В Москве 21 ноября 2019 года было открыто движение по первым двум маршрутам Московских центральных диаметров (МЦД) – МЦД-1 (Одинцово – Лобня) и МДЦ-2 (Нахабино – Подольск). Только за первые сутки работы новым видом городского транспорта воспользовалось более 500 тыс. человек.
В церемонии открытия движения на Белорусском вокзале участвовали президент России Владимир Путин, министр транспорта РФ Евгений Дитрих, мэр Москвы Сергей Собянин, губернатор Московской области Андрей Воробьёв и генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров. Участники церемонии проехали от станции «Белорусская» до станции «Фили» первого диаметра. По словам главы государства, такие крупные инфраструктурные объекты, как МЦД, очень важны для столицы, так как помогают решать её транспортные проблемы.
«Проделана большая комплексная работа, чтобы запустить МЦД-1 и МЦД‑2. Проект уникальный, идея заложена несколько десятилетий назад, а реализовать её удалось только сейчас. Это стало возможным благодаря эффективному взаимодействию РЖД, мэрии Москвы и правительства Московской области», – подчеркнул Олег Белозёров.
Скорость реализации
МЦД – это совместный проект Минтранса России, ОАО «РЖД», мэрии Москвы, правительства Московской области. Он был реализован в кратчайшие сроки – за 2 года (концепция МЦД была поддержана главой государства в ноябре 2017 года). Для сравнения: в Лондоне проект по возведению железной дороги имени королевы Елизаветы, которая должна соединить западные и восточные пригороды столицы государства через центр города, реализуется уже почти 10 лет.
Чтобы запустить поезда по МЦД, железнодорожники построили и реконструировали почти 160 км путей и более 200 км контактной сети, 7 мостов и тоннелей, 39 пассажирских платформ и 21 разноуровневый пешеходный переход. «Мы добились того, что по некоторым направлениям, вошедшим в МЦД-1 и МЦД-2, число рейсов увеличилось более чем на 60%. Жителям Москвы и Подмосковья станет доступно дополнительно 1,4 млн мест в сутки. Этот комплексный проект включает не только дополнительные пути, платформы, станции, но и новые поезда «Иволга», которые производятся на Тверском заводе», – отметил Олег Белозёров.
Благодаря запуску двух диаметров транспортная доступность повысилась для 4 млн человек. На 12% стало свободнее в метро, кроме того, около 30 тыс. автомобилистов сделали выбор в пользу МЦД и добираются из Подмосковья в столицу электричкой.
Обратная связь
Перевозчик первых двух диаметров – Центральная пригородная пассажирская компания (ЦППК) – в первые дни работы диаметров получила ряд замечаний от пассажиров. Так, на некоторых станциях не работали турникеты, не все пассажиры смогли оплатить проезд картой «Тройка». Для более тщательной наладки билетной системы требуется время, поэтому ЦППК объявила о том, что проезд по МЦД будет бесплатным для всех пассажиров до 8 декабря.
Жаловались пассажиры и на переполненность поездов в часы пик из-за того, что поезда «Иволга» короче на два вагона, чем обычные электрички.
В связи со значительным ростом пассажиропотока было принято решение с 25 ноября на МЦД-2 увеличить составность всех поездов до 10–11 вагонов. Таким образом, в часы пик количество пассажирских мест увеличилось на 30%, а по сравнению с моментом запуска – на 49%.
На МЦД-1 до 10 декабря количество вагонов будет увеличено.
Из-за того, что в «Иволгах» меньше вагонов, пассажирам приходилось «догонять» поезд. Этот момент тоже учли, начиная работу над ошибками, и на платформах нанесли разметку, указывающую места остановки вагонов «Иволги».
Столичные власти также провели опрос пассажиров в Интернете и посредством обзвона. В нём приняли участие более 4,5 тыс. пассажиров, из них 78% признали важность проекта МЦД на 4,2–4,6 балла из пяти возможных. При этом 65% респондентов оценили работу нового наземного метро в первые дни после запуска на 4 или 5 баллов.
Ключевым преимуществом МЦД большинство назвали бесплатную пересадку на метро и на МЦК, а также удобные интервалы движения поездов (47%).
Пассажиры высказали пожелание увеличить количество вагонов в поездах, за это высказались 60% респондентов. По их мнению, также необходима более тщательная наладка билетной системы и системы информирования о графике движения поездов.
«На вопрос, будете ли вы дальше пользоваться МЦД, 80% респондентов ответили «да», а 50% опрошенных по телефону сказали, что диаметры лучше, чем тот вид общественного транспорта, которым они пользуются ежедневно. Новые маршруты выигрывают по уровню комфорта у подземки и электричек, а по скорости – у наземного городского транспорта и МЦК», – заключили в Департаменте транспорта.
Работа продолжится
Развитие первых двух диаметров будет продолжено. В частности, запланировано открытие новых станций и транспортно-пересадочных узлов, а также сокращение интервала движения и увеличение составности поездов МЦД.
«Проект очень важен для Москвы и Подмосковья, мы вместе нацелились на его дальнейшую реализацию. Метро продлить на такие расстояния мы технически не можем, а проект МЦД – это наземное метро, которое мы делаем быстро и эффективно. Теперь для пассажира нет разницы – на метро он едет или электричке, которая по комфортности, тарифу, скорости нисколько не уступает», – сказал Сергей Собянин.
Как рассказали в пресс-центре РЖД, в ходе работ по полному развитию инфраструктуры МЦД-1 и МЦД-2 планируется выполнить реконструкцию всех остановочных пунктов в новом стандарте транспортного обслуживания пассажиров за счёт устройства навесов на всю длину платформ, тёплых кассовых зон, современной статической и интерактивной навигации, оснащения тоннелей и конкорсов лифтами и эскалаторами.
Продолжится и благоустройство прилегающих к станциям территорий – в зону влияния маршрутов попадает более 60 га земли. Там, где возможно, остановки наземного пассажирского транспорта перенесут ближе к станциям, чтобы пассажирам было удобнее добираться до МЦД.
Напомним, что в общей сложности протяжённость первых двух диаметров составляет 132 км, на них расположено 57 станций. В перспективе с реализацией последующих этапов МЦД количество станций будет увеличено до 66. С 19 станций можно будет сделать пересадку на метро и МЦК (в перспективе число пересадочных станций увеличится до 27).
«Уже в 2020 году метро, МЦК и двумя диаметрами МЦД будут пользоваться 9,8 млн пассажиров в сутки. Это в 1,3 раза больше, чем в 2010 году, тогда метрополитен каждый день перевозил 7,5 млн пассажиров, а проектов наземного метро ещё не было. Число пассажиров вырастет благодаря появлению альтернативных маршрутов, удобным пересадкам и выгодным тарифам», – добавляют в столичном Департаменте транспорта.
На очереди
Всего до конца 2024 года планируется запустить ещё два диаметра: МЦД-3 Крюково (Зеленоград) – Раменское (Ленинградско-Казанский) и МЦД-4 Апрелевка – Железнодорожная (Киевско-Горьковский). Маршрут МЦД-5 и сроки его реализации будут определены по результатам разработки основных проектных решений.
Чтобы реализовать столь амбициозные планы, ОАО «РЖД» со своей стороны в рамках развития Центрального транспортного узла построит 402 км новых главных путей и проведёт реконструкцию 417 км существующих. Также в планах компании построить и отремонтировать 248 платформ и 146 разноуровневых пешеходных переходов.
По оценке заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллина, столица станет мировым лидером по разветвлённой сети рельсового транспорта к концу 2024 года.
«Сейчас самая разветвлённая сеть у Нью-Йорка – протяжённость 1 тыс. км. Наша рельсовая «паутина» по планам должна достигнуть 1007 км к концу 2024 года», – сказал он.
По его словам, в эту цифру входят примерно 607 км метро и МЦК, а также 400 км железнодорожных путей, которые построит РЖД.
Реализация запланированных мероприятий по развитию железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла позволит значительно увеличить пассажиропоток в пригородном сообщении – на 20% к 2025 году (до 948 млн пассажиров).
Виталий Маслюк