентов полагают, что общество станет более разобщённым, а 14%, наоборот, считают, что люди станут более сплочёнными, будут больше заботиться и помогать друг другу. Опрос показал, что пандемия подтолкнула людей к мысли о ценности здоровья, заботе о своей физической форме.

Распространение новой коронавирусной инфекции повлияло на все сферы жизни, но согласно совместному опросу исследовательского холдинга «Ромир» и McDonald’s наиболее существенное влияние пандемии можно отметить в бытовых вопросах: в будущем 32% опрошенных продолжат чаще убирать дома и мыть руки, а 16% – регулярно пользоваться санитайзером. Тем не менее пандемия не заставит россиян отказаться от городских традиций: только 9% респондентов заявили, что перестанут тереть памятники «на удачу».

Несмотря на то что многие ограничения уже сняты, о победе над вирусом говорить ещё рано и страх заразиться есть у многих россиян. Так, по данным опроса ВЦИОМа, заболеть COVID-19 опасаются 60% россиян. Для сравнения: потерять работу или доход боятся вдвое меньше – 31% респондентов. «Пульт управления» узнал у кандидата психологических наук, бизнес-тренера, доцента факультета психологии Института общественных наук РАНХиГС Кристины Иваненко, как пандемия повлияла на психологическое состояние людей и как выходить из режима самоизоляции без стресса.

– Как опыт самоизоляции и ограничений, связанных с пандемией, психологически повлиял на людей?
– Во время самоизоляции мы лишились притока информации и эмоций извне и остались «вариться в своём собственном бульоне». Соответственно, из-за этого произошло утрирование тех качеств и тех установок, которые у нас были до пандемии. Когда мы остались наедине с собой, наши качества проявились ещё сильнее: тонкие душой стали ещё тоньше и уязвимее, сложные – ещё сложнее и глубже, одинокие – ещё более одинокими, ленивые – ленивее, тревожные – тревожнее, трудоголики ушли ещё глубже в работу, создающие – в своё творчество.
Можно разделить людей на несколько категорий в зависимости от того, как на них повлияла ситуация пандемии.
Во-первых, по степени необходимости в социализации. Большая часть людей поняли, что им действительно необходимо общение с людьми. Причём это не только экстраверты, которые всегда знали, что им нужен социум, но и некоторые интроверты, которые в обычной жизни говорили, что могут спокойно обойтись и без этого.
Другая же, меньшая часть за это время поняла обратное: им очень хорошо и без внешних впечатлений, достаточно нескольких звонков по телефону, они находятся в гармонии наедине с собой. Не исключаю, что после пандемии во всём мире более широко распространится движение хикикомори (хикикомори, или хикки, – субкультура, появившаяся в Японии, это люди, которые сознательно отказываются от социальной жизни и находятся в добровольной социальной изоляции в своём доме. – Ред.).
Также разделить людей можно в соответствии с результатом их размышлений о смысле жизни. Три месяца в самоизоляции в любом случае поставили нас перед такими вопросами: те ли люди меня окружают; тем ли делом я знимаюсь; в правильном ли направлении двигаюсь; доволен ли я своей жизнью? Соответственно, есть те, кто отрицательно ответил на эти вопросы и понял, что нужно что-то менять, и те, кто убедился, что они всё делают верно. Первые выходят из карантина либо в сильной депрессии, либо с большой мотивацией что-либо менять, а вторые – с огромным зарядом сил и эмоций двигаться дальше.

– Какие новые привычки мы успели приобрести за время самоизоляции?
– Среди хороших – это такие автоматизмы, как соблюдение правил гигиены: часто мыть руки, тщательно обрабатывать овощи и фрукты, разделять домашнюю и уличную одежду. Это никогда не будет лишним, ведь помимо коронавируса есть масса других заболеваний. Ещё один полюс – это диджитализация. Даже те, кто считал себя адептом аналогового мира и полагал, что решать дела можно только очно, были вынуждены освоить все средства диджитал-коммуникации и перевести все свои бизнес-процессы в онлайн. Даже пожилые профессора университетов справились с освоением Zoom и Skype, и всё это произошло быстро и в сжатые сроки. Хотя до этого люди годами не могли завести себе учётную запись.
Многие компании, получив опыт дистанционной работы, пересмотрели свой подход к организации рабочего процесса. Те, у кого переход на «удалёнку» оказался успешным и продуктивным, могут или вовсе отказаться от офиса, или перевести часть процессов в дистанционный формат. К примеру, Twitter разрешил своим сотрудникам работать удалённо как минимум до конца года, так как это оказалось удобнее и выгоднее.
Ещё за эти месяцы мы приобрели самостоятельность. Мы научились жить без таких помощников, как кафе, химчистки. Многие обнаружили, что сами неплохо готовят, могут самостоятельно сделать маникюр, что на самом деле мы можем обойтись и без сферы услуг, хотя она, безусловно, облегчает жизнь.
Но есть и отрицательные привычки, которые у нас появились за время карантина. Одна из них – беспокоить друг друга по рабочим вопросам круглосуточно. Так как при работе из дома границы рабочего времени размываются, сейчас с этой проблемой столкнулись все, а не только фрилансеры. Думаю, эта привычка ещё какое-то время с нами останется.
Ещё нас захватили хронофаги – пожиратели времени: сериалы, соцсети, YouTube. За время самоизоляции мы оформили множество подписок и значительно увеличили время пребывания в Интернете. Это плохая привычка, которая снижает нашу продуктивность, от этого нужно будет отказаться, а это большая работа по выстраиванию своего графика.

– Сейчас, когда ограничения снимаются, нужно вновь работать очно. Как сделать свой выход из карантина наиболее комфортным и вернуться к прежнему графику?
– Самое главное правило – это постепенность. Для психики все слишком быстрые изменения являются травматичными, поэтому выходить из самоизоляции нужно медленно. Конечно, нужно учитывать рекомендации властей и врачей в регионе, рекомендации вашего работодателя, но самое главное, чтобы был локус контроля (термин введён социальным психологом Джулианом Роттером в 1954 году, свойство личности приписывать свои успехи или неудачи только внутренним либо только внешним факторам. – Ред.). Важно, чтобы было ощущение: «Я являюсь режиссёром своей жизни». В сложившейся ситуации есть очень большой соблазн впасть в состояние бездумного следования рекомендациям: открыли рестораны – пойду в ресторан, открыли кинотеатры – пойду в кино. Это очень простой способ, но нужно взять ответственность за своё здоровье и здоровье близких на себя, и когда внешние жёсткие ограничения снимаются, внутренний контроль должен оставаться. Это, кстати, будет способствовать развитию ваших лидерских навыков. Если мы сейчас актуализируем установку – за своё здоровье и здоровье близких ответствен только я, а не государство, – то, во-первых, всем станет гораздо безопаснее, а, во-вторых, мы станем психологически сильнее и осознаннее.
После выхода из самоизоляции нужно выстраивать свою жизнь «как с чистого листа». У нас часто возникает желание начать что-то с понедельника. Вот сейчас самое время, чтобы начать жизнь так, как вам давно хотелось, не нужно откладывать этот момент. Сейчас можно создать для себя такую структуру дня, которая будет отвечать вашим задачам максимально хорошо. Для этого нужно закрепить определённые задачи за конкретным временем, планировать заранее, выстроить свои задачи по приоритетности, стараться не откладывать дела на будущее.

– У многих есть страх заразиться, как с ним бороться?
– Ситуация, когда будет необходимо ездить на работу и взаимодействовать с людьми, обострит тревогу. Такому страху больше подвержены ипохондрики, те, кто был изначально склонен к боязни за своё здоровье.
Справиться со страхом поможет, во-первых, информированность: нужно с помощью авторитетных источников изучить способы передачи вируса, понять, как он распространяется, какие действительно есть риски и как можно эффективно себя обезопасить. Во-вторых, человеку с тревожностью поможет ощущение, что он взял ситуацию под контроль, к примеру максимальное соблюдение всех гигиенических правил и норм.
В текущей ситуации испытывать страх заразиться – нормально, и это на самом деле поможет нам избежать второй волны заболеваемости.
Страх – это реакция психики, которая позволяет сохранить жизнь. Это очень полезный инструмент, который сохраняет нас от необдуманного поведения. Если вам страшно заразиться от окружающих, конвертируйте этот страх в реальное поведение, построенное на принципе безопасности.
Как бы неприятно это ни звучало, вирус стал частью нашей жизни, он останется с нами, и нам придётся с этим жить, но скоро он станет «не фигурой на фоне», а «фоном», таким же фоном, как и другие болезни, о которых мы не думаем ежесекундно, но в фоновом режиме соблюдаем правила предосторожности. Нужно стараться фокусировать своё внимание на чём-то более ценном и важном. Не нужно жить в страхе и ожидании второй волны, но нужно сделать всё, чтобы её предотвратить. Оптимальной будет стратегия «делай что должно, и будь что будет».

– О победе над вирусом говорить ещё преждевременно. Стоит ли по-прежнему отказывать себе в желании пойти в кафе, встретиться с родственниками или друзьями?
– Конечно, правильно будет по-прежнему сохранять дистанцию и общаться с родственниками по видеосвязи. Но, как психолог, я понимаю, что у людей накопилась очень большая усталость от карантина и ограничений. Я бы предложила постараться найти золотую середину: встретиться с близкими, по которым вы соскучились, но продолжать соблюдать меры безопасности, соблюдать дистанцию, побольше находиться на свежем воздухе. Ведь социальная дистанция позволяет нам общаться, сохранить зрительный контакт.
Здесь очень хорошо подходит метафора вкусного торта, который мы очень любим, но не едим его на завтрак, обед и ужин, так как это вредно для фигуры и здоровья, а позволяем себе редко маленький кусочек, смакуем его. Я предлагаю распространить такой подход и на те радости, которых мы были лишены в период карантина, – поход в ресторан, на шопинг. Нужно это позволять себе, но относиться к этому очень осознанно, а не на автомате, как обычно мы это делали.

– На ваш взгляд, изменила ли пандемия людей?
– Когда мы все сидели дома, казалось, что мы и мир изменились кардинально. Но, когда вышли из домов и попали в привычный контекст, оказалось, что мы не очень-то изменились. Мне кажется, сейчас всё очень быстро вернётся к прежнему ритму.
Этот период мы, безусловно, запомним. Да, мы будем больше использовать возможности Интернета для работы, будем больше первое время ценить общение. Но глобальных внутренних изменений с большинством людей не произошло. Это всё же была не война, которая меняет людей кардинально. Эта ситуация обострила что-то в нас, но не изменила. Я бы сравнила её с не очень хорошим тренингом, во время него люди что-то поняли, осознали, но на следующий день вернулись к прежнему. Мне кажется, для большинства этот опыт пандемии оказался не очень качественным тренингом.
Во время самоизоляции нам казалось, что мы что-то поняли и осознали, что изменимся. А когда вышли на прежнюю работу, стали совершать всё те же привычные действия, всё начало возвращаться на круги своя. Александр Лурия, советский психолог и врач-невропатолог, отмечал такое свойство нашего мозга, как нейропластичность, заключающееся в возможности изменяться под действием опыта, а также восстанавливать утраченные связи после повреждения или в качестве ответа на внешние воздействия. Мне кажется, этот термин хорошо характеризует наше общество: мы быстро адаптируемся к реальности.
Я считаю, что если человек всю жизнь жил в одном ритме, а потом три месяца в самоизоляции, то, скорее всего, через три месяца он вернётся к прежнему ритму своей жизни. Поэтому не думаю, что будут глобальные изменения социума.

Беседовала Виктория Гаджиева
Сбросить лишнее

Как привести себя в порядок без диеты

Рубрики: Восстановление
Новая норма

Какие виды коммуникаций придут в нашу жизнь после пандемии

Рубрики: Восстановление
Офис нового времени

Компании усиливают меры безопасности на рабочих местах

Рубрики: Восстановление

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

12 недель в году. Как за 12 недель сделать больше, чем другие успевают за 12 месяцев
Брайан Моран, Майкл Леннингтон
«12 недель в году. Как за 12 недель сделать больше, чем другие успевают за 12 месяцев». Издательство «Манн, Иванов и Фербер» 2024 год
48 правил бережливой культуры
Филипп Семёнычев
«48 правил бережливой культуры». Издательство Ridero 2021 год
Ты можешь больше! Победитель тот, кто знает, что делать с неудачей
Мария Колосова
«Ты можешь больше! Победитель тот, кто знает, что делать с неудачей». Издательство «Альпина Паблишер» 2022 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru