В ноябре в правительстве начались заседания рабочих групп по реализации механизма «регуляторной гильотины». Предполагается, что до конца 2020 года реформирование контрольно-надзорной деятельности, которое ведётся по поручению Владимира Путина, будет завершено. Отмене и пересмотру подлежат свыше 20 тыс. нормативных правовых актов, содержащих требования надзорных органов к бизнесу. В железнодорожной отрасли Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) планирует пересмотреть около 800 таких документов. Промежуточные результаты работы Ространснадзора обсуждались на отраслевой конференции «Реализация механизма «регуляторной гильотины»: проблемные вопросы и пути их решения» 21 ноября на полях форума «Транспортная неделя».
Впервые о необходимости проведения «регуляторной гильотины» в России заговорил премьер-министр Дмитрий Медведев. В январе этого года на Гайдаровском форуме он заявил, что, если страна хочет совершить экономический рывок, необходимо пересмотреть систему требований для предпринимателей, особенно в сферах транспорта, экологии и промышленной безопасности.
20 февраля, выступая с Посланием Федеральному собранию, Владимир Путин поручил к 1 января 2021 года пересмотреть устаревшие нормативные акты в сфере контроля и надзора, оставив только современные и обновлённые документы. В апреле Владимир Путин на встрече с Советом законодателей отметил, что реформа не должна привести к образованию «правового вакуума» и отразиться на интересах россиян. Президент также подчеркнул, что нельзя впадать в крайности – ни слишком жёстко контролировать бизнес, ни чрезмерно ослаблять контроль.
План по реализации механизма «регуляторной гильотины» (дорожная карта) был утверждён Дмитрием Медведевым в июне. Дорожная карта предусматривает разработку и принятие двух новых федеральных законов – «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и «Об обязательных требованиях». Эти документы призваны установить новую структуру нормативного регулирования для каждой сферы общественных отношений или вида контроля. Предполагается, что с 2021 года будут отменены все надзорные требования к бизнесу, которые к этому моменту не были пересмотрены и актуализированы. С этого же года обновлённые требования к предпринимателям будут вноситься в публичный реестр и пересматриваться на предмет обоснованности не реже одного раза в пять лет.
В октябре Правительство России утвердило составы и порядок работы 41 рабочей группы для реализации реформы контрольно-надзорной деятельности. Транспортная отрасль представлена пятью рабочими группами (в сферах автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта, а также в сфере безопасности дорожного движения).
В состав групп входят представители федеральных органов власти, экспертного, академического и научного сообществ, деловых объединений, институтов развития, общественных организаций предпринимателей, бизнес-омбудсмены. Также среди участников – представители компаний из различных отраслей. Так, например, в рабочую группу в сфере железнодорожного транспорта вошли руководитель Ространснадзора Виктор Басаргин, статс-секретарь – замминистра транспорта Дмитрий Зверев, президент НП «ОПЖТ» Валентин Гапанович, гендиректор АО «ФПК» Пётр Иванов, гендиректор АО «ПГК» Сергей Каратаев, статс-секретарь – заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Анатолий Мещеряков, президент Союза строителей железных дорог Геннадий Талашкин, омбудсмен по вопросам защиты прав предпринимателей в сфере транспорта Никита Музыря.
Участники рабочих групп займутся формированием новых структур регулирования, подготовкой проектов нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, а также других документов в соответствующих сферах общественных отношений. Они оценят входящие положения от госорганов и подготовят собственные по всем механизмам контроля – от новой структуры регулирования до конкретных обязательных требований. Результатом работы групп, которая будет вестись до конца 2020 года, должно стать создание нового контрольно-надзорного регулирования. Заседания рабочих групп в сфере транспорта начались в правительстве 25 ноября.
Дмитрий Зверев, выступая на конференции «Реализация механизма «регуляторной гильотины: проблемные вопросы и пути их решения», рассказал:
«Мнение бизнеса в рамках деятельности рабочих групп по пересмотру надзорных документов является основополагающим, поскольку выработанные модели регулирования по отраслям транспорта должны соответствовать актуальным требованиям времени».
По словам заместителя министра экономического развития – руководителя Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитация) Алексея Херсонцева, до конца этого года все ведомства должны составить свой список актов, который, по их мнению, подлежит отмене, и внести его в правительство. «Если рабочие группы совместно с регуляторами и надзорными ведомствами на основе риск-ориентированного подхода приходят к выводу, что те или иные нормы соответствуют современному уровню технологического развития в соответствующих сферах, то в течение следующего года они должны быть утверждены постановлением правительства», – подчеркнул он.
Весь центральный аппарат Ространснадзора сейчас работает над реализацией механизма «регуляторной гильотины» в транспортной отрасли, подчеркнул Виктор Басаргин. Также ведомство принимает участие в государственной программе «Реформа контрольной и надзорной деятельности» (утверждена 21 декабря 2016 года президиумом Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам; срок реализации – до 2025 года).
«Транспорт – одна из самых зарегулированных сфер с точки зрения законодательной и нормативной баз. У нас насчитывается более 9 тыс. обязательных требований, содержащихся в 450 нормативных актов. За три года Ространснадзор, Минтранс и ОАО «РЖД» подготовили ряд решений по отмене неиспользуемых и недействующих нормативно-правовых актов. Эта цифра превышает 1,2 тыс. документов, из них более 600 отменили в этом году, – рассказал Виктор Басаргин. – «Регулярная гильотина» – это второй, более последовательный и глубокий шаг в реформировании контрольно-надзорной деятельности. Вместе с бизнесом мы готовы дальше работать над снижением административной нагрузки».
В рамках реализации механизма «регуляторной гильотины» до 2021 года Ространснадзор планирует пересмотреть ещё около 800 нормативно-правовых актов. Как рассказал исполнительный директор СРО НП «Совет операторов железнодорожного транспорта» Алексей Дружинин, в первую очередь необходимо отменить утратившие свою актуальность акты Министерства путей сообщения СССР и России.
«Сегодня любой вагон может быть остановлен на том основании, что он не соответствует указанию МПС СССР от 1947 года, согласно которому на вагоне должен быть изображён герб Советского Союза. Такие атавизмы необходимо отменять», – уверен Алексей Дружинин.
При этом снижение административной нагрузки на бизнес не должно привести к снижению уровня безопасности, отмечают эксперты.
«Регуляторная гильотина» – это правильный и необходимый шаг в реформировании контрольно-надзорной деятельности. Но крайне важно в ходе этой административной реформы не нанести ущерба безопасности движения. Так, например, если сравнивать все показатели по аварийности с базовым 2015 годом, то количество выявленных нарушений по административным мерам выросло на 45%, количество административных дел – на 49%, сумма наложенных штрафов – на 115%, количество происшествий – на 5%, количество погибших снизилось на 15%, количество пострадавших выросло на 1%. Наша задача – как минимум не снизить уровень безопасности», – отметил Виктор Басаргин.
Как подчеркнул директор Департамента государственной политики в области железнодорожного транспорта Минтранса Александр Федорчук, существует так называемый пул актов, которые нельзя отменять, можно лишь актуализировать: «Есть перечень документов, без которых железнодорожный транспорт в принципе работать не сможет. Так, основная масса контрольно-надзорных требований содержится в Правилах технической эксплуатации (ПТЭ). ПТЭ нельзя отменять, поскольку они, как говорится, написаны кровью».
Юлия Антич
МНЕНИЕ
Сергей Вакуленко,
директор Института управления и цифровых технологий Российского университета транспорта (МИИТ):
– Актуальные проблемы создания новой системы регулирования транспортной отрасли обсудили участники научно-практического семинара «Реализация механизма «регуляторной гильотины» контрольно-надзорной деятельности в сфере железнодорожного транспорта, морского и речного транспорта и логистики», который был организован Международной ассоциацией логистического бизнеса (МАЛБИ) и Институтом управления и цифровых технологий РУТ (МИИТ). Резолюция семинара была озвучена 21 ноября на «Транспортной неделе – 2019».
Основными задачами железнодорожного транспорта являются своевременное и качественное обеспечение потребности физических и юридических лиц, государства в перевозках. Область отношений, связанных с обеспечением безопасности перевозок пассажиров, грузов, движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, подлежит госрегулированию в рамках осуществления госконтроля (надзора) за соблюдением обязательных требований, установленных в соответствии с международными договорами и законодательством РФ. Ключевые риски: угроза жизни и здоровью граждан; угроза безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта; нарушение прав и законных интересов граждан (в том числе инвалидов), пользующихся услугами железнодорожного транспорта. Недостатки текущей структуры регулирования сводятся, в частности, к частичному дублированию в предметах и функциях органов контроля (надзора); разрозненности нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования и необходимые изменения в части координации нормативно-правовой базы; наличию норм, блокирующих работу транспортно-логистических и перевозочных компаний.
Сегодня крайне важно снизить риски излишнего контроля для российского бизнеса и сопоставить их с международными практиками, чтобы российские предприниматели не оказывались в заведомо худших условиях по сравнению с конкурентами. Также необходимо избежать дублирования контрольных функций, сделать их более эффективными для общества и менее затратными для бизнеса. Нужно создать новую структуру регулирования в области контрольно-надзорной деятельности в транспортной отрасли и сформировать законодательную базу, позволяющую обеспечить безопасность работы транспортного сектора. Участники семинара обсудили целесообразность создания саморегулируемой организации по контрольно-надзорной деятельности участников транспортного рынка.
Экспертами разработаны «Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере железнодорожного транспорта» и «Перечень обязательных требований, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере железнодорожного транспорта». В них определены принципы и методы госконтроля в сфере железнодорожного транспорта, расставлены приоритеты в обязательных требованиях, подлежащих оценке контролируемого лица, компетентности руководителей и лиц, отвечающих за безопасность движения.