Обновление парка
Вице-премьер Максим Акимов предложил направить часть средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) на обновление парка пригородных поездов. «Вы знаете, идут дискуссии о 40 млрд руб., которые ранее планировались на модернизацию тяги в грузовом сообщении. Мне кажется, что дополнительные ресурсы могут быть направлены в этот сегмент», – сказал он в рамках выставки «Транспортная Россия».
Напомним, Минтранс ранее обратился к правительству с просьбой выделить ОАО «РЖД» 39,8 млрд руб. из ФНБ на закупку тягового подвижного состава.
Максим Акимов отметил, что на недавнем заседании правительственной комиссии по транспорту была рассмотрена модель модернизации парка электричек. «Мы будем обращаться с предложениями для того, чтобы снизить цену заёмного капитала, который необходимо привлечь для модернизации подвижного состава, закупки новых вагонов, а это сотни новых вагонов, сотни новых вагонов электричек», – приводит его слова ТАСС.
По словам вице-премьера, модель была отправлена на доработку, так как она в своём нынешнем виде «не целиком устраивает все стороны». «Проще сказать, что мы точно делать не будем – мы точно постараемся не перекладывать ни в коем случае затраты на модернизацию на потребителя. Нагружать пассажира платежом за модернизацию подвижного состава, наверное, неправильно», – добавил он.
Как заявил министр транспорта Евгений Дитрих на совещании с главой кабмина Дмитрием Медведевым 12 ноября, в трёхлетнем периоде предусматривается опережающее развитие пассажирских перевозок – прирост к параметрам долгосрочной программы на 3,2%, в том числе в сегменте пригородных перевозок.
Для удовлетворения растущего спроса ОАО «РЖД» за три года планирует приобрести 237 вагонов для пригородных перевозок.
Распределить ответственность
ОАО «РЖД» считает необходимым разработку типового договора между железной дорогой и морскими портами в части распределения ответственности за перевозки, об этом заявил заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания Алексей Шило, выступая на отраслевой конференции «Морские порты – драйвер экономического развития страны», состоявшейся в рамках «Транспортной недели» в Москве.
По словам Алексея Шило, уровень тарифов является одним из ключевых элементов привлекательности перевозок грузов через российские морские порты. В период снижения цен на западных рынках угля в текущем году ОАО «РЖД» ввело скидку на его перевозки в адрес портов Азово-Черноморского бассейна. В результате перевозка тонны кузбасского угля по железной дороге стоит $10–12, но в такую же сумму обходится перевалка этой тонны в порту, что уменьшает эффект от снижения тарифа.
Алексей Шило подчеркнул, что развитие железнодорожной инфраструктуры на подходах к морским портам – одно из ключевых направлений работы ОАО «РЖД». «Политика РЖД заключается в следующем: чем больше мы даём нашим грузоотправителям и владельцам портов информации о грузе и о том, как он движется по сети железных дорог, тем лучше они смогут распорядиться этим грузом и этим вагоном», – сказал глава ЦФТО.
Минтрансу расширили полномочия
27 ноября вступило в силу постановление Правительства РФ от 16 ноября 2019 года № 1461 «О внесении изменений в Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации». Согласно документу, расширились полномочия Минтранса по регулированию сферы железнодорожного транспорта.
Минтранс РФ (по согласованию с Минтруда) будет устанавливать порядок обеспечения условий доступности для инвалидов пассажирских вагонов, вокзалов, поездов дальнего следования и предоставляемых на вокзалах и в поездах услуг. Кроме того, министерство по согласованию с Минздравом будет определять порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров на железнодорожном транспорте, а также обязательных предрейсовых или предсменных медицинских осмотров. Минтранс также установит сроки доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом и правила их исчисления; правила текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов; перечень грузов, которые можно перевозить в открытом подвижном составе, а также перечни грузов, которые можно перевозить насыпью и навалом; порядок перевозок пассажиров, грузов с использованием нескольких инфраструктур по единому проездному или перевозочному документу.
Венчурные фонды развития
ОАО «РЖД» и Российская венчурная компания планируют создать два венчурных фонда, они нацелены на инвестирование в проекты ранних стадий, которые имеют потенциал синергии с деятельностью холдинга и железнодорожной отрасли. Меморандум о подготовке создания совместных венчурных фондов был подписан 20 ноября в рамках «Транспортной недели – 2019».
Первый фонд ориентирован на развитие технологий транспортного машиностроения и приборостроения, создания новых материалов, роботизации, 3D-печати, аддитивных технологий, квантовых коммуникаций, «зелёных» технологий. Второй фонд будет сфокусирован на инвестициях в проекты для цифровизации транспортной отрасли. Фонды начнут деятельность в 2021 году. Также предусмотрена возможность привлечения в капитал фондов новых индустриальных и финансовых партнёров.
НЕ ПРОСТО СЛОВА
О параметрах инвестиционной программы с точки зрения привлечения средств. РДЖ вступают в мощный инвестиционный цикл, объём инвестпрограммы с 2020 по 2022 год составил 2,5 трлн руб. В том числе в 2020 году это 821 млрд руб. РЖД принимают все необходимые меры по созданию инфраструктуры для выполнения задач, поставленных в майском указе и комплексном плане. На развитие инфраструктуры в 2020–2022 годах планируется направить свыше 1 трлн руб., а на проект обновления – почти 900 млрд. На закупку подвижного состава в 2020–2022 годах предусмотрено 488 млрд руб. Это позволит приобрести более 1800 локомотивов. Компания запланировала опережающую закупку современных электровозов и новых грузовых тепловозов для вождения тяжеловесных поездов весом 7100 тонн на Восточном полигоне. Это необходимое условие для удовлетворения спроса и опережающих заявок на вывоз грузов в этом направлении. Закупка таких электровозов и тепловозов позволит дополнительно перевезти по Восточному полигону 18 млн тонн в год. Финансирование существенной части инвестпрограммы будет осуществлено практически без привлечения бюджетных средств, за счёт собственных и заёмных источников, которые привлекают РЖД.
Для обеспечения связанности агломераций предусмотрены беспрецедентные инвестиции в развитие пассажирского комплекса. В 2020–2022 годах это 500 млрд руб.
Евгений Дитрих,
министр транспорта РФ, 12 ноября,
совещание «О рассмотрении проектов финансового плана и инвестиционной программы ОАО «РЖД» на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»