Учёные отраслевых вузов готовы стать наставниками сетевого конкурса «Новое звено»
Конкурс «Новое звено» – один из самых масштабных молодёжных проектов ОАО «РЖД». Это уникальный формат выстраивания траектории успеха молодого человека – студента, преподавателя, сотрудника компании. Отраслевое образовательное сообщество благодарно организаторам проекта за предоставленную молодёжи возможность воплотить свои идеи в жизнь, показать себя, свои знания и способности.
В этом году заявки на участие в проекте принимаются до 27 марта включительно.
В конкурсе могут принять участие молодые железнодорожники, студенты, аспиранты и преподаватели отраслевых вузов в возрасте до 35 лет. Они должны создать команды из двух-трёх человек, чтобы подготовить инновационные проекты. Проекты необходимо зарегистрировать в информационной системе «4И» – Информационном инкубаторе инновационных идей. После этого их оценят дорожные экспертные группы, затем центральная экспертная группа в Москве. Финал конкурса и награждение победителей состоятся в сентябре на XIII Слёте молодёжи ОАО «РЖД».
Несколько раз испытав свои силы в «Новом звене» (участвую в конкурсе с 2017 года), я подумала, почему бы не совершенствовать процесс подготовки проектов на начальном этапе.
Дело в том, что пока для участников не предусмотрена возможность консультирования с наставниками конкурса на этапе подачи заявок (поработать с ними можно только на очном этапе). В результате не все конкурсанты в полной мере понимают специфику конкурса и вынуждены самостоятельно оценивать актуальность выбранной темы. Чаще всего трудности возникают у студентов и аспирантов отраслевых вузов, которые пока не настолько погружены в специфику работы железнодорожной отрасли, чтобы определить, насколько востребованной окажется их идея. Как результат – многие из них отсеиваются ещё на этапе подачи заявок.
Петербургский государственный университет путей сообщения (ПГУПС) на правах первого транспортного университета страны может и должен выступить инициатором и основоположником новых форматов работы с молодёжью в рамках конкурса «Новое звено». В нашем вузе работает много талантливых учёных, которые могли бы оказывать консультационную поддержку участникам конкурса. Они могут «подключиться» к проектам в качестве институтских наставников. Это позволит максимально эффективно вести работу по реализации приоритетов технической политики ОАО «РЖД».
Потенциально каждый молодой преподаватель профильного вуза, имеющий учёную степень и опыт участия в «Новом звене», может стать институтским наставником и взять под кураторство 5–6 конкурсных идей. Могу с уверенностью сказать, что подготовить несколько качественных комплексных проектов, отвечающих приоритетам развития ОАО «РЖД», вполне реально. Я могу взяться за формирование команд в связке студент – молодой учёный – молодой специалист.
Институтский наставник может оказывать методическое сопровождение проектов (помощь в оформлении проекта, формулировании идеи, произведении необходимых расчётов, технико-экономической экспертизе), в том числе на базе профильного вуза. Он станет своего рода тьютором, бизнес-тренером по поддержке проектов на этапе их разработки.
Такой формат взаимодействия может принести значимые и весомые результаты и станет важным связующим звеном между железнодорожной прикладной наукой и отраслевым образованием.
Если не решить проблему связки науки, учёбы и производства, то можно упустить множество новых интересных идей.
Можно полагать, что реализация этой идеи обеспечит создание комплексных проектов уже на начальном, заявочном этапе. Участники получат квалифицированную помощь не только со стороны ОАО «РЖД», но и со стороны отраслевых университетов. В итоге компании будут обеспечены очень сильные заявочные идеи уже в момент конкурсного отбора «Нового звена».
Стоит учитывать, что участие институтских наставников в конкурсе укрепит бренд ОАО «РЖД» среди молодёжи, в частности среди студентов транспортных вузов. Кроме того, это станет дополнительным стимулом для учащихся попробовать свои силы в проекте.
Для реализации предложения «Институтский наставник» потребуется всего один год для пилотного применения, а также девять институтских наставников (по одному от каждого профильного вуза), удовлетворяющих требованиям (учёная степень, опыт участия в конкурсе). Со стороны компании необходим только консалтинг команды наставников на этапе внедрения предложения.
За 12 лет существования конкурса «Новое звено» его участниками стали около 14 тыс. молодых новаторов, представивших более 29 тыс. прорывных проектов для повышения эффективности работы железнодорожной отрасли. Победители и призёры конкурса прошлых лет поделились с «Пультом управления» историями своего успеха.
Любовь Кокова,
поездной диспетчер Куйбышевской дирекции управления движением:
– Я победитель конкурса «Новое звено» 2019 года. Идея для проекта «Увеличение участковой скорости в результате изменения режима ведения скрещенных поездов» была придумана совместно с моими коллегами – начальником станции Бензин Владиславом Сафроновым и машинистом-инструктором по теплотехнике эксплуатационного депо Пенза Дмитрием Шереметьевым.
В настоящее время отсутствует подвязка скрещенных поездов, что неблагоприятно влияет на увеличение участковой скорости на участке. При отсутствии решения данной проблемы возникает риск невыполнения поставленного задания по участковой скорости и просрочки доставки грузов.
Идея проекта заключается в использовании возможности рекуперации – выработке локомотивами электроэнергии в режиме торможения с отдачей её в контактную сеть. Вырабатываемую при рекуперативном торможении на спуске электроэнергию можно передать идущему в этот же подъём электровозу, который нуждается в дополнительной мощности. Как раз в этот момент увеличивается нагрузка на тяговые двигатели входящего в подъём локомотива, что приводит к падению напряжения в сети. А недостаточное напряжение снижает мощность двигателя, заставляя поезд двигаться медленнее. С другой стороны, рекуперативное торможение поезда, следующего по спуску, даёт возможность повысить и его скорость за счёт меньшего использования автотормозов (происходит торможение двигателем).
При разработке проекта самым сложным оказалось проведение экспериментальных поездок. Необходимо было составить «нитки графика», проконтролировать выполнение их машинистами и поездными диспетчерами. Причём всё это делалось исключительно в свои выходные. Ушло много времени на инструктирование, объяснение каждому сотруднику, чего мы хотим, не говоря уже о расчётах.
Благодаря конкурсу «Новое звено» я поняла, что всё возможно – стоит только захотеть. Сила в слаженной работе команды – каждый из нас верил в успех, отдавал себя проекту. У каждого члена команды свои таланты и возможности, мы старались равномерно их распределять, чтобы всем дать возможность проявить себя.
Сейчас мы создали новую команду и прорабатываем следующий проект, чтобы зарегистрировать его в «Новом звене – 2020». Конкурс даёт отличный шанс, чтобы понять, куда надо двигаться в профессиональном плане. Рекомендую участвовать в нём ещё и для того, чтобы познакомиться с коллегами из разных уголков нашей страны, поделиться опытом друг с другом. Как показывает практика, даже в финале конкурса может возникнуть идея, которую можно будет реализовать в следующих сезонах.
Сергей Фадейкин,
начальник лаборатории связи Саратовского регионального центра связи:
– Я являюсь участником команды, занявшей 3-е место в конкурсе «Новое звено – 2019». Вместе с коллегами Владимиром Косыгиным и Александром Горбачёвым мы презентовали проект «Система On-line мониторинга состояния беспроводной телекоммуникационной сети».
Идея для проекта появилась ещё в 2017 году, когда мы столкнулись с проблемой автоматизации измерений, отражающих качество работы поездной радиосвязи. На грамотную проработку проекта ушло чуть больше года. Особых сложностей на этапе подготовки у нас не возникало, зато споров о технических решениях было хоть отбавляй.
В настоящее время радиосвязь является одним из важнейших инструментов управления движением поездов, а в будущем станет частью технологии беспилотного вождения и Интернета вещей. На радиоэфир воздействует множество факторов: состояние устройств, рельеф местности, температура. При этом контроль параметров радиоэфира осложняется его высокой стоимостью. Также используются дорогостоящие измерительные вагоны-лаборатории. Всё это ограничивает периодичность контроля параметров.
Для решения данной проблемы мы предложили создать сеть мониторинга на базе технологии Soft-Definited radio (программно-определяемое радио). В соответствии с данной технологией аппаратный датчик осуществляет приём и перевод радиосигнала в цифровую форму. При этом большая доля цифровой обработки радиосигналов производится либо в обычном персональном компьютере, смартфоне, планшете, либо в специально созданной программируемой логической интегральной схеме. Также осуществляется привязка результатов измерений к координатам. Важно отметить, что такого рода системы можно перепрограммировать в процессе эксплуатации. Уже сейчас любительское ПО и датчик стоимостью около 1000 руб. в связке с недорогим смартфоном позволяют контролировать больше параметров, чем дорогостоящие приборы, такие как ИНП (измеритель напряжённости поля).
Предлагается оснащать подобными датчиками подвижной состав и передавать данные в существующую систему мониторинга Центральной станции связи ОАО «РЖД». Таким образом, мы будем иметь динамическую картину измерения параметров радиоэфира, а при ухудшении какого-либо параметра до порогового значения система будет генерировать сообщение с указанием параметра и места. После этого на данный участок будет направляться специалист для принятия мер. Подобным образом в настоящее время осуществляется контроль кабельных линий связи. Важно отметить также возможность контроля как аналоговых радиосетей, так и цифровых.
Мониторинг радиосетей позволит повысить уровень надёжности радиосети для предоставления различных цифровых сервисов, а также оптимизировать процесс контроля её параметров.
Сейчас мы с коллегами занимаемся реализацией проекта – отрисовываем бизнес-модель, разрабатываем график реализации, взаимодействуем с заводами-изготовителями телекоммуникационного оборудования.
Я уверен, что в конкурсе «Новое звено» обязательно стоит поучаствовать тем, кто не желает останавливаться в саморазвитии, хочет достичь больших высот в научной и изобретательской деятельности, познакомиться с единомышленниками.
Яна Ковалёва,
руководитель Центра оценки, мониторинга персонала и молодёжной политики Дальневосточной железной дороги:
– Я дважды победитель конкурса «Новое звено» (в 2011 и в 2014 годах). В 2014 году наша команда победила с разработкой «Автоматическая система предупреждения о сходе снежных лавин на железнодорожный путь». Идея для проекта возникла из проблематики дороги и сложных условий территориального расположения полигона.
Когда мы опробовали нашу лавинопредупреждающую систему в одной из дистанций в лавиноопасный период 2013–2014 годов, экономия составила 2,5 млн руб. Сейчас система внедрена на Высокогорненской дистанции пути.
Участие в конкурсе «Новое звено» дало мне возможность реализовать свои идеи, а также позволило продвинуться по карьерной лестнице. Сейчас я являюсь руководителем и занимаюсь проектами со смежными подразделениями. В основном это проекты, касающиеся социально-кадрового блока компании. Опыт прошлых лет позволяет мне внедрять новые идеи ещё более успешно.
Участникам этого года я желаю успешно преодолеть трудности и идти к реализации своей идеи.