В будущем производственные процессы будут всё больше усложняться. Автоматизация решений произведёт революцию в том числе в менеджменте – его главной задачей станет поиск механизмов распределённого управления, то есть возможности формировать и координировать рассредоточенные в пространстве мобильные команды специалистов для конкретных проектов. К такому выводу пришли авторы «Атласа новых профессий 3.0», который вышел в начале 2020 года.
«Атлас новых профессий» – это альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15–20 лет. Первая версия «Атласа» издана в 2014 году при поддержке Агентства стратегических инициатив (АСИ) и Московской школы управления «Сколково». Через год появилась вторая редакция альманаха, в которой был расширен список перспективных профессиональных направлений. «Атлас новых профессий 3.0» был презентован в канун Нового года. Предполагается, что в открытом доступе альманах появится в конце зимы.
Обновлённый «Атлас» описывает 27 отраслей российской экономики – от добычи полезных ископаемых до медиа и развлечений. При участии представителей бизнеса, власти и образования сделаны предположения о том, какого рода задачи будут стоять перед каждой отраслью и какие специалисты будут эти задачи решать. В качестве примеров приведены 350 новых профессий. «На деле их будет гораздо больше», – подчеркнули авторы проекта.
Повсеместная цифровизация
Рынок труда в будущем неминуемо изменится под влиянием ряда факторов: цифровизации, автоматизации, глобализации, роста требований к экологичности, усложнения систем управления. Конечно, основная роль при этом отводится информационным технологиям, которые уже проникли практически в каждую сферу жизни.
«Мир через 15 лет – это мир, в котором программирование – новая грамотность. Всё работает с использованием программного обеспечения – от сельского хозяйства до науки, от туризма до бьюти-блогинга. Программное обеспечение масштабируется почти бесплатно, поэтому поставщиков счётное количество. Передовой разработкой занимается не так много людей. Остальные внедряют, настраивают и поддерживают новые программы. Специалистов поддержки программного обеспечения становится много во всех отраслях, чаще всего они будут работать на аутсорсинге», – прогнозируют эксперты.
Во всех 27 отраслях, описанных в «Атласе», будут работать «цифровые специалисты». Так, в медицину придут IT-генетики (займутся программированием генома под заданные параметры, в частности для предотвращением развития наследственных заболеваний).
В области медиа и развлечений будут работать архитекторы виртуальности (специалисты по проектированию решений, позволяющих работать, учиться и отдыхать в виртуальной реальности) и дизайнеры виртуальных миров.
Индустрия туризма пополнится разработчиками интеллектуальных туристических систем и создателями тур-навигаторов.
В промышленном секторе появятся инженеры цифрового моделирования (специалисты, управляющие цифровой моделью целого предприятия) и проектировщики промышленной робототехники.
Изменится и сфера строительства. «Технологии моделирования в виртуальной и дополненной реальности уже сейчас помогают архитекторам найти общий язык с заказчиками и сделать более эффективной работу на стройплощадках», – отмечают исследователи. В этой отрасли будут востребованы инженеры 3D-печати и прорабы-вотчеры (специалисты по строительству с применением цифровых проектов сооружений; они будут использовать системы распознавания образов для оценки хода строительства и корректировать процесс строительства с учётом результата анализа данных).
Автоматизация коснётся и финансового сектора, где «цифровые консультанты» будут работать с массовым пользователем, а ИИ-помощники (на базе искусственного интеллекта) помогут заниматься профессиональной торговлей на бирже.
Развитием культуры в обществе займутся сайенс-художники (используют в творчестве научные данные и знания), личные тьюторы по эстетическому развитию (создадут программу эстетического развития в соответствии со вкусами, запросами и возможностями клиента), кураторы человеко-машинного творчества и кураторы виртуальных музеев.
Трансформация транспортной отрасли
Развитие IT создаёт новые возможности для управления транспортной инфраструктурой и логистическими процессами. Уже сейчас в крупных городах внедряются интеллектуальные транспортные системы, объединяющие в одну сеть видеокамеры, датчики ГЛОНАСС на городском транспорте, датчики интенсивности движения на дорогах, компьютеры, обрабатывающие большие данные и выявляющие проблемные участки. «Всё это позволит разгрузить транспортную систему, уменьшить пробки и сделать общественный транспорт более безопасным и комфортным для горожан», – отмечается в «Атласе».
Чтобы снизить нагрузку на окружающую среду и сэкономить горожанам средства на покупку и обслуживание частных автомобилей, будут развиваться транспортные сервисы совместного пользования – шеринг. Уже сейчас в крупных городах России можно взять в краткосрочный прокат автомобили, велосипеды, электросамокаты, а со временем эта практика распространится повсеместно. Также появится больше электромобилей, гибридов и транспорта на биотопливе. Кроме того, на дорогах скоро появятся беспилотные автомобили – более безопасные и предсказуемые, чем обычные: по оценкам Google, они будут на 90% меньше попадать в ДТП.
С развитием транспортных технологий отрасли понадобятся и специалисты нового формата – разработчики телематических устройств (они разрабатывают и оптимизируют телематические бортовые устройства для удалённой диагностики таких параметров, как расход топлива, скорость передвижения, давление в шинах, а также для быстрой передачи информации об авариях), проектировщики интермодальных транспортных решений (разрабатывают проекты пересадки с одного вида транспорта на другой), строители умных дорог (выбирают и устанавливают адаптивное дорожное покрытие, разметку и дорожные знаки с радиочастотной идентификацией, системы наблюдения и датчики для контроля состояния дороги).
Развиваются и железные дороги. Тренд последних лет – высокоскоростные поезда, которые передвигаются со скоростью 200 км/ч по существующим путям и свыше 250 км/ч – по специализированным. А в Китае, Японии и Южной Корее есть поезда на магнитной левитации (маглевы), которые передвигаются за счёт электромагнитного поля, создаваемого проложенными под колеёй мощными магнитами. Такие поезда не соприкасаются с землёй, благодаря чему не теряют скорости из-за трения и могут разгоняться до 600 км/ч. Япония к 2027 году планирует запустить линию магнитнолевитационной железной дороги, которая свяжет Токио, Нагою и Осаку.
Как отметил начальник Департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Сергей Саратов, с появлением современной высокопроизводительной техники на железной дороге усиливается запрос на специалистов, имеющих сложные или кросс-функциональные компетенции. «Например, управление локомотивом уже может осуществляться машинистом в одно лицо, а на станции Лужская обкатываются интеллектуальные системы, позволяющие специалисту, отвечающему за систему дистанционного управления маневровым локомотивом, совмещать несколько профессий: он и машинист, и составитель поездов, и осмотрщик вагонов при опробовании тормозов, и стрелочник при подготовке маршрута. В перспективе потребность компании в квалифицированном инженерно-техническом персонале будет только расти», – подчеркнул он.
Управленцы нового формата
Авторы «Атласа» подчёркивают: менеджмент – это не отдельная отрасль, ведь специалисты по управлению востребованы во всех сферах экономики. Многие из профессий менеджмента надотраслевые, то есть такие специалисты могут легко переходить из одного сектора в другой.
Автоматизация решений произведёт революцию в менеджменте.
«В будущем его главной задачей станет поиск механизмов распределённого управления, то есть возможности формировать и координировать рассредоточенные в пространстве мобильные команды специалистов для конкретных проектов. Всё больше профессионалов будут работать удалённо и с частичной занятостью, вкладывая своё время и силы параллельно в несколько проектов», – отмечается в альманахе.
Если раньше типичная система управления выглядела как пирамида со множеством уровней среднего менеджмента, то сейчас связи между сотрудниками становятся всё более горизонтальными, у работников появляется больше свободы в принятии решений, а некоторые фирмы вообще экспериментируют с работой без начальников.
В 2030-х годах появится больше неиерархических организаций, объединяющих компании с общими интересами. Они смогут координировать свои действия так, чтобы все участники сообщества получили максимальную выгоду. Внутри компаний тоже происходит переход от жёстких иерархических структур к децентрализации. «Чтобы компания постоянно адаптировалась к вызовам рынка, обучение сотрудников должно быть встроено в рабочий процесс и перенастраиваться в соответствии с новыми задачами. Организации создают пространства непрерывного развития сотрудников и поддерживают «внутреннее предпринимательство» – самостоятельный поиск сотрудниками решений, оптимизирующих бизнес», – говорят авторы исследования.
Также в книге подчёркивается, что люди чаще начнут работать сообща с машинами, поэтому одним из самых важных качеств менеджера станет способность собирать смешанные человеко-машинные команды, обучать их и управлять ими: «Хороший менеджер должен понимать, с какими задачами лучше справится машина, а какие поручить человеку. В задачу менеджера будут входить, с одной стороны, стимуляция высокоуровневого мышления, а с другой – планирование периодов отдыха и рефлексии во избежание когнитивных перегрузок».
Таким образом, в сфере управления будут востребованы менеджеры по кросс-культурной коммуникации (специалисты, которые будут обучать сотрудников особенностям культуры при переговорах с иностранными партнёрами, а также консультировать руководство по ведению бизнеса в других странах), менеджеры портфеля корпоративных венчурных фондов (специалисты, которые управляют инвестициями компании в стартапы, созданные на основе идей её сотрудников и направленные на развитие продуктовой линейки компании), тайм-менеджеры (специалисты по эффективному использованию и распределению личного и общего времени). Также появятся менеджеры по формированию впечатлений, которые займутся повышением лояльности клиентов, персональные бренд-менеджеры (специалисты, помогающие клиентам формировать персональный бренд), корпоративные антропологи (помогут компаниям наладить контакт с целевой аудиторией).
Навыки будущего
Авторы «Атласа» уверены: в будущем окажутся невостребованными специалисты узкого профиля. «Чтобы остаться на плаву, нужно либо развивать креативность и коммуникацию, либо разбираться в IT. Можно использовать комбинированную стратегию и двигаться в обоих направлениях», – подчёркивают исследователи.
Эксперты определили специфический набор надпрофессиональных навыков, которые часто называют навыками XXI века, для каждой из описанных в альманахе профессий. Эти навыки позволят специалистам работать эффективнее, переходить между отраслями и сохранять при этом востребованность. Так, например, транспортникам важно уметь работать в условиях неопределённости, уметь находить контакт с людьми, а также обладать навыками работы с искусственным интеллектом. Управленцам стоит развивать системное мышление, навыки межотраслевой коммуникации, бережливого производства и управления проектами, а также учиться работать в условиях неопределённости.
Стоит учитывать, что в будущем не будет профессий, навыки для которых можно получить в юном возрасте и в дальнейшем не переучиваться, потому что функционал профессий будет меняться с развитием технологий.
Юлия Антич