Робот в помощь
Холдинг «РЖД» приступил к реализации Стратегии цифровой трансформации, принятой Советом директоров компании осенью текущего года. Как сообщил директор по информационным технологиям ОАО «РЖД» Евгений Чаркин, уже на начальном этапе высокую эффективность – рост производительности труда на 20% – показал пилотный проект по внедрению программных роботов для автоматизации процессов Главного вычислительного центра ОАО «РЖД».
В следующем году планируется разработать 130 программных роботов для автоматизации рутинных процессов в Главном вычислительном центре, а впоследствии и в других функциональных подразделениях ОАО «РЖД».
Евгений Чаркин отметил, что в 2019 году был расширен функционал юридически значимого электронного документооборота и оцифрован процесс обмена документами (счета на оплату, акты сверок, расчётов и т.п.). В настоящее время цифровое взаимодействие осуществляется с 9,5 тыс. контрагентов.
На пилотных объектах Дальневосточной железной дороги (порты Владивосток, Находка) было запущено мультимодальное взаимодействие между железной дорогой и портами. Основные документы, которые используются для оформления приёмо-сдаточных операций, были переведены в электронный вид. Это позволило исключить непроизводительные операции и на 60% сократить время на оформление документов.
В уходящем году, по данным Евгения Чаркина, были внедрены 14 новых сервисов по шести направлениям управления персоналом, включая электронный кадровый документооборот, цифровые социально-кадровые центры и персональные цифровые сервисы сотрудникам. На 2020 год запланировано дальнейшее развитие IT-инфраструктуры, включая внедрение цифровой платформы мультимодальных пассажирских перевозок, цифровизацию сервисов для грузоотправителей, внедрение смарт-контрактов на блокчейн-платформе в рамках развития платформы транспортно-логистических узлов.
Средства на инвестпроекты
По итогам 2019 года ОАО «РЖД» планирует получить рекордные дивиденды от дочерних обществ – более 28 млрд руб. Об этом сообщил первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Вадим Михайлов, выступая на итоговом заседании правления компании. «Данные средства запланированы на финансирование инвестиционной программы и снижение портфеля заимствования», – сказал он.
По его словам, средневзвешенная ставка по кредитному портфелю составляет менее 6%, что ниже плана, утверждённого Советом директоров (6,8%).
Вадим Михайлов также подчеркнул, что международные рейтинги ОАО «РЖД» находятся в инвестиционной категории, что является хорошей базой для привлечения средств на выгодных условиях для решения поставленных инвестиционных задач. При этом общий объём инвестиций ОАО «РЖД» в 2020–2023 годах составит более 2,5 трлн руб.
Говоря о мерах по повышению эффективности ОАО «РЖД», он сообщил, что благодаря оптимизации расходов на 30 млрд руб. удалось обеспечить рост удельной себестоимости на уровне 2,2%, что существенно ниже прогнозируемого индекса потребительских цен и индекса цен производителей промышленных товаров.
В 2020 году программа оптимизации составит около 35 млрд руб. Это позволит удержать рост себестоимости на уровне 2%.
Новая конструкция пути позволит сэкономить
ОАО «РЖД» делает ставку на разработку и внедрение перспективных технических решений, заявил заместитель генерального директора – главный инженер ОАО «РЖД» Сергей Кобзев в своём выступлении на итоговом за 2019 год заседании правления компании.
По его словам, для реализации Долгосрочной программы развития компания ведёт разработку технических требований к новой конструкции пути и её элементам. Благодаря внедрению инновационных технических решений межремонтный ресурс верхнего строения пути на грузонапряжённых участках увеличен с 700 до 1500 млн тонн брутто, а к 2025 году он должен быть доведён до 2–2,5 млрд тонн, что даст экономию на техническом обслуживании и ремонте более 30 млрд руб. в год.
Так, для решения проблем эксплуатации железных дорог, находящихся в зонах вечной мерзлоты, планируются испытание новых конструкций и технологий стабилизации пути, разработка технических требований к новому подвижному составу, проведение исследований по взаимодействию подвижного состава и инфраструктуры с целью повышения скоростей при низких температурах и другие мероприятия.
«ОАО «РЖД» будет наращивать темпы и масштабы разработки и внедрения перспективных технических и технологических решений. К этой работе будут привлечены не только институты железнодорожного транспорта, но и внешние научные компетенции», – отметил Сергей Кобзев.
В 2020 году грузы ускорятся до 402 км в сутки
В 2019 году скорость следования грузовой отправки выполнена компанией на уровне 394 км/сут., минимальный рубеж следующего года – 402 км со 100-процентным обеспечением надёжности, заявил заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник Центральной дирекции управления движением Павел Иванов, выступая на итоговом за 2019 год заседании правления компании.
«Важнейшим направлением производственной деятельности ОАО «РЖД» является дальнейшее повышение качества предоставляемых компанией услуг», – сказал он. По его словам, для минимизации нарушений сроков доставки при погрузке на лимитирующие направления в компании разработана динамическая модель, оценивающая реальные возможности выполнения заявок с учётом имеющихся инфраструктурных ограничений.
НЕ ПРОСТО СЛОВА
Мы последовательно проводим стратегическую линию на обеспечение транспортной доступности и мобильности, чтобы у самой активной и подвижной части нашего общества всегда были желание и возможность вновь и вновь воспользоваться услугами железной дороги. Динамика целевых показателей по этому направлению впечатляющая. В основе достигнутых результатов три основных фактора – сервис, обновление парка и скорость. По итогам 2019 года будет отправлено 1,2 млрд пассажиров. Это самый высокий показатель за последние 11 лет.
Продолжается существенный рост спроса во всех сегментах пассажирских перевозок: по отдельным направлениям это десятки процентов, а в абсолютном выражении – десятки миллионов пассажиров. Хочу подчеркнуть, что эти результаты получены в условиях высокой сравнительной базы 2018 года, когда проводился чемпионат мира по футболу. В 2019 году реализована самая масштабная программа обновления всех типов пассажирского подвижного состава. В кратчайшие сроки налажено производство рельсовых автобусов нового поколения серии РА3, сегодня они успешно эксплуатируются на новой инфраструктуре стандарта 1520 мм, нашего российского стандарта, на Сахалине. Текущий год стал переломным в подходе к обновлению парка. Это не только закупка привычных моделей вагонов, но и их внутренняя реновация.
Олег Белозёров,
генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД», итоговое заседание правления компании
11 декабря 2019 года