Пандемия коронавируса привела к росту спроса на телемедицинские услуги. Сеть учреждений здравоохранения «РЖД-Медицина», как часть национальной системы здравоохранения, на протяжении долгого времени развивает дистанционные сервисы. В связи с распространением нового вируса отраслевая медицина предложила россиянам новые возможности в части контроля за состоянием собственного здоровья в режиме онлайн.
Консультация на расстоянии
Телемедицина – это возможность дистанционного взаимодействия медицинских работников с пациентами. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) назвала развитие телемедицины в качестве одного из основных профилактических решений по снижению числа инфицированных коронавирусом. «Дистанционные консультации позволяют существенно сократить количество посещений медицинских учреждений, а значит, снизить риски заболевания не только пациентов, но и персонала», – заявили в ВОЗ.
По данным российской компании Ondoc, разработчика программного обепечения для телемедицины, из-за вспышки COVID-19 большая часть пациентов и клиник отменили очные посещения врачей и плановые осмотры, заменив их на удалённые консультации.
Так, в апреле 2020 года число онлайн-приёмов выросло в 4,5 раза по сравнению с мартом. При этом услугами телемедицины в России сегодня пользуются в основном люди 25–40 лет.
Дистанционный приём
В условиях пандемии коронавируса «РЖД-Медицина» предоставила возможность бесплатно получить дистанционную консультацию по вопросам нового вируса и профилактики заболевания. Заявку на удалённый приём можно оставить на сайте «РЖД-Медицина» в специальном разделе, посвящённом коронавирусу.
Дистанционный приём ведётся ежедневно с 8 до 20 часов по московскому времени. Как рассказала начальник Центральной дирекции здравоохранения – филиала ОАО «РЖД» Елена Жидкова, консультации ведут врачи разных специальностей: терапевты, пульмонологи, инфекционисты. В день обрабатывается несколько сотен обращений.
«РЖД-Медицина» – это крупная часть национальной системы здравоохранения России. Наши больницы и поликлиники располагают мощной телемедицинской сетью», – добавляет Елена Жидкова.
В начале апреля «РЖД-Медицина» и АО «Соцмедика» (резидент инновационного центра «Сколково») запустили уникальный сервис: онлайн-скрининг на определение рисков заражения или наличия коронавирусной инфекции. При помощи анкетирования система собирает разнородные данные о пользователе: симптомы, хронические заболевания, пол, возраст пользователя, а также внешние факторы риска и эпидемиологическое состояние региона.
На основе этих данных и знаний, заложенных в Объединённой базе медицинских знаний, оцениваются следующие риски: риск заражения COVID-19, вероятность его наличия, риск возникновения острого респираторного дистресс-синдрома (угрожающее жизни состояние, при котором отмечается воспаление и повреждение лёгких) и вероятность его наличия.
Диагностика и оценка рисков проводятся в режиме реального времени, а время заполнения анкеты составляет около минуты. Пользователь видит результат в виде оценки вероятности заболевания в процентном выражении. На основании полученных данных система предоставляет актуальный перечень рекомендаций по проведению лечебно-профилактических мероприятий, а также о необходимости получения плановой или скорой медицинской помощи.
Система постоянно обновляется в режиме реального времени, сочетая свежие рекомендации Минздрава РФ, Роспотребнадзора и ВОЗ.
С момента запуска сервиса проведено более 10 тыс. онлайн-тестирований.
В условиях пандемии медики отраслевых медучреждений наращивают число телемедицинских консультаций для того, чтобы люди оставались дома. Например, в клинической больнице сети «РЖД-Медицина» г. Астрахань» онлайн-приёмы проводятся бесплатно. По словам главного врача Владимира Бондарева, проконсультировать астраханцев готовы акушер-гинеколог, дерматовенеролог, гастроэнтеролог, кардиолог, невролог, хирург, уролог, терапевт и другие.
Главный эндокринолог сети «РЖД-Медицина», заведующая эндокринологическим отделением НУЗ «Дорожная клиническая больница на ст. Челябинск ОАО «РЖД» Жанна Тарасова рассказывает, что врачи со своими пациентами поддерживают связь по телефону, скайпу или через мессенджеры. «Особенно это важно для людей из групп риска, которым лишний раз не стоит покидать свои квартиры», – подчёркивает доктор.
Такой способ консультирования востребован и у беременных женщин, родителей с детьми, а также у родственников пожилых пациентов, обеспечивающих их связь с врачом.
Пандемия пройдёт, привычка останется
Аналитики Ondoc уверены, что после окончания пандемии рост числа онлайн-консультаций сохранится: благодаря режиму изоляции пациенты оценили удобство удалённых приёмов.
Отраслевые больницы были одними из первых в России, кто начал развивать телемедицину. Ещё в 1997 году на базе ведомственных учреждений здравоохранения был реализован проект «Москва – регионы России». Врачи столичных учреждений здравоохранения проводили видеоконсилиумы, которые были ориентированы прежде всего на сложных пациентов из регионов, которым требовалась высокотехнологичная медицинская помощь.
«Одно из главных достоинств телемедицины – это возможность предоставить высококвалифицированную помощь специалистов ведущих медицинских центров людям, живущим в отдалённых районах страны», – поясняет Елена Жидкова.
Целью консультации может быть уточнение диагноза и тактики лечения, контроль состояния пациента после лечения или операции. Кроме того, возможна предварительная консультация перед направлением на очередное лечение или операцию в иногородних клиниках.
Приёмы проводятся как в «отложенном» режиме по электронной почте, так и в режиме реального времени онлайн с использованием каналов связи и видеоаппаратуры.
Владимир Бондарев добавляет, что онлайн-консультация во многих случаях не заменяет визита в клинику. Удалённо нельзя выполнить необходимые манипуляции и обследования, поэтому во время консультаций не ставятся диагнозы и не назначается терапия. Врачи только называют возможные причины недомогания, советуют, как поступить дальше, или контролируют ранее назначенное лечение.
Телемедицина сокращает и время ожидания помощи, так как при прямом, пусть и дистанционном, обращении к узкому специалисту отпадает необходимость первичного обращения к врачу общей практики.
Пациентам «РЖД-Медицина» доступна возможность получения «второго мнения». Это востребованная во всём мире практика, когда пациент обращается к опытному врачу, чтобы уточнить диагноз или убедиться, что его первый доктор назначил правильное терапевтическое или оперативное лечение. В телеконсилиумах сети «РЖД-Медицина» принимают участие специалисты из разных учреждений не только России, но и из-за рубежа.
Врач – врачу
Ещё одно направление развития телемедицины в компании – обучение медиков. «Удалённые обучающие мероприятия организуются для создания оптимальных условий повышения квалификации врачей без ущерба лечебному процессу», – добавляет Елена Жидкова.
На постоянной основе организуются семинары, научно-практические конференции и мастер-классы с участием главных специалистов сети «РЖД-Медицина» и специалистов из других лечебных учреждений.
Например, в прошлом году было проведено обучение терапевтов и гастроэнтерологов по раннему выявлению онкологических заболеваний. Прошли дистанционные занятия и по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний.
Также врачи проводят в режиме онлайн операции, которые транслируются в учреждениях здравоохранения по всей сети. Так, в сентябре прошлого года врачи-урологи 23 дорожных и отделенческих больниц в режиме реального времени наблюдали за работой коллег из двух операционных Клинической больницы «РЖД-Медицина» Нижнего Новгорода.
С начала распространения в мире коронавирусной инфекции около 60% медработников «РЖД-Медицина» (8 тыс. врачей и 12 тыс. медсестёр) прошли дополнительное обучение по диагностике и лечению COVID-19.
Одним из этапов обучения стало прохождение образовательного курса на портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России. Занятия были посвящены вопросам эпидемиологической характеристики вируса, алгоритмам обследования пациентов, а также лечения заболевания и его профилактики.
Виталий Маслюк
СПРАВКА
В 1905 году основоположник электрокардиографии (ЭКГ) Виллем Эйтховен предпринял попытку передачи кардиосигнала по телефону. Это считается первым случаем использования телемедицинских технологий в мире.
В Швеции с 1922 года в университетском госпитале Готтенбурга по радиоканалам проводились медицинские консультации моряков, находящихся в плавании. С 1935 года аналогичная служба заработала в Италии.
В 1959 году в США была проведена телевизионная консультация психиатрического больного.
В 1965 году американский кардиохирург Майкл Дебейки через канал спутника связи консультировал ход операции на сердце, выполняемой в Женеве. В 70–80-х годах в США осуществлялась передача данных через средства космической связи между медицинскими центрами Аризоны, Бостона, Канады, появились первые исследовательские телемедицинские проекты.
В России история телемедицины ведёт отсчёт с момента возникновения космической медицины. С 60-х годов в авиационной и космической медицине применялись биотелеметрические методы контроля параметров жизнедеятельности лётчиков и космонавтов. В 70-е годы во многих крупных городах России была создана сеть центров дистанционной кардиологической диагностики «ЭКГ по телефону», которые можно считать прямым прообразом телемедицинских центров.
Первым крупномасштабным проектом в области телемедицины стала организация телевизионного моста между СССР и США для консультации пострадавших во время землетрясения в Армении и взрыва газопровода в Уфе в 1988–1989 годах. Около 300 специалистов двух стран работали в течение 12 недель. Было проведено более 200 консультаций больных с использованием аудио-, видео- и факсимильной связи между зонами бедствия, московскими клиниками и четырьмя медицинскими центрами США.
С 2018 года в России вступили в силу поправки в законы, регулирующие применение информационных технологий в сфере охраны здоровья. Они ввели понятие «телемедицинские технологии» и зафиксировали, что врач может провести консультацию для сбора и анализа жалоб пациента по телефону или через Интернет. Также закон предписывает, что врач в момент консультации должен находиться в клинике. Назначать лечение и ставить диагноз он может только на очном приёме, но дистанционно может корректировать курс лечения после удалённой беседы с пациентом и выписать электронный рецепт на лекарства.