Мыслить по-новому
Почему важно развивать инновативность у сотрудников
Креативная идея работника, вовремя услышанная и поддержанная руководством, может принести компании многомиллионную прибыль. В этом на своём опыте убедились такие гиганты, как Google и Sony, среди разработок их сотрудников – Google News, Gmail и Sony PlayStation. Перед ОАО «РЖД» сегодня стоит задача произвести цифровую трансформацию, и компания делает ставку не на отдельные инициативы, какими бы прорывными они ни были, а на умение управлять изменениями и создавать новую среду. Как развивать инновативность у сотрудников и почему она принесёт эффект только в связке с другой компетенцией – клиентоориентированностью, вместе с экспертами разбирался «Пульт управления».
Модель корпоративных компетенций, в том числе отношение к инновациям, определяется местом компании на рынке, её программой развития и философией. «Есть коллективы, которые придерживаются проверенных временем стандартов и с осторожностью относятся ко всему новому, а есть команды, для которых основной принцип работы состоит в постоянном обновлении продуктов и подходов к решению возникающих проблем», – замечает руководитель отдела по работе с персоналом QBF Светлана Белодед.
Для компаний, которые включают в свою бизнес-стратегию внедрение инновационных разработок, одной из ключевых компетенций, по мнению экспертов, является инновативность. «Это способ мышления, предполагающий открытость ко всему новому. Я имею в виду готовность внедрять новые продукты, подходы к общению с клиентами и ведению бизнеса в целом. В моей сфере данная компетенция очень важна, ведь в инвестиционной индустрии события, требующие корректировки рабочих процессов, происходят практически ежедневно», – уточняет Светлана Белодед.
Сотрудник и руководитель, у которого развита эта компетенция, обладает способностью видеть привычные явления под новым углом, обнаруживать скрытые возможности и неявные взаимосвязи. Инновативность также подразумевает готовность к рискам, умение воспринимать новое и быстро реагировать на изменения внешней среды. Без людей с такими навыками компании сложно внедрять у себя новые технологии.
Руководитель сегодня должен думать про новое, предлагать новые решения, инициировать новые проекты и мотивировать сотрудников по-новому смотреть на рабочие процессы, уверены в кадровом блоке ОАО «РЖД». В новой модели корпоративных компетенций компании инновативность пришла на смену компетенции под названием «формирование инновационной среды». «Раньше, когда мы говорили об инновативности, акцент был, по сути, на единичных действиях – насколько руководитель готов выдвигать инициативы сам и поддерживать инициативы других. Сейчас, когда компания реализует ряд цифровых проектов, стало понятно, что важны не отдельные инициативы сами по себе, а умение управлять изменениями и подходить к вопросу комплексно – например, создавать условия для изменения процессов или менять поведение и отношение сотрудников к рабочим задачам», – отмечал ранее заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Дмитрий Шаханов. По мнению экспертов, инновативность – это врождённое свойство личности, но это не значит, что эти навыки нельзя развить. По мнению международного эксперта в управленческом консалтинге Катерины Бражниковой, три кита успешного внедрения инновационного мышления в компании – комплексность, личная заинтересованность руководства и вовлечение максимального количества сотрудников, а также готовность к рискам и ошибкам.
Для развития творческого потенциала коллективов крупные западные компании – LinkedIn, Apple, Microsoft – в разное время практиковали предоставление работникам свободного времени на идею. Например, 80% отводилось на решение текущих задач, а 20% – на разработку новых продуктов. Среди российских компаний с идеями сотрудников активно работают, например, в «Северстали», где для этого создана специальная «Фабрика идей».
Согласно теории исследователя организационного поведения, профессора Лондонской школы бизнеса Дэна Кейбла, пространство для экспериментов даёт сотрудникам возможность проявлять свои лучшие качества. «Подобная свобода активирует в человеке «поисковую систему» – способности исследовать и осмыслять – и даёт ему понять, что оценивают его не только по результатам, но и по креативности и инициативности», – полагает он.
Однако разработка инноваций ради инноваций не очень интересна для компаний. По мнению экспертов, чтобы творчество сотрудников принесло реальную экономическую пользу, инновативность должна идти в связке с клиентоориентированностью. «В рамках данной компетенции поведение всех сотрудников – и бэк-офиса, и фронт-офиса – должно быть ориентировано на внешнего или внутреннего клиента, – отмечает профессор Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС Елена Яхонтова. – Компания ожидает от своих сотрудников и поощряет их за внимание к запросам клиента, предупредительность в удовлетворении его потребностей, поиск и применение в работе каждым сотрудником передовых методов решения задач. При этом компания не только требует соблюдения определённых стандартов поведения, но и создаёт благоприятные условия для их реализации в повседневной деятельности сотрудников. В первую очередь путём материального и нематериального стимулирования, а также других методов, включая личный пример руководителей».
Мария Абдримова
Новые смыслы
Юлия Кушниренко, заместитель директора АНО ДПО «Корпоративный университет РЖД» – начальник Центра молодёжных проектов ,
Холдинг совершенствует молодёжную политику
Рубрики: Персонал
Ход мысли
Константин Буянин, заместитель директора Корпоративного университета РЖД ,
Стратегические сессии необходимы бизнесу
Рубрики: Персонал
Нацеленность на результат
Анна Матинина, ведущий эксперт Центра организации труда и проектирования экономических нормативов ОАО «РЖД»,
Как в РЖД борются с деформацией трудового поведения
Рубрики: Персонал
Справедливая оценка
Ольга Медведева, начальник отдела организации труда в энергетическом комплексе ЦОТЭН,
Нормы труда необходимо пересматривать
Рубрики: Персонал