Зарубежные страны поэтапно снимают ограничения, которые призваны снизить распространение вируса SARS-CoV-2. Транспорт, в том числе железнодорожный, тоже начинает постепенно выходить из карантина, но сохраняются социальное дистанцирование, пропуска, штрафы за отсутствие индивидуальных средств защиты.
Бельё с собой
В Индии, которая с 21 марта полностью приостановила железнодорожное пассажирское сообщение, с 12 мая частично возобновлены перевозки: курсируют 30 поездов. В первую очередь открылось движение поездов между столицей Нью-Дели и 15 крупными городами страны, среди которых Мумбаи, Ченнаи, Ахмадабад. Билеты были раскуплены в течение часа, они продаются только через вебсайт Индийской железнодорожной корпорации общественного питания и туризма (IRCTC) или мобильное приложение. Забронировать место можно не ранее чем за неделю до рейса.
Пассажиры должны прибывать на станцию минимум за 90 минут до отправления поезда для проверки температуры тела. На рейс они допускаются только после прохождения контроля, им рекомендуется путешествовать без багажа, но иметь при себе постельное бельё, еду и питьевую воду.
Возврат билета допускается не позднее чем за сутки до отправления поезда. Плата за аннулирование поездки составляет 50% от стоимости билета.
По словам премьер-министра Индии Нарендры Моди, пассажирские железнодорожные перевозки необходимы для оживления экономической активности, но будет действовать только ограниченное количество маршрутов.
Рестораны не для всех
Национальная железнодорожная пассажирская корпорация США Amtrak, которая работает в 45 штатах и трёх провинциях Канады, начала постепенное восстановление движения поездов после того, как потеряла почти 95% своего пассажиропотока с момента начала пандемии. Компания планирует с 1 июня частично возобновить высокоскоростное движение в северо-восточном коридоре, начиная с трёх поездов в каждую сторону, а региональный трафик будет увеличен с восьми до десяти составов в каждую сторону.
По словам генерального директора Amtrak Билла Флинна, компания ввела обязательное ношение масок в поездах. «Маски можно снимать, когда пассажиры принимают пищу в специально отведённых местах, в своих купе или на отдельной паре сидений, сидя один на один с попутчиком. Маленькие дети, которые не могут самостоятельно носить средства индивидуальной защиты, освобождаются от этого требования. Пассажиры должны обеспечивать себя масками самостоятельно, без них компания откажет в обслуживании», – пояснил он.
Чтобы соблюсти рекомендованное Центром по контролю и профилактике заболеваний США (CDC) социальное дистанцирование, количество доступных пассажирам мест уменьшено на 50%. Предприятие предоставляет гибкий ресторанный сервис с ограниченным количеством сидячих мест в вагонах-ресторанах на своих дальних маршрутах и делает скидки для пассажиров, которые соглашаются на обслуживание в вагонах купейного типа.
На некоторых станциях персонал может отсутствовать из-за сокращения перевозок.
Оператор временно принимает только безналичные платежи. На наиболее загруженных станциях используется специальная разметка и устанавливаются дополнительные прозрачные защитные барьеры.
Европейский сценарий
Во Франции с 11 мая в строгом соответствии с мерами безопасности в области здравоохранения возобновилось движение части пассажирских поездов.
Национальный оператор SNCF определил количество поездов, их состав и объём билетов, предлагаемых к продаже, чтобы контролировать потоки людей на станциях и в поездах, особенно в часы пик.
Специалисты компании провели оценку количества пассажиров во всех поездах, действующих на территории страны, с помощью служб анализа и оперативных структур SNCF Voyageurs (дочерняя компания SNCF). Затем был определён «стандарт Covid» для каждого типа поезда, чтобы рассчитать количество людей, которые могут находиться одновременно в вагоне и соблюдать необходимую дистанцию.
По словам председателя и главного исполнительного директора SNCF Voyageurs Кристофа Фанише, сотрудники предприятия были мобилизованы за несколько недель до 11 мая для подготовки транспортного плана. «Наша цель – увеличить количество рейсов не только для сотрудников экстренных служб, но и для тех, кто не может работать дистанционно и остался без работы на время карантинных ограничений. Однако мы должны гарантировать всем нашим клиентам безопасность. Мы постепенно открываем междугородные маршруты и станции, но международные перевозки практически не осуществляются», – отметил он.
Для того чтобы воспользоваться поездами SNCF, пассажир должен иметь билет и удостоверяющий личность документ, а также справку с места работы или сертификат на передвижение более чем на 100 км по семейным или рабочим делам, который можно получить на сайте Министерства внутренних дел Франции.
Кроме того, путешественник обязан носить маску на протяжении всего пути (отказ влечёт наложение штрафа в размере 135 евро).
Узнавать актуальное расписание и информацию о возобновлённых поездах можно через мобильное приложение SNCF Assistant. Данные обновляются каждый день в 17 часов.
В настоящее время во Франции восстановлено около 60% трафика в Иль-де-Франс (Парижский регион). Движение междугородных дневных поездов составляет около 28% от обычного, а ночные составы пока не курсируют.
В международном сообщении рейсы в Испанию пока не возобновлены, но трафик в другие европейские страны сейчас составляет от 8 до 17% в зависимости от направления. В частности, после шестинедельного перерыва начались пассажирские перевозки между Францией и Германией. Оператор Alleo (совместное дочернее предприятие Deutsche Bahn и SNCF) отправил 11 мая первый состав из Франкфурта в Париж. С этого момента по этому маршруту курсирует пара поездов в сутки, что составляет 15% от обычного трафика.
По данным Deutsche Bahn (DB), международное сообщение по другим маршрутам Германия планирует начать в начале июня.
По словам члена правления по пассажирским перевозкам в Deutsche Bahn Бертольда Хубера, междугородные перевозки в Германии по-прежнему ограничены, но региональные возвращаются к нормальному режиму работы. DB Regio (дочерняя компания DB) увеличила количество региональных поездов до 90%.
«Возобновление движения проходит без особых проблем, потому что мы полностью не останавливали трафик. В ближайшие несколько недель мы приблизимся к обычному графику», – сказал он.
«Пассажиры в поездах ICE по-прежнему обязаны носить маски. Для удобства наших клиентов мы начали их продажу в бортовых бистро DB», – добавил Бертольд Хубер. Испанский национальный железнодорожный оператор Renfe c 11 мая также частично возобновил перевозки внутри страны. Однако когда поезда начнут курсировать по стандартному расписанию, в компании не уточнили.
Помимо мер по дезинфекции, социальному дистанцированию и ношению масок предприятие ввело персонифицированные билеты для пассажиров, путешествующих на рейсах с обязательным бронированием мест. Теперь покупатели билетов должны предоставлять номера мобильных телефонов и другую контактную информацию. В компании отмечают, что это необходимо, чтобы облегчить коммуникацию с пассажирами во время пандемии для информирования об изменениях в расписании. Кроме того, эта мера также облегчит выявление людей, находившихся рядом с больными, у которых впоследствии могут выявить COVID-19.
Итальянский оператор Trenitalia (дочерняя компания Ferrovie dello Stato Italiane Group, FS) с 4 мая увеличил число региональных составов с 2 тыс. до 3,8 тыс. (50% от обычного количества). Также компания увеличила число высокоскоростных поездов, в том числе между Римом и Венецией, и междугородных поездов InterCity.
Составы загружаются не более чем на 50%. Около 190 тыс. пассажиров используют региональные поезда. Это на 8% больше показателей прошлой недели, но на 13% меньше от объёма пассажиропотока до начала эпидемии.
Сейчас основная задача итальянской группы FS заключается в защите здоровья людей, обеспечении безопасных расстояний и постоянной санитарной обработке поездов и станций.
Работники предприятия адаптируют станции и вокзалы с интенсивным пассажиропотоком с помощью разметки на полу. Кроме того, по ходу движения людей устанавливают автоматические санитайзеры, а на входе работают тепловые сканеры, которые измеряют температуру. Залы ожидания всё ещё закрыты для пассажиров.
С увеличением количества путешественников дезинфекция поездов стала проводиться чаще – не только после окончания рейса, но и во время движения. Особое внимание уделяется глубокой очистке систем кондиционирования, зон багажа, столов и всех поверхностей, с которыми соприкасаются пассажиры.
В поездах планируется разместить QR-коды, с помощью которых пассажиры смогут проверить процесс очистки и дезинфекции, принятые Trenitalia.
Чтобы обеспечить лучшее распределение пассажиров в течение дня, Trenitalia протестировала новую систему динамических тарифов для людей, путешествующих на региональных поездах. Сначала на линии Виченца – Скио, а затем между Сиеной и Гроссето предоставлена возможность приобрести простые региональные билеты по экономичным тарифам, сниженным на 50% для тех, кто отправляется с 9.01 до 16.59 и между 8.01 и 5.59 каждый день, включая выходные и праздничные дни.
«При этом стоимость билетов в часы пик может быть увеличена в зависимости от спроса. Целью применения динамических тарифов является стимулирование поездок в непопулярное время с помощью очень выгодных предложений для тех, кто не привязан к строгому рабочему графику», – рассказал представитель пресс-службы FS Стефано Бисерни.
Ещё один вопрос, который решает оператор, – это проблема первой и последней мили.
Для увеличения индивидуальной мобильности (чтобы пассажиры меньше пользовались общественным транспортом, когда добираются от станции до дома или работы) компания разрешила бесплатно перевозить складные велосипеды (обычные и электрические). Кроме того, на некоторых региональных рейсах предоставляется бесплатная страховка от случайных повреждений транспортных средств.
Также от покупки билетов Trenitalia путешественники получают бонусные баллы, которые можно потратить в различных сервисах проката автомобилей.
Невозможно предугадать, когда пассажирские железнодорожные перевозки полностью восстановятся.
Немецкая компания SCI Verkehr опубликовала исследование влияния пандемии коронавируса (Covid-19) на европейские железнодорожные перевозки. Наиболее вероятным сценарием, по мнению аналитиков, является возврат ограничений на грузовой и пассажирский трафик из-за новых вспышек вируса уже к осени текущего года. Это приведёт к снижению пассажиропотока на 40% по итогам 2020 года.
При такой ситуации отрасль восстановится до докризисного уровня не ранее 2025 года.
Сценарий с повторным закрытием пассажирского сообщения вполне реалистичен. Так, в китайской провинции Гирин, которая граничит с Приморским краем, вернули карантинные меры из-за распространения коронавирусной инфекции после того, как в регионе выявили 34 новых случая заражения, под ограничениями оказались около 108 млн человек, а в городах провинции прекращено движение поездов.
Ксения Потаева