Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков 16 марта подписал приказ, согласно которому вузы должны были перевести студентов на онлайн-обучение в связи с активным распространением коронавирусной инфекции (COVID-19). По информации Минобрнауки, на начало апреля 100% университетов перешли на бесконтактный формат взаимодействия студентов и преподавателей.
Госуниверситеты путей сообщения (в том числе их филиалы) и Российский университет транспорта (МИИТ) также организовали обучение в режиме онлайн. «Продолжается полноценный процесс обучения. Для этого в полной мере задействованы все необходимые технические и технологические средства университетской электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС). Обучение организовано с учётом специфики каждого конкретного факультета и специальности, – рассказал ректор Самарского госуниверситета путей сообщения (СамГУПС) Иван Андрончев. – В университете функционирует оперативный штаб по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции, который в ежедневном режиме мониторит ситуацию с заболеваемостью в регионе и университете».
Особых трудностей при проведении теоретических занятий в электронной среде не возникает, признаются преподаватели, так как все отраслевые вузы не первый год организуют обучение заочников в таком формате.
«Как показала практика, наш университет все эти годы вёл продуманную и правильную политику по созданию, наполнению электронной образовательной среды и обучению преподавателей работе в ней. Нам не составило труда перейти на организацию образовательного процесса в дистанционной форме», – говорит начальник учебного отдела Уральского госуниверситета путей сообщения (УрГУПС) Елена Морозова.
Как рассказал старший преподаватель кафедры «Геодезия, геоинформатика и навигация» Института пути, строительства и сооружений РУТ (МИИТ) Василий Лёгкий, студенты и педагоги контактируют через университетский портал, задействуют мессенджеры, электронную почту и сервисы для проведения видеоконференций и онлайн-встреч. «Проводим видеолекции и видеосеминары. Студенты ежедневно получают задания, которые они должны оперативно выполнить и отправить на проверку преподавателю», – отметил он.
В Иркутском госуниверситете путей сообщения (ИрГУПС) используются три платформы для онлайн-обучения. По данным на 10 апреля, ежедневно их посещают более 17 тыс. студентов, преподавателей и сотрудников вуза. «По статистике, самым популярным устройством для удалённой работы и обучения является смартфон, только потом персональный компьютер», – подчеркнули в пресс-службе университета.
Гораздо хуже дела обстоят с получением студентами практических навыков. Как отметил Валерий Фальков 27 апреля на заседании рабочей группы Минобрнауки по организации образовательной деятельности в условиях предупреждения распространения COVID-19 на территории РФ, «инженерным вузам сейчас сложнее, чем классическим, из-за специфики образования, требующей большого количество практических занятий».
«Мы проводим ту часть практических занятий, которую можно подкрепить обучающими видео. Преподаватели выдают реальные данные с приборов и испытательных стендов, студенты выполняют задания. А ту часть, которую невозможно провести без необходимого оборудования и специальных аудиторий, решено перенести на конец семестра», – пояснил проректор по производственному обучению и связи с производством Омского госуниверситета путей сообщения (ОмГУПС) Олег Балагин.
Отменены образовательные программы обмена между отраслевыми российскими и зарубежными университетами. «У нас несколько программ по обмену с Китаем, большое количество наших студентов должны были отправиться в китайские вузы на семестр. В условиях распространения коронавирусной инфекции пришлось отменить стажировку. Однако китайская сторона организовала для наших ребят дистанционное обучение. Мы надеемся на благоприятное разрешение ситуации и, как только появится такая возможность, продолжим наши международные программы. На следующий учебный год в этом направлении большие планы», – рассказал проректор РУТ (МИИТ) Владимир Тимонин.
Не стоит на месте внеучебная деятельность университетов. «С помощью виртуальной конференции 7 апреля был организован и проведён старостат, в котором приняли участие 53 старосты 1–4-х курсов факультета экономики и управления (ФЭУ). Обсуждались вопросы по текущей успеваемости студентов, работа с должниками по зимней сессии, проблемы по взаимодействию преподавателей и студентов в электронной среде, также была проведена профилактическая беседа по коронавирусу», – рассказала декан ФЭУ УрГУПСа Елена Ревина.
Справиться с психологической напряжённостью при адаптации в новых реалиях студентам помогают университетские психологи, с которыми можно оперативно связаться в мессенджерах. Так, психолог Управления воспитательной работы Ростовского госуниверситета путей сообщения (РГУПС) Наталья Брагина проводит консультации по видеосвязи из любого доступного приложения (Skype, Zoom, WhatsApp). «Студенты обращаются по разным вопросам: трудности в семейных и личных отношениях, тревожные, депрессивные, панические и другие деструктивные психоэмоциональные состояния, проблемы одиночества. Все ситуации разрешимы, и сейчас очень важно позаботиться о своём психологическом состоянии и знать, как помочь себе и своим близким», – рассказала Наталья Брагина.
Дни открытых дверей, которые традиционно проходят в университетах весной, сейчас организованы в формате вебинаров и онлайн-экскурсий. Так, абитуриенты ИрГУПСа могут задать интересующие вопросы об особенностях обучения в официальных аккаунтах университета в соцсетях. Там же на них отвечают деканы и представители приёмной комиссии во время прямых трансляций.
В конце апреля студенты выпускных курсов сдают экзамены, которые тоже пройдут в дистанционном формате.
«Надеюсь, к летней сессии студентов невыпускных курсов и защите дипломов эпидемиологическая ситуация в стране нормализуется и экзамены пройдут в штатном режиме. Однако мы готовы к любому сценарию развития событий», – отметил первый проректор РУТ (МИИТ) Валентин Виноградов.
Преддипломная практика будет проходить в соответствии с графиком учебного процесса – студенты будут работать на тех предприятиях, где не остановлено производство. «Если же будут заминки, то начнём решать вопрос с кафедрами, поскольку у нас есть возможность проведения производственных практик в подразделениях вуза», – подчеркнул Валентин Виноградов.
Что касается приёмной кампании, то пока точной информации о режиме её проведения нет. Однако, как подчеркнул Валерий Фальков, при необходимости вузы будут принимать абитуриентов в онлайн-формате. «Надо постараться организовать максимальное число вступительных испытаний в дистанционном формате. Мы понимаем, что есть ряд активностей, которые сложно будет оценить онлайн, поэтому каждый такой случай будем решать в индивидуальном порядке», – отметил он.
Юлия Антич
КАК У ДРУГИХ
Ярослав Павлов,
первый проректор Санкт-Петербургского международного института менеджмента (ИМИСП):
– Все говорят о сокращении расходов за счёт проведения дистанционного обучения и о возможности учиться из любого места. Но это не самое значимое с точки зрения самого обучения. Недооценённые плюсы этого формата в том, что он позволяет добиться высокого уровня индивидуализации обучения, а также усовершенствовать систему оценки результатов. Конечно, если относиться ответственно к разработке онлайн-курсов. Основное же ограничение в том, что такой формат обучения требует большего ресурса внимания и концентрации: студенты устают быстрее, им сложно сохранять мотивацию без личного контакта с преподавателями. И конечно, очень серьёзная проблема – слабо развитая компетенция в электронной дидактике у преподавателей. С помощью онлайн-обучения можно реализовать практически всё, вопрос только в технологической и организационной готовности образовательных учреждений. Для качественной реализации обучения и экзаменов есть продвинутые платформы, инструменты прокторинга (контроля честной сдачи экзаменов) и средства для онлайн-тренингов. Сейчас многие начинают осваивать их вынужденно. Скорее всего, в течение нескольких лет после окончания режима самоизоляции онлайн-обучение будет активно набирать обороты. Но в целом смешанное обучение видится намного более перспективным, чем чистый онлайн.
Татьяна Литвинова,
проректор по учебной работе Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова (Сеченовский университет):
– Студентам Сеченовского университета (всего у нас обучаются 18 тыс. человек) созданы все необходимые условия для комфортного дистанционного обучения и личностного роста. С формированием в вузе цифровой экосистемы все учебно-методические материалы, включая контрольные средства для самопроверки, размещены на Едином образовательном портале университета и легко доступны для изучения. Профессорско-преподавательским составом кафедр в кратчайшие сроки были разработаны онлайн-платформы, на которых размещаются все необходимые материалы для изучения как на русском, так и на английском языке. В открытом доступе находятся лекции, ссылки на учебные материалы, ситуационные задачи. С целью контроля успешности усвоения информации студенты регулярно проходят тестирования, отправляют выполненные задания своим преподавателям, выходят с ними на связь в онлайн-режиме (в том числе с помощью таких ресурсов, как Zoom, Skype). На данный момент обучающиеся, которые хотят получать больше знаний, имеют отличную возможность для бесплатного прохождения популярных образовательных курсов: coursera.org, openedu.ru, universarium.org. В наших социальных сетях постоянно выкладываются задания на развитие логики и мышления, тесты для проверки эрудиции. Несомненно, в медицинском университете большую роль играет отработка диагностических либо лечебных манипуляций на клинических примерах больных людей, что достаточно непросто осуществить в условиях дистанционного обучения. Пожалуй, это единственная серьёзная проблема, с которой мы сейчас столкнулись.
Василий Боев,
проректор по учебной работе Ростовского государственного экономического университета (РИНХ):
– В последние пять лет введение формата дистанционного обучения и его отдельных наработок в вузах носило практически обязательный характер. Однако на отраслевых конференциях можно было услышать массу доводов про то, что «очное обучение всё равно никуда не денется», «для студентов такой формат неэффективен». Теперь мы оказались в ситуации, когда дистанционное обучение стало единственно возможной формой передачи знаний на ближайшие два месяца. Вот теперь и без проверок видно, кто действительно внедрял онлайн-формат, а кто делал это только на словах.
Самые очевидные признаки дистанционного обучения – это свобода и ответственность (студент может самостоятельно планировать своё время, что требует повышенной самоорганизации); ментальность (если на очных лекциях студенты могли посидеть в соцсетях, пообщаться с одногруппниками, то сейчас, если ты не выполняешь задание, не смотришь лекцию или не проходишь тест, работа не продвигается).
Что касается учебных дисциплин, то одни легко трансформируются в дистанционный формат и в некоторых случаях даже выигрывают от этого (в основном это гуманитарные предметы), другие – трудно. Во втором случае речь идёт о предметах, которые предусматривают лабораторные работы с использованием специализированного оборудования. Здесь предстоит большая и интересная работа, ведь в случае нахождения правильного формата подачи откроются большие возможности для привлечения студентов из других городов и стран, а главное – станет возможным включение в процесс обучения людей с ограниченными возможностями. В любом случае сдача промежуточной аттестации, погашение академических задолженностей, итоговая аттестация потребуют от учебных заведений более проработанных сценариев дистанционного взаимодействия.