От сплочённости коллектива и лояльности сотрудников к своему работодателю зависят производительность труда и прибыль организации. Исследования профессора Массачусетского технологического института Алекса Пентленда показали, что наиболее выгодные инвестиционные решения принимали команды, в которых была максимально тесная связь между всеми участниками. В хорошей командной работе видят секрет успеха такие мировые лидеры, как Google, T-Mobile и Apple. Превратить группу профессионалов, стремящихся выполнить личные KPI, в сплочённую команду единомышленников позволяют корпоративные мероприятия. При грамотной организации даже празднование Нового года становится мощным HR-инструментом.
Командный дух
Американский экономист, социолог и специалист в области проблем управления Питер Дракер отмечал, что для развития бизнеса развитая корпоративная культура важнее правильной стратегии, поскольку, если уровень культуры недостаточно высок, компания просто не способна достичь запланированных целей. Проведение общих мероприятий – важный элемент построения корпоративной культуры, уверены эксперты. «Концепция и уровень организации мероприятия, выступления руководителей как трендсеттеров корпкультуры, эмоциональная составляющая события – всё это существенно влияет на формирование общих ценностей и культуры поведения в компании», – убеждена директор по развитию консалтинговой компании Business Speech Алёна Смирнова.
Есть от корпоративов и другой позитивный эффект – они создают единое информационное поле, что повышает эффективность бизнес-процессов. По мнению Алёны Смирновой, это удобная площадка для обмена опытом, новостями, мнениями, то есть для качественной и результативной коммуникации. Корпоративные мероприятия могут содержать в себе блоки командных сессий, где сотрудники совместно разрабатывают идеи на тему будущего компании и формируют пути достижения целей, тем самым у них появляется чувство причастности к результату.
Корпоративы – хорошая возможность познакомиться с коллегами. «В больших компаниях люди не всегда знают, кто работает с ними под одним брендом, но при этом они могут взаимодействовать в рамках одного проекта или задачи. Эффективность взаимодействия всегда повышается, когда мы знакомы с человеком лично», – замечает Алёна Смирнова.
Чтобы сформировать эффективную рабочую команду, сотрудники должны совместно не только трудиться, но и отдыхать, утверждают эксперты. «Когда люди связаны не только формальными отношениями, но и эмоциями, совместными воспоминаниями, их взаимодействие меняется – они стараются выручить друг друга, не переводят мелкие рабочие моменты в конфликты. Мы не рассчитываем на видимый экономический эффект, но формирование команды не менее важно и в конце концов отразится также и на прибыли», – считает директор по персоналу ГК «Нептумар» (специализируется на предоставлении услуг линейного агентирования и полном комплексе транспортно-экспедиторских услуг) Екатерина Валихова.
Занятия по интересам
Какой формат корпоратива выбрать, зависит от целей компании и интересов коллектива. К примеру, хороший способ повысить эффективность взаимодействия работников – проводить творческие конкурсы. А для укрепления корпоративного духа или адаптации новых сотрудников подойдут командные игры или другие мероприятия, в которых добиться результата можно только совместными усилиями. В некоторых организациях практикуется коллективный поход в театр, чтобы сотрудники могли пообщаться в неформальной обстановке.
Основной рецепт успеха любого мероприятия – оно должно быть уместно. Не стоит проводить корпоративный спортивный квест в коллективе, где большинство сотрудников в возрасте и не любят спорт. Для начала поинтересуйтесь у работников, чего они сами хотят, рекомендует Екатерина Валихова. «Мы у себя в компании раз в год делаем опрос о пожеланиях коллектива по тематике, датам проведения, длительности мероприятия. Мероприятия для сотрудников проводим раз в сезон. Обычно одно спортивное, одно интеллектуальное, одно событие-сюрприз и новогодний корпоратив в ресторане. Они не обязательно должны быть дорогими, в больших городах есть возможность найти вполне бюджетные варианты: например, популярные сейчас интеллектуальные викторины Quiz, выезд на природу с игрой в волейбол, настольные игры в «поминутных кафе» – стоят недорого, но очень помогают сплочению людей», – пояснила она.
Ещё один совет от экспертов – не повторяться. По словам руководителя отдела по работе с персоналом QBF Светланы Белодед, для каждого масштабного корпоратива необходимо готовить оригинальную программу: не повторять ни сценариев торжеств, ни места их проведения. «Да, если в компании несколько сотен сотрудников разных специализаций и возрастов, непросто подготовить мероприятие, которое в равной степени понравится всем. Тем не менее всегда можно найти формат, способный увлечь большинство сотрудников. У нас молодой коллектив, поэтому на праздниках мы широко используем элементы игрового формата», – рассказала она.
Один из популярных сегодня форматов – корпоративные квесты. Event-агентства проводят их даже в офисах. Квест представляет собой интеллектуальную приключенческую игру, где игрокам нужно находить различные предметы, тайники, подсказки, решать логические головоломки и проходить командные испытания, чтобы за определённое время выбраться из запертого помещения либо распутать детективную историю. Варианты сюжетов могут быть самые разные, нередко по мотивам известных книг, фильмов или сериалов: «Код да Винчи», «Шерлок Холмс», «Индиана Джонс», «Игра престолов».
Такие мероприятия позволяют проверить сотрудников на совместимость, могут ли они работать вместе или нет. Как показывает практика, если у двух людей одинаковое образование, уровень подготовки и набор навыков, это не значит, что они способны успешно сотрудничать.
Формат корпоратива в ресторане по-прежнему популярен, но уже отходит на второй план, особенно среди сотрудников 20–25 лет. «Они свободны, хотят удивляться, путешествовать, у них есть на это время и силы», – считает Екатерина Валихова.
Для молодого коллектива, по её мнению, хорошим вариантом корпоратива будет выезд на выходные: в зависимости от бюджета это может быть ближнее зарубежье, например, Таллин, либо красивый город в пределах России – Казань, Великий Новгород. Популярность набирают корпоративные путешествия в дикую природу. Они сближают людей, раскрывают их сильные и слабые стороны, учат сотрудничать и уважать друг друга. «Это как «Последний герой», только комфортней и не на месяц. В подобных поездках часто рождаются новые идеи и проекты. Вы узнаёте, кто из сотрудников не способен работать в кризисных ситуациях или в команде», – отмечает организатор путешествий в дикую природу Юлия Мороз.
С пользой для ума
Корпоративы можно использовать для развития нужных команде навыков. Так, шахматный турнир внутри команды развивает стратегическое мышление. Если же перед компанией стоит задача мотивировать сотрудников на обучение и саморазвитие, можно организовать Speech Battle с выступлениями спикеров от отделов или команд на заданные темы с последующим выбором лучших спикеров, которых организация поощрит значимыми призами.
«Мы часто проводим мастер-классы в формате edutainment, где обучение сопровождается эмоциональным воздействием – актёрскими перформансами, видео-, аудиоконтентом и другими wow-эффектами. Подобный формат позволяет совместить обучение и развлечение», – говорит Алёна Смирнова.
Даже общие встречи коллектива – и сотрудников, и менеджеров – за чашкой чая или кофе приносят пользу. Как замечает скрам-мастер «ГородРабот.ру» Александра Репина, если раз в квартал собирать вместе все отделы и делиться информацией о темпе роста и развития, находить и обсуждать проблемные точки компании, намечать перспективы ближайшего развития, производительность работы заметно повышается. Появляется ясность, на что обратить внимание, а что может подождать. Правда, чтобы от таких обсуждений была реальная польза для компании, это должны быть, по её словам, не просто посиделки, а встречи с упражнениями на выявление общего настроения, упражнения на сбор информации (события, негатив, позитив) за квартал и разбор слабых и сильных сторон.
«Перед Новым годом на общей встрече можно провести «генеральную уборку» в головах ‒ отказаться от того, что тянет вниз, зафиксировать новые правила», – замечает Александра Репина.
Праздник к нам приходит
Периодичность корпоративных мероприятий зависит от размера и специфики компании. Считается, что для получения позитивного эффекта и минимизации расходов бюджета оптимально организовывать подобные мероприятия два раза в год. Однако не все разделяют такую позицию. Многие специалисты в области управления персоналом считают, что праздники, объединяющие представителей всех подразделений, необходимо проводить хотя бы раз в квартал.
«Наиболее крупные вечерние программы традиционно готовят к официальным праздникам, прежде всего к Новому году. Но организовывать торжества два-три раза в год всё-таки недостаточно, чтобы действительно сплотить коллектив. Например, среди наших традиций: спортивные мероприятия на природе поздней весной или летом, запоминающееся торжество к дню рождения QBF в ноябре. Праздники внутри отдельных департаментов проходят ещё чаще. Конечно, торжества не должны проводиться в рабочее время. Мы собираемся либо по вечерам после работы, либо в выходные дни», – говорит Светлана Белодед.
Хорошее мероприятие получается тогда, когда руководство определяет и чётко формулирует цели, а организацией занимаются HR-специалисты в дружном тандеме с маркетинговым отделом, замечают эксперты. Первые в этом случае отвечают за коммуникацию и продвижение идеи мероприятия внутри коллектива, а маркетологи обеспечивают атмосферу, антураж и организационные процессы, говорит Алёна Смирнова.
В некоторых случаях, например в малом бизнесе, корпоративное мероприятие может быть организовано и проведено силами самих сотрудников. Правда, при этом поручить организацию мероприятия лучше добровольно заинтересованному сотруднику. Екатерина Валихова предупреждает: «Если «указом сверху» организовать корпоратив назначили человека, которому это не нужно и не интересно, не ждите хорошего результата. Пусть это будет не профильный человек, но тот, кто вложит душу, поверьте, сотрудники это почувствуют. Если компания большая, то в помощь желательно привлечь руководителей отделов или направлений для поддержки в технических этапах, таких как составление списка гостей и доставка людей».
Эксперты рекомендуют начинать подготовку мероприятия не позднее чем за 2–3 месяца до мероприятия, а общую концепцию готовить ещё раньше – за 5–6 месяцев. В этом случае у компании будет возможность выбрать хорошую площадку, забронировать всех необходимых специалистов, начать подготовку внутри коллектива. Ранняя подготовка также позволит сэкономить бюджет.
Празднование Нового года – особая история. К концу года сотрудники устают – как правило, последние недели декабря очень интенсивные, поэтому эксперты рекомендуют проводить новогодние праздники в творческом интерактивном формате: кулинарные конкурсы, плетение кукол, различные творческие соревнования.
Перед Новым годом особенно хорошо воспринимаются концепции театральных капустников с привлечением профессионалов и представителей компании. «В данном случае командообразование начинается уже на этапе подготовки, а микс профессионалов и заинтересованных любителей позволяет создать динамичную и эмоциональную атмосферу», – говорит Алёна Смирнова.
Самый главный совет для мероприятия от экспертов – помнить, что завтра всем вместе работать. Это заставит людей задумываться как о моральных аспектах своего поведения, так и о налаживании связей и расширении своих профессиональных интересов.
Мария Абдримова