Пандемия – это не только проверка на прочность систем здравоохранения и экономик разных стран, но и возможность для переосмысления принципов устройства городской среды. Эксперты пытаются прогнозировать, как COVID-19 изменит жизнь в мегаполисах и транспортную систему больших городов.
Уроки вируса
Первым городом, который официально утвердил карантинные меры, стала Венеция: в XIV веке власти ввели закон, согласно которому судно могло войти в порт, лишь простояв 40 дней в стороне на якоре. Этого времени было достаточно, чтобы выявить потенциального переносчика инфекции на борту. Именно так появилось слово «карантин»: на итальянском словосочетание «сорок дней» звучит как quarante giorni.
Водопроводы, без которых невозможна жизнь ни одного города, изестны с I тысячелетия до н.э. и упомянуты в Библии. А «сработанные рабами Рима» водопроводы назывались акведуками. В России первый водопровод из деревянных труб появился в XI – начале XII века на Ярославовом дворище в Новгороде. В Московском Кремле водопровод был установлен с XV века, а первая городская водопроводная система в Москве (Мытищинский-Московский водопровод) появилась в 1804 году, после того как эпидемия чумы 1771 года унесла жизни десятков тысяч человек. Кстати, после той эпидемии все кладбища были вынесены за границы города.
Канализация также имеет давнюю историю: ею пользовались в Вавилоне, Египте (2500 лет до н.э.) и Риме (VI век до н.э.). Именно римляне создали канализацию в Париже. Но в эпоху Средневековья об этих достижениях инженерной мысли было забыто – в результате чума и холера унесли тысячи жизней. И только эпидемия холеры в 30-х годах XIX века заставила Европу взяться за создание в городах центральной системы канализации. Например, в 1870 году в целях борьбы с холерой в Лондоне вдоль Темзы была построена набережная Виктории, под которой инженеры проложили коллекторную систему. По ней сточные воды безопасно спускались вниз по реке, не пересекаясь с источниками питьевой воды.
К началу XX века уроки тифа, холеры и туберкулёза были усвоены: в крупнейших городах Европы, а также США появились водопровод, канализация и санитарные требования к жилым помещениям. В 1834 году во Франции из-за холеры начался процесс расширения улиц, так как болезнь процветала в узких парижских переулках, где проживало бедное население города. В городах были разбиты парки, среди них Центральный парк Нью-Йорка (1848–1849 годы).
В 1908 году по нью-йоркским музеям прошла выставка под названием «Скученность-шоу». Её целью было убедить власти, что скученность сама по себе способствует распространению туберкулёза. Доводы реформаторов убедили губернатора штата, и за десять лет был разработан план городской застройки, благодаря которому быстрорастущие районы Бруклин и Куинс стали просторнее.
«Какие уроки из пандемии коронавируса мы извлечём в этот раз?» – задаётся вопросом Надежда Хорт, куратор лаборатории экспериментального проектирования городов «Шухов Лаб» и международной магистерской программы «Прототипирование городов будущего» факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ.
Генеральный директор Агентства стратегического развития «Центр» Сергей Георгиевский считает, что после выхода из режима длительной самоизоляции актуальным останется вопрос социального дистанцирования. «Многие эксперты говорят, что именно плотность городов ведёт к распространению инфекций. Однако это вопрос не градостроительной отрасли, а скорее гигиены, санитарии в зонах общего пользования. Не исключено, что эти подходы будут в скором времени пересмотрены и перчатки, маски станут неотъемлемой частью нашей жизни», – отмечает он.
Руководитель Brand Urban Studio Артём Гебелев убеждён, что из-за пандемии коронавируса у людей произойдёт и переосмысление жизни в большом городе. «Каждый из нас пережил своего рода потрясение коронавирусом, тем, как быстро изменился привычный уклад жизни. Я думаю, что теперь жизнь многих городских жителей станет более камерной. Люди будут меньше ездить в центр, предпочитая досуг, спорт и встречи у себя внутри района», – считает эксперт.
Согласен с этим мнением и директор Центра урбанистики экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Сергей Капков. По его словам, в условиях самоизоляции городские жители ощутили всю ценность придомовой территории.
«Далеко не у всех была возможность уехать за город, на дачу и там переждать пандемию, – говорит он. – Запрос на благоустройство своего двора будет только возрастать. Люди захотят иметь комфортную территорию между социальным каркасом – домом, поликлиниками, школьными маршрутами, остановкой общественного транспорта. А при покупке жилья будут обращать внимание не только на характеристики квартиры, но и на район с качественной инфраструктурой». По мнению экспертов, будут меняться и сами дома. Например, будет считаться преимуществом использование бесконтактных технологий. Например уже есть возможность открывать двери при помощи мобильных телефонов, избегая лишнего соприкосновения с поверхностью.
Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов обращает внимание ещё на один тренд – падение популярности крупных торговых центров, где одновременно находится большое число людей.
«Предоставление разнообразных услуг и сервисов в пешей доступности на первых этажах многоквартирных домов станет альтернативой ТЦ, многие из которых в будущем будут просто снесены», – говорит он.
Часть людей и вовсе откажется от жизни в городе, считает директор Института аграрных исследований НИУ ВШЭ Евгения Серова. По её прогнозу, в ближайшем будущем от 25% до 30% жителей России переедут из города в пригород. В качестве одной из основных причин для переезда, по словам эксперта, станет уязвимость перед массовыми заболеваниями в условиях проживания в городской среде, а также развитие онлайн-технологий: дистанционного образования, телемедицины.
Транспорт как драйвер оживления
Надежда Хорт обращает внимание на то, что города – это не только основные места распространения коронавируса, но и ключевые центры восстановления мировой экономики после завершения пандемии. «От того, насколько быстро и эффективно возобновится «нормальная» жизнь в городах, зависит скорость восстановления глобальной экономики», – добавляет она.
По словам Сергея Георгиевского, транспортные компании-перевозчики в условиях ухудшения эпидемиологической ситуации показали полную готовность к новым вызовам, связанным с коронавирусом: были повышены стандарты и нормы содержания и обслуживания объектов инфрастуктуры и подвижного состава.
На станциях метро и Московского центрального кольца (МЦК) с начала апреля появилась специальная красная разметка для соблюдения горожанами дистанции в 1,5–2 м. Её можно увидеть в вагонах поездов, а также рядом с кассами и на платформах станций.
Дезинфекционную обработку проводят на МЦК и Московских центральных диаметрах. Все поверхности, с которыми контактируют пассажиры, обеззараживают антибактериальными средствами. Работники проводят санитарную обработку станций каждые 1,5–2 часа. Днём промывают платформы, а ночью проводят генеральную уборку всех зон – вестибюлей, переходов, эскалаторов, платформ.
«При этом поезда, следующие по диаметрам, дополнительно обрабатывают с помощью генераторов холодного пара. Такая технология помогает уничтожить до 99,9% микробов. На дезинфекцию одного вагона уходит всего 5–7 минут. Антибактериальный пар проникает в самые труднодоступные места», – пояснили в пресс-службе Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры.
Несмотря на значительное снижение пассажиропотока, поезда в метро, на МЦК и МЦД курсируют в режиме рабочего дня. Это нужно для того, чтобы пассажиры, количество которых в последние дни сильно сократилось, могли соблюдать социальную дистанцию и не приближаться друг к другу на расстояние менее 1,5 м.
Кроме этого, более 400 вокзалов были оборудованы диспенсерами со специальными антисептическими средствами, а в кассах организована продажа медицинских масок и перчаток. «На пунктах досмотра имеются одноразовые пакеты для личных вещей пассажиров – это позволяет избегать их соприкосновения с контактными поверхностями», – напомнили в ОАО «РЖД».
Для напоминания пассажирам о необходимости соблюдения дистанции с другими людьми размещаются специальные указатели, разметка и памятки. В информационных материалах содержится просьба к пассажирам соблюдать безопасную дистанцию не менее 1,5 м, а специальная напольная разметка помогает отмерить это безопасное расстояние.
Специальная разметка наносится в зонах размещения пассажиров: в кассовых залах, зонах у информационных табло, на входном контроле, при входе на эскалаторы, у информационно-справочных стоек и на переходах на пересадку.
Несмотря на то что транспорт может являться одним из мест распространения инфекции, пассажиропоток со временем восстановится, а затем начнётся рост, считает главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.
«Культура пользования городом меняется постепенно, понимание того, что машина – это необходимая вещь в городе, тоже меняется. Я думаю, что автомобилизация остановится и люди будут выбирать активнее общественный транспорт, даже невзирая на опыт, связанный с коронавирусом», – считает Сергей Кузнецов.
«Показательно, что сейчас, когда остановилось почти всё, то, что связано с проектированием и развитием транспортной сети – поезда, электрички, метро, – продолжает функционировать», – сказал эксперт.
Так, на Савеловском участке МЦД-1 (Одинцово – Лобня) железнодорожники ведут работы по модернизации железнодорожной инфраструктуры с укладкой новых бесстыковых путей. В первой декаде мая на участке Марк – Лобня уложено 9,5 км новых бесстыковых путей. «Это позволит повысить скорость, безопасность и надёжность перевозок, снизить уровень шума и обеспечить комфорт во время поездки для пассажиров», – пояснили в пресс-центре Московской железной дороги.
Летом также планируется завершить реконструкцию двух станций МЦД-1 – Новодачная и Долгопрудная. На остановочных пунктах появятся современные пассажирские мосты-конкорсы, а на Долгопрудной – две пассажирские платформы.
Все новые платформы оборудованы навесами на всю длину для защиты от осадков, современной навигацией и освещением. Конкорсы будут оснащены эскалаторами и лифтами для удобства маломобильных пассажиров. Они выполняют в том числе транзитную функцию, обеспечивая безопасный переход через железную дорогу с одной городской территории на другую.
Разделение потоков
Глава архитектурного бюро IQ Эрик Валеев считает, что главная задача, которую предстоит решить отрасли, – это разделение потоков людей на вокзалах, в аэропортах, крупных транспортно-пересадочных узлах.
«В краткосрочной перспективе необходимо применить решения, ограничивающие количество очередей и мест скопления. В долгосрочной перспективе можно перераспределить нагрузку на пространство аэропортов и вокзалов, изменив схемы зонирования», – считает эксперт.
«Если в нашей стране введут обязательный контроль температуры на вокзалах и в аэропортах, то избежать очередей поможет бесконтактная технология её измерения. Она основана на использовании видеокамер с тепловизионным каналом. Такие камеры определяют температуру дистанционно, причём сразу у большого потока людей. Специально останавливаться возле них не нужно. Если у кого-то температура повышена, служба безопасности или иная структура аэропорта или вокзала получают мгновенное оповещение», – добавляет руководитель направления безопасности ИT-компании КРОК Артём Романов.
Международная инициатива по изменению транспорта в связи с пандемией коронавирусной инфекции TUMI подготовила свои рекомендации для соблюдения безопасности. Там считают необходимым максимально сократить контакты работников транспорта с пассажирами. В частности, нужно будет проводить специальные тренинги для сотрудников, чтобы они могли научиться объяснять пассажирам суть вводимых ограничений и отвечать на их жалобы. «А регулярные проверки состояния здоровья могут помочь сотрудникам чувствовать себя безопасно и комфортно на работе, а также выявить любые потенциальные инфекции на ранней стадии», – говорится в сообщении TUMI.
Виталий Маслюк