Сохранение энергии
На железнодорожных вокзалах внедряются «зелёные» технологии
ОАО «РЖД» – крупнейший природопользователь в России, работающий на территории 77 регионов страны. Несмотря на то что железнодорожный транспорт является одним из самых экологически чистых видов транспорта, в компании проводится постоянная работа по повышению эффективности природоохранной деятельности, уделяется большое внимание снижению техногенного воздействия на окружающую среду. Как меняются в этой связи железнодорожные вокзалы, какие «зелёные» технологии внедряются на них, рассказывает «Пульт управления».
Среди приоритетов «Российских железных дорог» в области природоохранной деятельности до 2025 года – внедрение новых систем отопления помещений и водосберегающих технологий, а также нормирование электро- и водопотребления.
Как пояснили в пресс-службе Дирекции железнодорожных вокзалов – филиале ОАО «РЖД», в связи с этим на вокзалах устанавливаются современные системы очистки сточных вод, светодиодное освещение, солнечные батареи.
Умные вокзалы
РЖД на протяжении последних лет активно внедряют систему «Умный вокзал», говорил ранее заместитель генерального директора – главный инженер ОАО «РЖД» Сергей Кобзев. Данное программное обеспечение с функциями диспетчерского контроля позволяет организовать дистанционное управление вентиляционной системой, освещением, отопительным оборудованием. Раньше эту работу выполнял дежурный персонал. Пионером внедрения системы стал железнодорожный вокзал Анапы, где она была внедрена в 2010 году.
Тогда на вокзале были установлены солнечные батареи, затем накопленную солнечную энергию стали применять в тепловых насосах, полностью обеспечив потребность в отоплении или охлаждении всего здания. Умная система использования альтернативных источников энергии позволила вокзалу стать практически автономным и экономить до 25% электроэнергии.
На вокзале Олимпийский парк в Сочи применяются мультифункциональные энергосберегающие стекла и затеняющие конструкции на фасаде. Здесь также используются светильники с энергосберегающими лампами, автоматически регулируемые системы освещения и датчики движения. Контроль потребления воды на вокзале ведётся с помощью импульсных и инфракрасных датчиков.
Кстати, Олимпийский парк – первый вокзал в России, который прошёл добровольную экологическую оценку эффективности здания и подтвердил соответствие международным «зелёным» стандартам, получив сертификат BREEAM.
Режим экономии
В компании бережно относятся к воде. На вокзале Саратов разработана и введена в эксплуатацию система сбора дождевой воды с дальнейшим использованием в санитарных комнатах для слива в унитазах и писсуарах. Этот проект в середине года был удостоен Золотого сертификата международного проекта «Экологическая культура. Мир и согласие».
«Система предусматривает собой слив воды с коньковых крыш в желоба ливневых труб. Далее по направляющим в брусчатом покрытии дождевая вода направляется в дождевой приёмник. После вода проходит очистку и уже без примесей попадает в трёхкубовую ёмкость для накопления и дальнейшего использования, – поясняет руководитель проекта, главный инженер Приволжской региональной дирекции железнодорожных вокзалов Сергей Дебуш. – Для подачи воды в санитарные комнаты используется многофункциональная насосная станция, в которой предусмотрены два фильтра тонкой очистки воды, после чего по системе труб вода попадает непосредственно к потребителю».
На вокзале Бузулук Южно-Уральской железной дороги в этом году также внедрили систему по сбору и резервированию дождевых и талых вод для использования в технических нуждах на вокзале. Это позволило снизить расход воды из системы водоснабжения до 130 куб. м в год.
Просвещай и разделяй
Начальник Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД» Георгий Геворкян отмечает, что железнодорожные вокзалы становятся площадками по проведению различных экологических акций. Они должны показать людям, что у каждого есть возможность внести свой вклад в снижение негативного воздействия на окружающую среду.
Так, в ноябре ОАО «РЖД» присоединилось к российской кампании по пропаганде раздельного сбора мусора – на Казанском и Павелецком вокзалах столицы 14–15 ноября были организованы лекции о пользе раздельного сбора мусора, а для детей провели мастер-классы в игровой форме.
На протяжении последних лет вокзалы и ОАО «РЖД» в целом присоединяются к международной акции «Час земли». Её цель – привлечь внимание людей к изменению климата, отключив на один час электричество.
В прошлом году к акции присоединились около 240 крупнейших вокзалов по всей России, в 2019 году – уже 270 железнодорожных вокзалов. Свет был выключен на фасадах, а дополнительное освещение – в комнатах длительного отдыха и залах ожидания. Всего в этом году за время акции было сэкономлено около 2,8 тыс. кВт электроэнергии.
Виталий Маслюк
Зелёная планета
Максим Полищук, заместитель начальника Департамента экологии и техносферной безопасности,
Концепция устойчивого развития компании подразумевает огромную работу по охране окружающей среды. Холдинг «РЖД» осуществляет свою деятельность на территории 77 субъектов Российской Федерации.
Рубрики: Экология
«Зелёная» компания
Андрей Лисицын, начальник Департамента экологии и техносферной безопасности ОАО «РЖД» ,
Перед РЖД стоит цель – углеродная нейтральность
Рубрики: Экология
Дело принципа
Андрей Лисицын, начальник Департамента экологии и техносферной безопасности ОАО «РЖД» ,
Как в ОАО «РЖД» обеспечивается устойчивое развитие
Рубрики: Экология