Командная игра
Как тимбилдинг поднимает производительность труда
Понятие «тимбилдинг», или «командообразование», известно каждому работающему человеку. Но чаще всего люди думают, что это «времяпрепровождение рабочего коллектива в неформальной обстановке». Отчасти это определение верно, но на самом деле понятие «тимбилдинг» намного шире и глубже. Его главная цель – это сплочение коллектива с помощью мероприятий, которые направлены на выявление и раскрытие индивидуальных качеств и возможностей каждого участника команды. Нужен ли тимбилдинг в современных компаниях, разбирался «Пульт управления».
История вопроса
Родоначальником концепции тимбилдингов учёные считают американского профессора, психолога и социолога Джорджа Элтона Мэйо. С 1927 по 1932 год он провёл ряд экспериментов, изучая влияние различных факторов (условий и организации труда, заработной платы, межличностных отношений, стиля руководителя) на повышение производительности труда на промышленном предприятии Western Electric Hawthorne. С помощью своих экспериментов учёный доказал особую роль человеческого и группового факторов. Проводя эти эксперименты, Мэйо открыл так называемый хоторнский эффект, состоявший в том, что индивидуальное поведение участников эксперимента менялось благодаря повышению их осведомлённости о проводимом с их участием тестировании. Производительность участников эксперимента увеличивалась в ответ на психологические стимулы – проявление интереса и внимания к работе участника эксперимента, усиление его чувства вовлечённости в процесс и ощущения важности и значимости.
Благодаря своим исследованиям Мэйо выделил несколько важных факторов. Во-первых, взаимоотношения между руководителем и подчинённым влияют на производительность. Во-вторых, на производительность труда значительно влияют рабочие нормы. В-третьих, рабочее место имеет свою культуру. И последнее – забота и поддержка для сотрудников намного важнее, чем физические условия труда.
В создании теории тимбилдинга поучаствовал учёный Рэймонд Мередит Белбин. Он разработал теорию девяти ролей.
1. Доводящий до конца. Это люди, обладающие даром завершать начатые дела.
2. Возмутитель спокойствия. Человек, побуждающий других к действию.
3. Действующий. Среди отличительных качеств действующих: дисциплинированность, организованность, сознательность, надёжность, практичность, терпимость к окружающим.
4. Специалист. Человек, знающий все тонкости дела.
5. Командный работник. Он улучшает климат в коллективе и повышает степень сотрудничества между членами команды.
6. Генератор идей. Его роль – привнесение новых идей. Им свойствен аналитический подход к решению проблем.
7. Оценивающий. Его воспринимают как «сухаря» и зануду, но его решения всегда оптимальны с точки зрения риска и последующих результатов.
8. Председатель. Он способен мотивировать окружающих и воодушевлять их.
9. Разведчик. Обладает способностями изучать и оценивать ресурсы за пределами команды.
Теория Белбина о чётком распределении ролей помогает максимально повысить эффективность деятельность команды.
Ещё одну типологию личностей представили американка Изабель Бриггс-Майерс и её мать Кэтрин Бриггс. Они разработали её с помощью психологических типов, выделенных Карлом Юнгом. Согласно их теории существуют четыре шкалы (ориентация сознания, способ ориентировки в ситуации, основа принятия решений, способ подготовки решений), сочетание шкал даёт обозначение одного из 16 типов человеческой личности. Развивая идеи Майерс и Бриггс, Дэвид Кейрси выделил четыре группы подтипов, называя их темпераментами.
Психологические тесты позволяют определить тип личности и разработать рекомендации, которые помогут каждому человеку максимально раскрыться в команде. В тимбилдингах применяется и пирамида мотивации Абрахама Маслоу, которая представляет собой иерархию человеческих потребностей.
Тимбилдинги чаще всего проводятся в форме деловых игр и тренингов по саморазвитию. Помимо развития личности они помогают объединить коллектив с помощью совместно прожитых положительных эмоций.
Командообразование помогает объединить молодёжь компании и выстроить общение для дальнейшего сотрудничества друг с другом. «На каждой железной дороге проводятся слёты и фестивали молодёжи, которые объединяют молодых работников. В рамках этих мероприятий также проводятся тимбилдинги, с помощью которых можно познакомить сотрудников друг с другом, найти общие интересы, а также наладить контакты», – говорит начальник отдела реализации корпоративных проектов Центра молодёжных проектов АНО ДПО «Корпоративный университет РЖД» Татьяна Руднева.
В этом году в рамках XII ежегодного Слёта молодёжи ОАО «РЖД» была организована работа международной секции, в которой приняли участие представители 20 международных компаний из 18 стран мира. Для участников международной секции также был организован специальный тимбилдинг, который позволил познакомиться представителям разных стран друг с другом, с историей России и рассказать о своём железнодорожном опыте.
Дарья Чикиркина
Новые смыслы
Юлия Кушниренко, заместитель директора АНО ДПО «Корпоративный университет РЖД» – начальник Центра молодёжных проектов ,
Холдинг совершенствует молодёжную политику
Рубрики: Персонал
Ход мысли
Константин Буянин, заместитель директора Корпоративного университета РЖД ,
Стратегические сессии необходимы бизнесу
Рубрики: Персонал
Нацеленность на результат
Анна Матинина, ведущий эксперт Центра организации труда и проектирования экономических нормативов ОАО «РЖД»,
Как в РЖД борются с деформацией трудового поведения
Рубрики: Персонал
Справедливая оценка
Ольга Медведева, начальник отдела организации труда в энергетическом комплексе ЦОТЭН,
Нормы труда необходимо пересматривать
Рубрики: Персонал