Удалённый режим работы, на который с середины марта в целях сдерживания быстрого распространения COVID-19 начали массово переходить многие предприятия, по-разному сказался на их сотрудниках. Как показал недавний опрос социологической компании Ipsos, только 22% из тысячи опрошенных профессионалов (жителей российских городов-миллионников в возрасте 18–65 лет) довольны новым рабочим графиком. Остальные респонденты отметили, что находятся в постоянном нервном напряжении из-за невозможности продуктивно работать дома (34,5%) и неумения разграничивать личное и рабочее время (33,8%). Среди других причин – нарушение коммуникации с руководством и коллегами, постоянная тяга к еде и отвлечение на семью и детей. О том, как, работая дома, не допустить профессионального выгорания и справиться со стрессом, вызванным непривычным для многих удалённым режимом работы, «Пульт управления» выяснил у психолога, психотерапевта, руководителя направления «Психология коммуникации» компании Business Speech Марии Эриль.
– С психологической точки зрения удалённая работа как-то сказывается на настроении и продуктивности сотрудников?
– В обычной жизни у нас есть события, которые привязаны ко времени. Не опаздывать на встречи и вовремя справляться с делами помогают некие рамки самоорганизации. Работая дома, мы ощущаем свободу от этих рамок, но не всегда понимаем, какие последствия эта свобода несёт. Низкая продуктивность, апатия, отсутствие мотивации – вот так описывают своё состояние те, кто выпадает из привычного рабочего ритма. Поэтому особую значимость при удалённом режиме работы обретает распорядок дня. Если мы выделяем временные промежутки для всех запланированных дел, то нам легче справляться с задачами, а также сохранять бодрость духа.
С начала карантина я провела несколько онлайн-тренингов для компаний, которые обратились с одним и тем же запросом – полная демотивация персонала. Ранее сплочённые команды начали рассыпаться, нарастают конфликты, у всех, включая топ-менеджеров, появились апатия и раздражительность. Так как ситуация очень необычная для абсолютного большинства, лучше всего поможет тот, у кого есть соответствующий опыт и знания. Если же ваш босс не спешит приглашать специалистов для помощи в адаптации к ситуации карантина, то стоит позаботиться о своей гармонии самостоятельно: в настоящий момент множество специалистов предлагают свою помощь бесплатно, есть тренинги и медитации.
– Есть работники, которые из желания продемонстрировать преданность делу и высокую производительность труда, пытаются работать постоянно. Как научиться правильно организовывать личное и рабочее время дома?
– Режим работы и отдыха дистанционный работник устанавливает по своему усмотрению. Однако лучше всего придерживаться привычного графика. Вставайте в то же время, что и раньше, делайте перерыв на обед (если на работе была возможность прерваться на прогулку, дома замените её на зарядку, кофе или просто полежите с закрытыми глазами 10 минут).
Давайте себе время на раскачку. Не бегите к компьютеру, как только проснулись. В обычное время вы тоже не сразу приступали к работе. Почитайте книгу, новости, попейте кофе, дайте себе тот же час, что вы тратили на дорогу, чтобы очнуться и настроиться.
Помните: работу надо заканчивать вовремя. Поэтому следите за тем, чтобы все профессиональные задачи выполнить в течение рабочего дня. Старайтесь не заходить в рабочие чаты и не общаться в них во внерабочее время, не соглашайтесь что-то «доделать» и не берите на себя задач больше, чем вы взяли бы обычно. Дом – это просто локация. У вас на «удалёнке» не вырастут дополнительные руки и дополнительные часы в сутках. Потратьте свободные вечера на себя и общение с родными.
Не секрет, что трудовая эффективность – то, что представляет первостепенный интерес корпораций, в исследование этого процесса вкладывается очень много ресурсов. Все без исключения научные статьи обращают внимание на два важнейших параметра, от которых зависит эффективность труда: полноценный отдых и переключение на разный вид деятельности в течение дня. Только так, а не увеличивая трудочасы, мы можем быть эффективными.
Но есть и личные причины. У большинства из нас имеются семьи. Когда мы трудимся и стремимся к самым высоким достижениям, важно помнить, зачем мы это делаем: чтобы наслаждаться жизнью, быть счастливыми, повышать комфорт жизни наших близких. Если мы всё своё время отдаём исключительно работе, получается, мы попросту не успеваем получать то, ради чего трудимся.
– Как правило, в офисе усталость и спад энергии у работника замечает руководитель, который может предложить ему взять выходной или поговорить о возникших трудностях. При удалённом формате работы руководство не видит подчинённых. В результате некоторые начинают лениться, избегать сложных задач. Как взять себя в руки при отсутствии прямого контроля со стороны начальства?
– В психологии нет понятия «лень», есть понятие «отсутствие мотивации». Важно начать с основ, воплотить в жизнь то, что мы уже обсудили, – режим и некий дресс-код. Если этого будет недостаточно, возможно, стоит обратиться к психологу за помощью в обнаружении этой мотивации.
Так или иначе, главное правило – не ругать себя, не бранить, а находить к себе подход. Прислушиваться, что не так с той или иной задачей, с тем или иным процессом, почему вы не хотите их выполнять. Возможно, стоит поменять те вещи, из-за которых не хочется браться за работу. Это могут быть сущие мелочи: то, как организовано рабочее пространство, то, какой звук издаёт приходящее сообщение. Попробуйте включить любимую музыку или, напротив, создайте тишину.
Возможно, хорошей идеей будет начать вести дневник эффективности, а также ставить себе небольшие промежуточные цели. Также важно помнить главное правило эффективной «удалёнки»: вы не в отпуске, дом – это ваш временный офис, поэтому ведите себя так, будто рядом руководитель.
– Есть ли какие-то методики по структурированию своего дня?
– Таких техник и методик существует бесконечное множество. Причём для представителей разных профессий они различаются. Главное – суметь совместить свои собственные биоритмы, а также расписание коллег и структур, с которыми необходимо взаимодействовать.
У каждого из нас есть самый эффективный момент времени, так сказать, пик продуктивности дня. Крайне полезно знать, когда конкретно он наступает. У кого-то самая свежая голова рано утром, кто-то ощущает прилив сил начиная с 11–12 утра. У других «реактивный двигатель» рабочих процессов включается ближе к полуночи. Обнаружив своё собственное окно эффективности, стройте структуру так, чтобы на это время приходились самые важные дела.
Помните: у большинства не сразу получится выяснить, как правильно структурировать свой день. Пробуйте разные вариации, но не ругайте себя за промахи. Когда найдёте свой способ, будете очень благодарны себе за потраченное на его поиски время.
– Нередко при удалённой работе из-за отсутствия живого контакта усложняется коммуникация между сотрудниками и руководством. Возникают стрессовые ситуации. Существуют ли какие-то быстрые техники релаксации, которые помогут уменьшить напряжение и переключиться в спокойное состояние?
– Хорошей идеей будет использовать дыхательную гимнастику, во время которой мы стремимся сфокусироваться только на дыхании, а не на негативных мыслях. Из всех автоматических реакций человека дыхание (как и моргание) – одна из немногих, которые мы можем осознанно контролировать. Это своего рода портал в автономную систему нашего организма, через который мы можем передавать сообщения нашему мозгу.
Также очень помогает спорт. Вообще занятия домашней гимнастикой – это ключ к сохранению психики на время самоизоляции. Спорт помогает нам отпустить телесные зажимы, которые могут сформироваться в теле в результате стрессовых ситуаций в течение дня. В условиях изоляции, когда мы получаем не так много положительных впечатлений, спорт – прекрасный источник эндорфинов. Ну и приятный бонус от таких занятий – прекрасная фигура. В настоящий момент в Сети очень много бесплатных тренировок от самых лучших фитнес-клубов, звёздных тренеров и мастеров по различным видам спорта.
Что касается отсутствия живого общения, то постарайтесь максимально компенсировать его с помощью современных средств связи: говорите по видеосвязи, устраивайте онлайн-вечеринки. Причём коммуницируйте не только с коллегами, но и с близкими людьми. Звоните друзьям как можно чаще, не сомневайтесь, вам будут очень рады и сейчас ваш звонок особо ценен для них.
– Влияет ли внешний вид на рабочий настрой? Можно ли работать дома в пижаме или стоит переодеться в офисный костюм?
– В большинстве случаев внешний вид помогает нам в разграничении будней и выходных. Одежда, отличная от обычной домашней, поможет отделить рабочую деятельность от отдыха. Конечно, всегда есть исключения. Например, есть люди, которые не любят ходить по-домашнему даже в своей квартире, поэтому и дома, и в офисе они выглядят примерно одинаково. Помню, как однажды на ежегодной встрече всех региональных офисов одной международной компании решили шутки ради устроить пижамную вечеринку. Наш босс посмотрел на большое количество людей, одетых в пижамы, и сказал: «Не понимаю, в чём шутка? Просто обычный будний день в нашем офисе в Денвере».
Решите для себя, как вам комфортнее, – работать в уютной домашней одежде или же надеть строгий костюм. При этом помните, что при проведении видеосовещаний всё же стоит придерживаться принятого в компании дресс-кода.
– Как объяснить домашним, что удалённая работа тоже работа? Стоит ли устанавливать правила общения с семьёй в рабочее время?
– Организация работы на дому действительно потребует выстраивания границ общения и взаимодействия с близкими. Эта задача не будет проблемой для тех семей, в которых всегда всё было гармонично с границами.
Но для всех остальных это вызов, который при удачном ходе дел поможет вывести на новый уровень коммуникацию в целом, причём не только в семье, но и во всех остальных сферах жизни.
Объясните мужу, жене, детям, в какое время к вам лучше не подходить с вопросами. Составьте график созвонов и планёрок, обсудите его с домочадцами, чтобы они по возможности не отвлекали вас в эти часы.
– Каким должен быть режим питания во время «домашней» работы?
– С пищей нужно быть особо деликатными в этот период. Дело в том, что в отсутствие ярких впечатлений и в ситуации неопределённости появляется всё больше поводов прибегать к самому простому способу получить удовольствие и успокоить мозг – еде в целом и потреблению сладкого в частности. На карантине у нас есть чуть больше обычного времени, чтобы готовить домашнюю еду. Попробуйте научиться готовить простые блюда (если раньше этого не делали) и получать удовольствие и от процесса, и от еды.
От переедания спасёт отсутствие дома снеков, колбасы, чипсов – всего того, что не нужно готовить. Проголодались – приготовьте и съешьте. Так вы ещё и отвлечётесь от рабочей рутины, руки отдохнут от бесконечного печатания на клавиатуре, а спина выпрямится и расслабится. Важно: ноутбука не должно быть на столе во время трапезы.
– Придёт время, и сотрудники вернутся в офис. После длительного удалённого графика нужна ли будет адаптация в офисе?
– Скорее всего, в ряде компаний возникнет такая необходимость. И в первую очередь с этой задачей должны будут справляться менеджеры. Важно придумать какую-то активность, которая поможет всем войти в рабочее русло. Например, во время карантина каждый сотрудник может снять небольшое видео о своей «домашней» работе, здорово, если записи будут весёлые и креативные. Потом этот ролик, смонтированный профессионалами, можно посмотреть всем вместе, поблагодарить людей за труд и дисциплину.
В результате коллектив будет заряжен энергией на дальнейшую работу, а «удалёнка» будет вспоминаться как интересный опыт работы.
Беседовала Юлия Антич