Долгосрочной программой развития ОАО «РЖД» до 2025 года предусмотрено развитие скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения в стране. Первая высокоскоростная магистраль (ВСМ) в России должна соединить два крупнейших города – Москву и Санкт-Петербург. Проектирование ВСМ начнётся уже в этом году. Развитие железнодорожного сообщения на высоких скоростях должно подтолкнуть рост экономики, развитие регионов, создание новых рабочих мест.
Напомним, в апреле 2019 года президент России Владимир Путин поддержал идею проектирования ВСМ Москва – Санкт-Петербург (см. справку).
Реализация проекта ВСМ Москва – Казань пока отложена, сообщил 7 марта журналистам заместитель председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин. По его словам, вопрос строительства магистрали на сегодняшний момент имеет «большую финансовую ёмкость».
О том, что ОАО «РЖД» планирует в ближайшее время заключить договор на проектирование высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург, сообщил генеральный директор – председатель правления компании Олег Белозёров в рамках Дня российских железных дорог в Совете Федерации 12 февраля текущего года. «Мы планируем, что 2,5 года у нас уйдёт на проектирование. И уже в 2026–2027 годах появится высокоскоростная магистраль Москва – Санкт-Петербург», – сказал он.
Экономические расчёты
Холдингом проделана большая предпроектная работа. Так, в 2019 году были проведены сравнительный анализ параметров проектирования и принятых проектных решений обоснования инвестиций в строительство ВСМ, рекогносцировка трассы будущей магистрали. Разработаны обоснования для формирования технических требований, конструктивных решений и предложений по мостовым сооружениям (ИССО) для будущей ВСМ.
Также выполнен пересчёт сметной стоимости обоснования инвестиций в строительство ВСМ в текущий и прогнозный уровень цен.
«При этом многие решения, которые использовались в проекте ВСМ Москва – Казань, будут использоваться для строительства ВСМ Москва – Петербург», – подчёркивает главный инженер, заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Сергей Кобзев.
Добавим, что в августе прошлого года в рамках форума «PRO//Движение.Экспо» в Щербинке ОАО «РЖД» и «Немецкая инициатива по развитию высокоскоростных железнодорожных магистралей в России» подписали меморандум о сотрудничестве при проектировании, финансировании и реализации магистрали Москва – Санкт-Петербург.
Подписи под документом поставили глава холдинга Олег Белозёров и главный исполнительный директор «Сименс Мобильность» ГмбХ Сабрина Суссон.
Согласно подписанному документу, стороны выразили согласие развивать всестороннее сотрудничество в области проектирования и консультирования, производства и поставки оборудования, инвестирования и финансирования при реализации ВСМ Москва – Санкт-Петербург.
Соглашение предполагает локализацию технологий и поставку оборудования совместными предприятиями, расположенными на территории РФ, в том числе в сфере строительства подвижного состава и производства необходимых для него компонентов.
Отметим, что предварительная оценка стоимости строительства высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург составляет 1,5 трлн руб.
Планируется, что проект ВСМ будет реализован на основе механизмов государственно-частного партнёрства.
Предполагается, что высокоскоростная трасса Москва – Санкт-Петербург длиной 659 км будет обслуживать объём пассажирского движения в размере 42 пар поездов. На входе в Москву и Санкт-Петербург движение сохранится на постоянном токе 3 кВ, а непосредственно высокоскоростная часть будет электрифицирована на переменном токе 2x25 кВ.
На магистрали расположится 13 станций, 37 больших и 105 средних мостов, 18 эстакад, 96 ж/д путепроводов.
«Выбор направления Москва – Санкт-Петербург в качестве первого проекта строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали в России очевиден: он соединит две крупнейшие в стране агломерации. Поэтому логика очень простая: две крупные агломерации соединяем между собой высокоскоростной железнодорожной сетью. Высвобождается действующая железнодорожная сеть, по ней пойдут грузы из Питера до Москвы», – говорил ранее министр финансов РФ Антон Силуанов.
По экспертным оценкам Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), высвобождающиеся пропускные способности обычных железнодорожных линий – это не только экономия инвестиционных ресурсов, но и потенциальные дополнительные доходы от перевозки грузов. Этот эффект может составить до 1,5 трлн руб. Кроме того, рассматривается возможность привлечения на ВСМ контейнерных перевозок в размере до двух миллионов тонн. Это тоже даст дополнительный доход свыше 100 млрд руб.
Запуск ВСМ Москва – Санкт-Петербург облегчит и выход грузов по Транссибирской магистрали с Урала в направлении Северо-Запада РФ, отмечали ранее в РЖД. Отметим, что Минфин предложил ввести налоговые льготы для строителей и эксплуатантов высокоскоростных железнодорожных магистралей (ВСМ), законопроект уже подготовлен и сейчас находится на согласовании в Правительстве РФ.
Минфин предлагает освободить от НДС до 2060 года аренду инфраструктуры ВСМ, а также её использование для перевозки пассажиров и багажа. На тот же срок предлагается освободить от налога на имущество новую недвижимость и инфраструктуру магистралей.
«Поправки в Налоговый кодекс нужны, чтобы предотвратить сильный рост налоговой нагрузки на строителей таких дорог. Принятие поправок также будет способствовать развитию регионов, созданию новых рабочих мест и повышению налогового потенциала регионов», – говорится в пояснительной записке к документу.
Пассажиры скажут да
После ввода в эксплуатацию ВСМ из Москвы до Санкт-Петербурга (и обратно) можно будет добраться за два часа, а до Твери – всего за один. Сейчас обычный скорый поезд проходит этот путь в среднем за 9 часов, а «Сапсаны» за 3,5 часа. Даже самолёт, если учесть время трансфера в аэропорт, прохождения регистрации и досмотра в аэропорту, доставит пассажира из столицы в столицу за 4 часа.
Отметим, что сейчас между Москвой и Санкт-Петербургом каждые сутки курсирует более 30 пар поездов, из которых 15 – скоростные «Сапсаны».
При этом в РЖД фиксировался постоянный рост спроса на скоростные поезда. Так, услугами поездов «Сапсан» в 2019 году воспользовались почти 5,7 млн пассажиров, что на 4% больше, чем годом ранее. Всего с начала эксплуатации поездов «Сапсан» (17 декабря 2009 года) ими перевезено более 40 млн пассажиров – сертификат юбилейному пассажиру был вручён 3 марта этого года. В настоящий момент на долю «Сапсанов» приходится более половины пассажиропотока на линии Санкт-Петербург – Москва. Заполняемость приближается к 100%. По понятным причинам в разгар пандемии активность снизилась, но это не будет продолжаться вечно.
С запуском ВСМ пассажиропоток между двумя городами может вырасти втрое – с 11 млн до 33 млн человек в год, считает вице-президент Центра экономики инфраструктуры Павел Чистяков. «Это одно из самых загруженных направлений на сегодняшний момент. Людям будет удобно пользоваться ВСМ, – продолжает он. – Да, есть те, кому удобно, например, из аэропортов Шереметьево или Пулково улететь, потому что человек поблизости живёт или работает. Но основная масса людей всё же добирается в аэропорт из центра и районов Москвы или Санкт-Петербурга, поэтому высокоскоростные магистрали будут очень востребованы».
Средний тариф на проезд из Москвы в Санкт-Петербург или обратно составит около 3,5 тыс. руб., что сопоставимо с ценами на проезд в экономическом классе «Сапсана». Сравнительно невысокая стоимость билетов объясняется тем, что именно так достигается максимальный пассажиропоток, что важно для финансовой модели проекта. При этом в моменты повышенного спроса стоимость билета будет увеличиваться.
Магистраль развития
По мнению Павла Чистякова, запуск ВСМ даст толчок социально-экономическому развитию страны, повышению привлекательности её инвестиционного климата. Так, благодаря этому произойдёт объединение столиц и региональных центров в единый агломерат, повысится мобильность населения, будут создаваться новые рабочие места. Высокоскоростной транспорт подстегнёт развитие целого ряда других индустрий (торговля, туризм).
По данным экспертов Института проблем естественных монополий, эксплуатация ВСМ приведёт к росту не только ВРП (валового регионального продукта) связанных линией регионов, но и ВВП России в целом.
«При этом проектирование должно учитывать обязательное использование отечественных разработок, появившихся в период проектирования линии ВСМ Москва – Нижний Новгород – Казань. На пилотном проекте ВСМ Москва – Санкт-Петербург можно отработать технологии, адаптировать их к климатическим особенностям России. А далее продолжать линии на восток и юг страны, сжимая расстояния и повышая качество жизни россиян», – считают в ИПЕМ.
Как сказано в ДПР компании, приоритетными для реализации являются линии, обеспечивающие агломерационные социльно-экономические эффекты, улучшающие транспортную доступность крупнейших макрорегионов России. Это Москва – Санкт-Петербург; Москва – Ростов-на-Дону – Краснодар – Адлер (с продлением маршрута до Республики Крым); Москва – Орёл – Курск – Белгород; Москва – Тула – Воронеж; Новосибирск – Барнаул; Москва – Ярославль.
«При реализации проектов скоростного и высокоскоростного сообщения пассажиры получат оптимальное соотношение скорости, комфорта и стоимости проезда, а грузоотправители и грузополучатели – высокую скорость и надёжность доставки», – сказано в документе.
В ДПР предусмотрено и создание линейки российского подвижного состава грузовых и пассажирских модификаций для скоростей движения от 200 до 400 км/ч (в том числе с изменяемой шириной колеи и применением автономных источников питания).
Виталий Маслюк
СПРАВКА
Линия Москва – Санкт-Петербург неоднократно становилась полигоном для тестирования новых железнодорожных технологий. Так, именно здесь в 1851 году была запущена первая в России полноценная железнодорожная магистраль общего пользования. Кроме того, на этом участке решением императора Николая I была использована широкая колея (на тот момент – 1524 мм).
Идеи строительства в СССР специализированных высокоскоростных железнодорожных линий стали высказываться в конце 1960-х годов. С 1984 года на линии курсировал скоростной электропоезд ЭР200 отечественной разработки.
В 1991 году президент РСФСР Борис Ельцин издал указ № 120 «О создании высокоскоростной пассажирской железнодорожной магистрали Санкт-Петербург – Москва».
Согласно проекту, разработанному институтом Ленгипротранс в 1992 году, длина дороги должна была составить 659,1 км, ширина колеи – 1520 мм. Маршрутная скорость – 220–260 км/ч с максимальной эксплуатационной скоростью 300 км/ч, а расчётной – 350 км/ч.
ВСМ должна была пройти примерно в 30 км от главного хода Октябрьской железной дороги. На линии предполагалось построить две участковые станции с ремонтной базой (Новая Тверь, Мельниково) и 8 промежуточных станций (Обухово-2, Жаровская, Крестцы, Валдай-Скоростная, Граничная, Садва, Логовежь, Высоковск). Примерный график предполагал отправку экспрессов с конечных пунктов утром (с 6 до 9 часов) и вечером (с 18 до 21 часа), а в период с 9 до 18 часов – через 1–2 часа. Время в пути без остановок должно было составлять 2,5 часа. Ночное время предполагалось использовать для ремонтных и хозяйственных работ.
Однако проекту не было суждено состояться – в 1998 году президент России Борис Ельцин отменил собственный указ.
В 2004 году Минтранс РФ выступил с инициативой возобновления проекта строительства отдельной высокоскоростной магистрали между двумя городами. В апреле 2019 года Владимир Путин поддержал предложение врио губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова и гендиректора ОАО «РЖД» Олега Белозёрова о проектировании ВСМ Москва – Санкт-Петербург.