В современном обществе люди всё чаще стали заботиться о своём ментальном здоровье и больше задумываются о необходимости консультаций с психологом. И хотя психологическое здоровье является личной ответственностью каждого человека, оно важно и для работодателя. поэтому в последнее время является хорошим тоном иметь в штате профессионального психолога или приглашать специалиста для проведения консультаций с работниками.
Чаще всего у корпоративных психологов две функции – это консультирование потенциального сотрудника при приёме на работу и проведение тестирования сотрудников для улучшения качества их труда и самочувствия.
«Пульт управления» побеседовал с представителями разных компаний, чтобы выяснить, имеет ли смысл присутствие в компании психолога.
Елена Жидкова,
начальник Центральной дирекции здравоохранения ОАО «РЖД»:
– В системе медико-психологического обеспечения безопасности движения поездов важную роль занимают психологи психофизиологических подразделений учреждений здравоохранения ОАО «РЖД». Их работа направлена на повышение надёжности профессиональной деятельности, сохранение здоровья и активного профессионального долголетия работников ОАО «РЖД».
Кроме того, психологи занимаются изучением условий и особенностей деятельности работников, причин снижения её эффективности и выработкой психологических рекомендаций по оптимизации труда. Они осуществляют две основные функции: профессиональный психофизиологический отбор и психофизиологическое сопровождение работников локомотивных бригад, работников филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД».
Ежегодно в компании проводится свыше 45 тыс. обследований по профессиональному психофизиологическому отбору, по периодическому психофизиологическому обследованию – более 38 тыс. В целях профилактики нарушений функционального состояния и сохранения профессиональной пригодности и работоспособности работников психологи ежегодно осуществляют более 380 тыс. восстановительных (коррекционных) мероприятий.
Круг задач и проблем, решаемых психологом в рамках организации, достаточно широк. Это проведение диагностики функционального состояния работников, углублённое изучение особенностей личности; проведение мероприятий по профилактике расстройств здоровья и профессиональной работоспособности (психологическое консультирование, методы релаксации и мобилизации, обучение навыкам саморегуляции, беседы, лекции, психологические тренинги). Кроме того, проводится работа с профессиональным эмоциональным выгоранием работников и по формированию групп риска по психофизиологическим показателям, а также психологическая помощь в стрессовых, конфликтных и трудных жизненных ситуациях. Работа психолога наряду со всеми составляющими компонентами системы «РЖД-Медицина» позволяет минимизировать вероятность чрезвычайных происшествий на железнодорожном транспорте, связанных с человеческим фактором, способствует профилактике профессиональных заболеваний, укреплению здоровья работников.
Олеся Кащеева,
HR-директор сайта бронирования отелей Ostrovok.ru:
– В нашей компании пока нет корпоративного психолога, но такой запрос стал всё чаще поступать от сотрудников. Думаю, что это связано в первую очередь с тем, что растёт общая просвещённость о роли психолога. Люди в принципе стали более внимательно относиться к своему ментальному состоянию, самостоятельно ищут специалистов для решения жизненных проблем и уже знают, на какие запросы может ответить психолог. Кроме того, всё больше компаний в России начинают перенимать этот опыт от западных компаний и вводят в свой штат корпоративного психолога: людям нравится, они рассказывают об этой практике своим друзьям, и дальше по сарафанному радио информация распространяется и возникает вопрос: «Когда же и у нас появится корпоративный психолог?». На мой взгляд, это очень интересная и правильная тенденция.
Подходов к тому, какую роль берёт на себя корпоративный психолог, существует ровно столько же, сколько есть компаний, которые их нанимают. К функциям психолога в компании, если его нанимают для сотрудников, относятся улучшение атмосферы в коллективе, помощь персоналу в борьбе со стрессом, ранняя диагностика признаков профессионального выгорания и помощь в решении конфликтных ситуаций. Если при этом психолог остаётся относительно независимым от корпоративных функций, это идеальная ситуация для сотрудников. В ней они могут безоговорочно доверять специалисту, обсуждать свои проблемы, сомнения и не бояться, что об их проблемах узнает руководитель. Надеюсь, что такой подход будут применять всё больше компаний и в ближайшем будущем у каждого появится возможность воспользоваться услугами корпоративного психолога.
Инна Агафонова,
руководитель отдела операционной поддержки персонала «Лаборатории Касперского»:
– Мы в своей компании много внимания уделяем заботе не только о физическом, но и о психологическом состоянии сотрудников. В частности, с помощью различных программ пытаемся привлечь внимание коллег к своему здоровью, научить их справляться со стрессом и поддерживать позитивную и продуктивную атмосферу в офисе.
Однако в условиях современного мира наблюдается существенный рост факторов, приводящих к нестабильности и дисгармонии, справиться с которыми самостоятельно человеку бывает сложно. Здесь важны поддержка и помощь. У нас нет штатного психолога, но при этом в рамках ДМС нашим коллегам доступна линия психологической поддержки. Квалифицированные специалисты обладают нужными знаниями и могут беспристрастно и эффективно оказать помощь. Такая служба может помочь в самых разных жизненных обстоятельствах, например в стрессовых ситуациях, при возникновении страха и неуверенности перед неизвестным.
Татьяна Лобанова,
кандидат психологических наук, доцент Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», сертифицированный консультант по управлению CMC (Certified Management Consultant):
– Если задать сотрудникам любой компании вопрос, кто занимается персоналом, то большинство ответит: конечно, руководители. Но ведь они и производственными процессами занимаются, и планированием, и контролем, и другими управленческими функциями. У наших руководителей велика иллюзия, что они и есть специалисты по персоналу. Равно как любой родитель считает, что он и есть психолог, он и есть педагог. И такая ситуация вполне понятна: у главы бизнеса есть все рычаги для этого: деньги, приказы, управленческие возможности и так далее. Но многие инструменты, которыми он пользуется, очень примитивны, а профессионализм здесь играет очень важную роль. Многие руководители это поняли и начали приглашать к себе в штат психологов, потому что для компании это даёт множество преимуществ.
Во-первых, психолог может провести грамотное профессиональное тестирование сотрудников. В психологии труда и социальной психологии разработано большое количество качественных методик, которые могут помочь ответить на целый спектр возникающих вопросов: от степени честности работника до возможности занимать лидерскую управленческую позицию. Все эти психологические методы, как тестовые, так и проективные, обычно адаптированы, нормированы и надёжны.
Во-вторых, социометрические и анкетные методы, которыми владеет профессиональный психолог, всегда помогут определить степень срабатываемости или конфликтности того или иного коллектива. Особенно это касается таких групп работников, которые находятся долгое время в ограниченном пространстве или вдали от дома либо имеют коллективный результат работы (проектные группы, бригады, цеха и пр.). В том случае, если конфликт уже имеет место, психолог сможет разобраться в причинах и порекомендовать правильные формы воздействия на участников.
В-третьих, сейчас как никогда актуальным является эффективный труд, а производительность напрямую зависит от мотивации сотрудников. Организационный психолог, специалист в области психологии труда сможет определить формы мотивации, необходимые мотиваторы и стимулы для персонала, помочь разработать справедливую систему мотивации и стимулирования.
Наконец, в-четвёртых, психолог может быть правой рукой умных руководителей. Знания, практики, техники, существующие в управлении людьми, руководитель должен учитывать и дозированно применять. Прописанные истины организационного поведения сегодня работают с большим количеством исключений. Руководитель должен постоянно держать руку на пульсе, понимать настроения в коллективе, тенденции. Это важно, чтобы суметь правильно выбрать именно то, что нужно, из всего арсенала методов и техник управления поведением. Помочь ему в этом может социальный психолог или психолог труда в качестве коуча или консультанта. Также психолог может консультировать в сложных вопросах взаимодействия и других сотрудников компании.
Елена Лондарь,
руководитель проектов в социальных медиа HeadHunter, консультант Премии HR-Бренд:
– Мнения HR-специалистов о психологах для сотрудников разделились.
Кто-то посчитал, что психолог мог бы помочь отмониторить токсичные настроения в коллективе, а кто-то не уверен в пользе психологической помощи для бизнеса.
Для сотрудников, возможно, это хорошо в личностном плане, но вдруг их решения после консультаций будут не полезны для организации? В некоторых компаниях сотрудники за неимением специалистов помогающих профессий приходят плакаться о своих личных проблемах в HR-департамент, поэтому психолог там был бы очень кстати. В ряде компаний психолог включён в соцпакет, но в малых дозах – буквально пара консультаций, продолжить можно за свой счёт.
Интересно, что в учебниках по организационной психологии можно найти много информации о пользе психолога в штате компании, а ряд порталов для HR пишет о том, что психолог внутри организации – это обычное дело наравне с бухгалтером или юристом. На практике в бизнесе картина совершенно иная: люди с психологическим образованием работают в штате, но не в качестве психологов. А сотрудники внутри компании обсуждают друг с другом свои личные проблемы во время перекуров, обеда и в рабочее время. Сложно отследить, как именно подобные отношения между работниками, переходящие грань деловых, влияют на бизнес. Психолог помогает людям отделять мух от котлет, но культура регулярного посещения психологов ещё только зарождается в России.
На сегодняшний день довольно плотно укомплектован психологами только штат МВД, где сформирована целая система психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников, состоящая из разных подразделений. Так как сотрудники МВД действительно порой работают в экстремальных условиях, им жизненно необходима психологическая подготовка обученными специалистами, а также экстренная психологическая помощь им и их семьям в случае непредвиденных ситуаций.
Что касается других структур, то даже не в каждой школе работает специалист-психолог, в задачи которого входит не только работа с учениками и их родителями, но и с педагогическим коллективом.
В бизнесе психологи пока что больше востребованы как специалисты по оценке персонала. Возможно, рынок продиктует новые правила, при которых сотрудникам важно будет получать психологическую помощь и будут конкретные результаты от бизнеса по таким нововведениям, на которые можно будет опереться. Время покажет.
Подготовила
Дарья Чикиркина