В этом году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) включила синдром эмоционального выгорания на работе в Международную классификацию болезней (МКБ-11). Для всего медицинского сообщества это сигнал к тому, что профессиональные стрессы становятся фактором риска и их нельзя оставлять без внимания, тем более когда речь идёт о безопасности движения поездов. Насколько эта проблема актуальна в компании, «Пульт управления» поговорил с главным внештатным психофизиологом Центральной дирекции здравоохранения – филиала ОАО «РЖД» Павлом Афанасиным.
– Что такое синдром эмоционального выгорания и почему ВОЗ включила его в Международную классификацию болезней?
– Действительно, в 11-й вариант Международной классификации болезней включён синдром эмоционального выгорания (СЭВ). Но важно сделать акцент на том, что данный синдром не классифицируется как медицинское состояние. Его трактовка подразумевает, что выгорание связано с хроническим стрессом на рабочем месте, с которым не удаётся справиться.
Синдром выгорания вырабатывается личностью как психологическая защита в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия профессионального характера. Опасность СЭВ состоит в том, что это не кратковременный преходящий эпизод, а долговременный процесс «сгорания дотла».
Термин «Синдром эмоционального выгорания» придумал в 1974 году психолог нью-йоркской альтернативной медицинской помощи Герберт Фрейденберг. Изначально он описывал состояние людей, которые растрачивали свою энергию в процессе своей трудовой деятельности, связанной с общением с людьми. Данное явление, как правило, проявляется в виде упадка сил, отсутствия интересов, низкой эффективности, раздражительности, безразличия и недостатка сопереживания. К этому феномену он подобрал слово burnout – «выгорание».
– Какие симптомы эмоционального выгорания чаще всего выявляются у работников?
– Симптомы эмоционального выгорания можно рассматривать в трёх аспектах: физиологическом, психологическом и социальном. Например, физические симптомы – это бессонница или нарушение режима дня, постоянная физическая усталость, когда ощущение бессилия не проходит даже после полноценного сна, заторможенность, регулярные головные боли без видимых причин, резкое изменение показателей веса (снижение, увеличение), чувство физического и психологического истощения.
К психологическим признакам эмоционального выгорания относят безосновательные нервные срывы, замкнутость, вспышки агрессии и гнева, отстранение от окружающих, резкое понижение самооценки и недовольство собой, хроническое и необъяснимое ощущение страха и предчувствие отрицательного итога и неудачи.
К социальным симптомам относят злоупотребление алкоголем и сигаретами, переедание или полное отсутствие аппетита, проблемы с концентрацией, невозможность выполнения главных задач из-за зацикленности на мелких проблемах, чувство непосильности привычной работы и катастрофической нехватки энергетических ресурсов, чувство собственной бесполезности, понижение заинтересованности и стимула, безразличие и равнодушие к результату.
Современная психология склонна рассматривать выгорание в более широком контексте – отношений человека к миру и к себе в нём. В центре внимания оказываются не симптомы и синдромы, а сам специалист как личность со своей судьбой, жизненным выбором и степенью личной ответственности.
– Железнодорожники попадают в зону риска?
– Если строить рейтинг профессий с высоким показателем СЭВ, то на первых позициях окажутся так называемые помогающие, альтруистические профессии (медицинские работники, психологи, преподаватели), а также профессии, связанные с большим количеством профессиональных коммуникаций (менеджеры, руководители, социальные работники). Однако современные исследователи получают данные о том, что все работники могут страдать синдромом эмоционального выгорания. Указанная симптоматика может проявляться у работников железнодорожной или любой другой отрасли в зависимости от сочетания факторов индивидуальной (возраст, пол, уровень образования, семейное положение и т.д.) и организационной природы (условия работы, рабочие перегрузки, дефицит времени, число клиентов, степень ответственности и т.д.).
Несмотря на то что ОАО «РЖД» является максимально продуманной организацией, все процессы которой детально структурированы и прописаны до мелочей, а социальной политике уделяется первостепенное значение, вопрос эмоционального выгорания является актуальным и для работников компании. Ведь в процессе работы каждый сотрудник испытывает нагрузки любого рода – физические, эмоциональные, психологические. Без них, к сожалению, не обходится профессиональная деятельность современного человека.
– Работники каких подразделений ОАО «РЖД» могут чаще других испытывать эмоциональное выгорание?
– ОАО «РЖД» является крупнейшим работодателем страны. Диапазон профессий, представленных в компании, велик, и каждая будет содержать факторы, предполагающие эмоциональное выгорание.
Если рассматривать этот вопрос по категориям персонала, то, например, представители рабочих профессий будут подвержены эмоциональному выгоранию по фактору работы в тяжёлых условиях труда (электромагнитные излучения, шум, вибрация, концентрация аэрозолей в воздухе) в сочетании с эмоциональными перегрузками, связанными с высокими требованиями к качеству работы.
В группу риска лиц рабочих профессий, подверженных профессиональному выгоранию, входят работники локомотивных бригад. Их деятельность протекает на фоне постоянного и значительного нервно-эмоционального напряжения, которое сопровождается выраженным напряжением функциональных систем организма. Деятельность машиниста характеризуется общей монотонностью работы, связанной с восприятием большого количества однообразных сигналов и объектов по пути следования состава, высоким удельным весом зрительной информации, объективной необходимостью непрерывного напряжённого внимания, высокой пространственной и динамической координированностью выполнения отдельных серий управляющих воздействий. Такая деятельность формирует риски хронического переутомления и синдрома выгорания.
Уязвимы и офисные сотрудники компании. Их удельный вес в компании составляет около 20%. Офисный синдром формируется гиподинамией, однотипностью профессиональных задач, неправильным питанием, эмоциональным напряжением, информационными и коммуникативными перегрузками.
Многое зависит и от личностных качеств. Например, экстраверты подвергаются выгоранию реже интровертов. В зону риска всё-таки попадают не профессии, а люди, имеющие завышенные личностные требования, а также те, кто не привык разграничивать работу и личную жизнь.
– Подвержены ли синдрому эмоционального выгорания руководители?
– Согласно результатам исследований, у руководителей эмоциональное выгорание наблюдается чаще, чем у других сотрудников. Чем выше должность, тем выше риск возникновения эмоционального выгорания. И это можно понять, поскольку известно, что формирование полноценного контакта, поддержание отношений и эмоциональная включённость порой выматывают человека сильнее, чем тяжёлый физический труд, после которого можно быстрее и легче восстановиться. Высокий статус связан с чудовищным количеством регламентов. Руководитель оказывается заложником огромного количества ожиданий подчинённых, партнёров, клиентов, окружения, и у него возникает колоссальное рассогласование между тем, что он хочет, и тем, что он делает.
Основными факторами выгорания руководителей являются продолжительность и интенсивность труда, завышенные ожидания от себя, дисбаланс нагрузки, ответственность.
– Обращаются ли сотрудники компании за помощью к специалистам в таких случаях или стараются справиться с эмоциональным выгоранием сами?
– К сожалению, сотрудники компании редко обращают внимание на первые звоночки эмоционального и физического истощения. Более того, данное состояние оценивается как «нормальное», характеризующее естественный ход профессиональной деятельности. Конечно, по мере усиления симптоматики усиливается и чувство обеспокоенности своим состоянием, и тут на помощь приходит психолог из нашей службы.
Психофизиологическая служба на сегодняшний день входит в состав Центральной дирекции здравоохранения – филиала ОАО «РЖД». В состав наших подразделений входят лаборатории психофизиологического обеспечения, кабинеты психолога, кабинеты профессионального психофизиологического отбора, кабинеты психофизиологической разгрузки и мобилизации.
Штатная численность специалистов психофизиологических подразделений сети дорог составляет около 600 человек. Специалисты психофизиологических подразделений компетентны в своих профессиональных обязанностях. Они оказывают профессиональную психологическую помощь не только работникам локомотивных бригад. За психологической помощью могут обратиться сотрудники компании всех категорий.
С профилактикой синдрома эмоционального выгорания мы работаем давно. За это время изданы методические руководства по диагностике и профилактике СЭВ, организованы тренинги с медицинскими работниками и работниками локомотивных бригад; проводятся пилотные проекты, изучающие выраженность данного симптома у медицинских работников; активно используются ресурсы кабинетов психологической разгрузки и мобилизации, позволяющие снять лишнее эмоциональное напряжение, минимизировать последствия профессионального стресса.
– Что вы можете посоветовать сотрудникам, которые стали замечать у себя первые признаки выгорания?
– Действия, которые направлены на то, чтобы одолеть синдром выгорания, предполагают как самопомощь, так и оказание внешней профессиональной помощи.
В первом случае «выгорающим» работникам нужно научиться осознавать симптомы психологического стресса и управлять им, овладеть широким спектром приёмов саморегуляции и преодоления первых симптомов стрессов на работе.
Приёмов самопомощи множество – это и воздействие на самого себя с помощью дыхания, управление мышечным тонусом, словами и образами. Если же такая помощь самому себе окажется недостаточной, потребуется профессиональная.
Хочу порекомендовать всем «золотые правила», которые помогут не охладеть к любимому делу или человеку и сохранить увлечённость процессом на долгие годы. Они просты и достижимы. Первое – это полноценный отпуск, регулярный отдых и методики расслабления. Второе – правильное распределение времени на работу и отдых. Третье – делегирование обязанностей. Четвёртое – это активный образ жизни, занятия спортом и общение с близкими людьми. Хобби и подарки себе.
Беседовала Дарья Чикиркина