Удалённая работа подтолкнула работодателей организовать обучение сотрудников цифровым навыкам
Вынужденное ускорение процесса цифровизации, триггером которого стал COVID-19, многих застало врасплох. Как показала практика первых недель удалённой работы, не все работники одинаково хорошо чувствуют себя в цифровой среде. Так, согласно недавнему опросу Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), достаточным уровнем цифровой грамотности сейчас обладает лишь каждый четвёртый работающий гражданин (27% из 1300 опрошенных). Более digital-подкованными оказались люди в возрасте до 44 лет, а также работающие студенты, менее – граждане старше 55 лет. Основные сложности, с которыми столкнулись респонденты, связаны с умением пользоваться мобильными приложениями, компьютерными программами и различными онлайн-сервисами для выполнения повседневных задач. При этом 24% опрошенных высказали опасение, что могут лишиться работы, если не подтянут свои цифровые навыки.
По словам заместителя генерального директора НАФИ Тимура Аймалетдинова, текущая эпидемиологическая ситуация и связанные с ней карантинные меры чётко разделили общество на тех, кто благодаря цифровым навыкам и знаниям оказался способен к саморазвитию, и тех, чей образ жизни сильно деформировался. «Это как нельзя ярко актуализировало тему цифровой грамотности и готовности россиян к жизни и работе в цифровой экономике. Представляется, что и в России, и во всём развитом мире экономические последствия эпидемии смогут быть наилучшим образом преодолены благодаря социально-культурному иммунитету, приобретённому в результате опыта ведения огромным числом людей и организаций цифрового образа жизни, – подчеркнул Тимур Аймалетдинов. – Кроме того, люди на себе прочувствовали имеющиеся пробелы в цифровых компетенциях, что сформирует у многих установки на постоянное саморазвитие в этой области».
Как рассказала «Пульту управления» основатель проекта Innovation Camp (бизнес-туры по миру) Виктория Золотова, с установлением в стране карантинных мер обнажились пробелы в digital-знаниях сотрудников. «Сейчас более остро встал вопрос грамотного использования всех доступных инструментов продаж, изменились методики продвижения и коммуникации. Всему этому пришлось обучать команду. У нас есть управляющий менеджер, который даёт инструкции, держит телефонную связь с каждым сотрудником. Мы проводим «срезы» проверки, чтобы выяснить, всё ли усвоено, – рассказала Виктория Золотова. – Поначалу у многих возникали трудности из-за обилия новых платформ и программ, каждому нужно было детально объяснять, что и как работает, порой сложности возникали уже при входе в систему – работники путались в навигации. Самый эффективный способ обучения персонала – в реальном времени пройти с сотрудниками путь и сориентировать их по всему интерфейсу и действиям внутри программы, а потом уже скидывать короткую памятку шагов».
Работая из дома, сотрудники также сталкиваются с техническими сложностями – невозможностью загрузить то или иное приложение, открыть программы или документ. Если раньше им на помощь спешили IT-специалисты компании, то теперь решать проблемы в основном приходится самостоятельно.
«В связи с переходом на удалённую работу наши сотрудники подключаются к рабочему компьютеру с помощью стандартных программ (например, TeamViewer). Выяснилось, что не каждый домашний ПК способен бесперебойно работать, поэтому в первое время возникали технические сложности. Но мы были к этому готовы – оперативно настроили горячую линию для неотложных вопросов», – рассказала руководитель направления обучения и развития Группы компаний «Обувь России» Кристина Стулова.
В компании – производителе продуктов питания «Мон’дэлис Русь» (входит в группу компаний Mondelez International) для психологической и технической поддержки сотрудников в период пандемии запущена социально-образовательная программа #StrongerTogether («Сильнее вместе»). Помимо психологических тренингов она включает образовательные сессии, направленные на изучение программ и сервисов, которые в процессе работы используют сотрудники. «В апреле компания провела 13 таких обучающих сессий, в которых приняли участие более 1600 сотрудников. Ежедневный план коммуникаций и мероприятий позволяет сотрудникам постоянно оставаться на связи, чувствовать заботу компании и оставаться в хорошем настроении», – рассказала директор по работе с персоналом Mondelez International в Восточной Европе Надежда Фокина.
В выигрыше тот, кто подготовился заранее
Сейчас наиболее комфортно на «удалёнке» себя чувствуют те компании, которые заблаговременно озаботились повышением цифровой грамотности своих сотрудников. По результатам международного исследования «Искусственный интеллект и компетенции» (AI & Skills Global Research Study), представленным в начале мая компанией Microsoft, 84,6% российских компаний, использующих искусственный интеллект (ИИ), уже имеют программы по повышению цифровых компетенций сотрудников.
Так, задолго до пандемии COVID-19 с необходимостью повышения цифровой грамотности сотрудников столкнулась ГК «Обувь России». «Начиная с 2018 года «Обувь России» активно использует систему дистанционного обучения на базе таких платформ, как Ispring, Webinar.ru и Moodle. Мы прекрасно понимаем, что живём в digital-эпоху, поэтому всегда стремимся использовать современные инструменты как в обучении, так и в ведении любых проектов. Без цифровой грамотности сотрудников это, к сожалению, невозможно, – пояснила Кристина Стулова. – В курсе адаптации нового сотрудника одним из обязательных пунктов у нас является изучение видеолекций, на которых подробно разбирается программное обеспечение, используемое в работе. Кроме того, есть подробные инструкции и краткие памятки, которые сотрудник может распечатать и при необходимости быстро найти нужную информацию по функционалу того или иного программного обеспечения».
В ОАО «РЖД» разработана система обучения и развития персонала для реализации «Стратегии цифровой трансформации компании до 2025 года». «Уже сегодня отрасли требуется большое количество высококвалифицированных специалистов, обладающих необходимыми цифровыми компетенциями. Поэтому обучение цифровым навыкам охватывает все возможные категории персонала, которые задействованы в цифровой трансформации компании: руководителей подразделений, специалистов, экспертов по IT-поддержке цифровых проектов и даже потенциальных работников (школьников и студентов). Конечно, основной акцент сделан на обучении «лидеров цифровой трансформации» – тот актив работников, которые непосредственно занимаются разработкой и реализацией IT-проектов», – рассказала заместитель начальника Департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Мария Савина.
К началу апреля в компании был сформирован пул участников образовательной программы. Уже проведён ряд образовательных мероприятий на центральном уровне, а в ближайшее время для «лидеров цифровой трансформации» пройдут онлайн-семинары, организованные силами Корпоративного университета РЖД и ООО «РЖД Технологии».
Также в ОАО «РЖД» ведётся работа по созданию общедоступных дистанционных курсов, позволяющих каждому работнику прокачать свою цифровую грамотность, познакомиться с основами agile-подхода, научиться работать в команде, освоить основные офисные программы и получить общее представление о цифровой трансформации отрасли. Некоторые из них уже размещены в Системе дистанционного обучения (СДО) – это «Технологии цифровой железной дороги», Agile, Agile и scrum, «Информационная безопасность», «Работа в распределённой команде», «Компьютерная грамотность». Появились и курсы, призванные помочь руководителям и специалистам грамотно организовать работу в онлайн-режиме – «Работа с удалёнными сотрудниками» и «Удалённая работа. Мнение экспертов».
Оперативно разработанные курсы по цифровой грамотности пользуются спросом: в настоящий момент их прошли уже более 30 тыс. человек. В целом же в системе СДО ОАО «РЖД» зарегистрированы 740 тыс. пользователей, из них 380 тыс. заходят в систему ежемесячно. Самый популярный онлайн-формат обучения среди железнодорожников – лонгриды, которые содержат текстовую информацию, разбитую на части с помощью различных мультимедийных элементов (видеозаписи, фотографии, инфографика, анимация).
«С учётом последних событий, связанных с пандемией коронавируса, дистанционное обучение будет набирать обороты. Этот формат удобен для работников, которые сами могут выбрать место и время для самообразования. Если говорить о преимуществах для компаний, то они получают возможность быстро распространять и транслировать необходимые знания, тем самым повышая профессионализм и компетентность своих сотрудников», – считает Мария Савина.
Обучение в процессе работы
Прокачивать цифровые навыки сотрудников эффективнее всего прямо в процессе работы, считает основатель сервиса для расчёта ROI (коэффициента окупаемости инвестиций) Checkroi.ru Иван Буявец. «Сложности в процессе работы чаще всего испытывают новенькие, которым недостаёт опыта и навыков владения цифровыми инструментами. Специально для них мы оперативно записываем обучающие видео и делаем текстовую расшифровку заданий. При работе удалённо нет никакой возможности подойти и спросить что-то, но при этом всегда можно написать в общий чат и получить ответ. Также еженедельно мы проводим созвоны-воркшопы. Обучение идёт интерактивно по схеме «задание – результат – осознание выполненной работы – новое задание», – отметил он.
В апреле горно-металлургическая компания «Норникель» в партнёрстве с Московской школой управления «Сколково» и образовательной онлайн-платформой «Синхронизация» запустили дистанционную образовательную программу «Цифровой «Норникель» для обучения своих сотрудников. Цель – повысить цифровую грамотность персонала.
Программа рассчитана на два года. Сформированный цикл онлайн-лекций и вебинаров призван позволить всем сотрудникам выбрать необходимые курсы для погружения в «Индустрию 4.0» и её составляющие – Big Data, Интернет вещей (IoT) и искусственный интеллект, а также познакомит с технологиями распределённого реестра (блокчейн). По итогам обучения участники получат соответствующие сертификаты.
«Запуск программы видится особенно актуальным в условиях вынужденной изоляции. Все курсы «Цифрового «Норникеля» синхронизированы с ключевыми тенденциями, запросами и проблематикой не только внутри страны, но и за рубежом. Прохождение всех этапов обучения в разы увеличит ценность сотрудника для компании и рынка труда в целом», – подчеркнула директор Департамента кадровой политики ГМК «Норникель» Дарья Крячкова.
Юлия Антич
СПРАВКА
Цифровая грамотность россиян находится в фокусе внимания федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» нацпрограммы «Цифровая экономика России 2024». Предполагается, что благодаря чётко выстроенной на всех уровнях системе образования к концу 2020 года 30% населения будет обладать ключевыми digital-компетенциями. В 2024 году этот показатель вырастет до 40%.
В конце прошлого года для повышения цифровой грамотности населения в рамках проекта «Кадры для цифровой экономики» Университет НТИ «20.35» и ряд российских компаний запустили бесплатный образовательный ресурс цифроваяграмотность.рф. Разработкой IT-решений, предоставлением онлайн-контента, а также экспертизой его качества занимаются партнёры проекта – ПАО «МегаФон», ПАО «МТС», ПАО «Ростелеком», ОАО «РЖД», АО «Эр-Телеком», ПАО «Сибур Холдинг», Академия Ростеха, НИУ ВШЭ, Региональный общественный центр интернет-технологий (РОЦИТ), АО «Почта России», аналитический центр НАФИ.
Новый сервис позволяет россиянам обучиться digital-навыкам, узнать о современных возможностях и угрозах цифровой среды, научиться соблюдать «цифровую гигиену» и обезопасить личные данные. Платформа предоставляет пользователям структурированную информацию в формате микрообучения и гарантирует экспертизу в вопросах цифровой грамотности со стороны компаний-разработчиков. Предполагается, что к 2024 году программы повышения цифровой грамотности на онлайн-сервисе пройдут не менее 10 млн человек.