Охранная грамота
ОАО «РЖД» принимает участие в пересмотре нормативной базы
На 2020 год приходится основной этап реформы контрольно-надзорной деятельности. К началу следующего года «регуляторная гильотина» отсечёт все устаревшие, но всё ещё действующие нормативно-правовые акты, принятые начиная с 1917 года. На данный момент Министерство юстиции уже проанализировало порядка 14 тыс. постановлений и положений. Два больших массива документов признаны утратившими силу. Так, с 1 февраля отменено 1259 актов РСФСР и Российской Федерации и их приложений, которые уже не отвечают современным реалиям и не могут применяться на практике, а с 3 февраля признан недействительным ещё 3621 акт времён СССР. Многие из положений, подлежащих секвестированию, содержали требования к условиям труда на рабочих местах в разных отраслях промышленности и хозяйства, в том числе на транспорте. Как меняется законодательство в области охраны труда, разбирался «Пульт управления».
Гильотина отсечёт лишнее
Инвентаризация постановлений СССР и РСФСР выявила значительное количество документов, регулирующих социально-трудовую деятельность, которые оставались в статусе действующих, но при этом безнадёжно устарели: в них либо вовсе отпала необходимость, либо вместо них были приняты новые нормативные акты. Теперь они официально отменены. В их числе, например, постановление Совета Министров СССР от 14 июля 1965 года № 551 «О бесплатной выдаче молока рабочим и служащим, занятым на работах с вредными условиями труда» – сейчас это требование содержится в ст. 222 Трудового кодекса РФ. Или постановление того же органа власти от 1988 года «О расширении прав предприятий и организаций в деле улучшения обеспечения трудящихся специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты».
Под отмену также попали устаревшие документы, регулирующие женский труд. Утратили силу постановление Совета Министров СССР 1957 года, предусматривающее замену женского труда на подземных работах в горнодобывающей промышленности и на строительстве подземных сооружений, и постановление от 1978 года – о дополнительных мерах по улучшению условий труда женщин, занятых в народном хозяйстве.
Не обошла стороной реформа надзорной деятельности постановления по охране труда, действовавшие на железнодорожном транспорте. Постановлением правительства от 3 февраля 2020 года отменён ряд актов времён СССР: от 21 февраля 1950 года «О мерах по улучшению состояния охраны труда и техники безопасности на железнодорожном транспорте», от 10 марта 1969 года «О мерах по предупреждению несчастных случаев с людьми на железнодорожном транспорте», от 2 октября 1989 года № 808 «О некоторых вопросах, связанных с организацией труда машинистов локомотивов магистрального железнодорожного транспорта».
Однако ревизия документов в сфере труда ещё не завершена. Министерство труда подготовило проект постановления правительства, упраздняющий с января 2021 года ещё ряд нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти. В общей сложности предлагается отменить 816 типовых инструкций и норм, регулирующих, например, обеспечение работников средствами индивидуальной защиты в разных отраслях, 105 приказов и постановлений министерств и ведомств (например, приказ самого Минтруда от 14 ноября 2016 года № 635н «Об утверждении Правил по охране труда на городском электрическом транспорте») и 24 постановления правительства или его отдельных пунктов, которые противоречат современному трудовому законодательству.
Предполагается, что в результате реформы из почти 1100 нормативных правовых актов по охране труда останется не более 80, в том числе планируется безвозвратно отменить все документы, разработанные Министерством путей сообщения СССР, а затем его преемником – МПС России.
При этом Минтруд прорабатывает с правительством вопрос вывода из-под «гильотины» правил и некоторых других актов, разработанных и утверждённых после 2015 года и не противоречащих проводимой государством политике в области охраны труда. Параллельно ведомство ведёт работу над подготовкой новых правил по охране труда более чем в десятке отраслей промышленности. Их принципиальное отличие – изменение самого подхода к обеспечению безопасности на рабочих местах и внедрение риск-ориентированной модели.
ОАО «РЖД» принимает активное участие в процессе инвентаризации устаревших государственных документов. Департамент охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля на постоянной основе контактирует с Министерством труда. «В данной работе необходимо участие всех филиалов. Нужно отнестись к этой работе со всей серьёзностью, не допуская появления в государственных актах излишних необоснованных требований. Также важно обеспечить своевременный пересмотр нормативных актов компании с учётом тех государственных требований, которые будут изменены», – отметили в департаменте.
Напомним, что в прошлом году ведомство при непосредственном участии ОАО «РЖД» разработало новые требования к организации производственного процесса и рабочих мест при эксплуатации и техническом обслуживании подвижного состава на путях общего пользования. В правилах содержатся указания по обеспечению безопасности работников во время проведения разного рода задач: при маневровой работе, в процессе осмотра и технического обслуживания экипажной части, кузова, автосцепного устройства, автотормозного оборудования железнодорожного подвижного состава, тепловоза, дизельного моторвагонного подвижного состава, специального самоходного подвижного состава, электровоза, электропоезда, грузовых и пассажирских вагонов, при экипировке и мойке локомотивов. Документ объединил все фундаментальные нормы, которые до сих пор регламентировались разными положениями с поправкой на технологическое развитие отрасли.
Мария Абдримова
Лидеры безопасности
Андрей Лисицын, начальник Департамента экологии и техносферной безопасности,
В ОАО «РЖД» уделяют особое внимание охране труда
Рубрики: Охрана труда
Концепция охраны
Андрей Лисицын, начальник Департамента экологии и техносферной безопасности,
Человек труда – в центре внимания работодателя
Рубрики: Охрана труда
Психология безопасности
Владимир Быков, главный инженер Дирекции капитального ремонта и реконструкции объектов электрификации и электроснабжения железных дорог ОАО «РЖД»,
Задача руководителя – подобрать оптимальный способ сохранения здоровья работников
Рубрики: Охрана труда