К 2024 году средняя продолжительность жизни россиян должна вырасти с 73 до 78 лет, к 2030 году – до 80, это закреплено в национальных проектах «Здравоохранение» и «Демография». Ключевая роль в деле оздоровления нации отводится бизнесу – в течение двух-трёх лет корпоративными программами укрепления здоровья, по расчётам Министерства здравоохранения РФ, будет охвачено порядка 33 млн человек. «Пульт управления» выяснил, почему компаниям выгодно инвестировать в здоровье сотрудников и какие инструменты наиболее эффективны.
Прямая выгода
Как утверждают в Минздраве, программы укрепления здоровья сотрудников выгодны работодателям по трём причинам. Первая – это прямой экономический эффект, который они дают. Помогая сотрудникам избавляться от вредных привычек, работодатели сокращают собственные издержки. Так, в международной химической компании Dow Chemical подсчитали, что курящие сотрудники отсутствуют на работе на 5,5 дня больше, чем некурящие, потери из-за этого составляют порядка $650 тыс. в год. В целом же, по оценке аналитиков, мировая экономика теряет только из-за курильщиков от 0,8 до 2% ВВП.
Как показало исследование Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в компании, где заботятся о здоровье персонала, на 27% снижается продолжительность пребывания на больничном и на 26% сокращаются расходы на медико-санитарное обслуживание. «Практика показывает, что один рубль, вложенный в корпоративные программы оздоровления, приносит четыре рубля прибыли», – отмечает президент Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Алексей Репик.
Вторая причина, побуждающая работодателей заниматься здоровьем персонала, заключается в том, что самочувствие работников влияет на их продуктивность: человек, который хорошо себя чувствует, работает с большей самоотдачей, следовательно, выше производительность его труда. И наоборот. По данным Центра по контролю и профилактике заболеваний США, из-за депрессии работники трудятся с пониженной производительностью в среднем 11,5 дня в месяц. Издержки доходят до $44 млрд ежегодно.
Третий повод позаботиться о работниках – программы оздоровления повышают лояльность персонала. Так, после запуска такой программы в SAS Institute (международный разработчик программного обеспечения) свелась к минимуму текучесть кадров, коэффициент окупаемости инвестиций ROI вырос до 6,9, и компания вошла в число лучших работодателей Великобритании.
Исследование HeadHunter показало, что и в России работодатели, уделяющие внимание здоровью сотрудников, более привлекательны в глазах соискателей – это отметили более половины респондентов.
Чтобы компания могла получить все эти положительные эффекты, ей нужно внедрять комплексные программы оздоровления. Как заметил заместитель министра здравоохранения РФ Олег Салагай, речь идёт уже не просто о развитии программы добровольного медицинского страхования, ДМС в значительной степени утратил своё мотивационное значение. Смысл в том, чтобы сформировать в компании экосистему, которая стимулирует к ведению здорового образа жизни.
«Меняются представления о труде, рабочем месте. Для некоторых профессий стираются границы между рабочим и личным временем. В таких условиях появляются новые вызовы, связанные со здоровьем, на которые мы должны реагировать через корпоративные программы оздоровления», – считает Олег Салагай.
Факторы риска
По показателю DALYs (сумма потенциальных лет жизни, утраченных из-за преждевременной смерти и нетрудоспособности) почти 60% общего «бремени болезней» в Европе обусловлены семью факторами: повышенное артериальное давление; потребление табака; чрезмерное потребление алкоголя; повышенное содержание холестерина в крови; избыточная масса тела; низкий уровень потребления фруктов и овощей; малоподвижный образ жизни. Эти факторы провоцируют возникновение хронических неинфекционных заболеваний, таких как сердечно-сосудистые заболевания, злокачественные новообразования, которые в развитых странах являются причиной 2/3 случаев преждевременной смерти населения в трудоспособном возрасте.
Обостряется проблема со стрессом. В конкурентной гонке организации создают стрессовые факторы для своих сотрудников, провоцируют ситуации, при которых работники испытывают постоянный стресс, – это конфликты, повышенная ответственность, внутренняя конкуренция, недостаточное количество времени на выполнение задание.
В мае 2019 года ВОЗ официально признала синдром эмоционального выгорания болезнью. Из-за этого недуга мировая экономика теряет более $1 трлн. «Человек, который психологически устал, не может работать эффективно и реализовать свой потенциал. Поддержание эмоциональной формы сотрудника – сегодня важная проблема для предпринимателей», – отмечает Алексей Репик.
Библиотека здоровья
Минздрав совместно с Национальным медицинским исследовательским центром профилактической медицины изучил более 600 корпоративных программ укрепления здоровья персонала в 199 компаниях из разных отраслей. Как оказалось, наиболее внимательно за здоровьем сотрудников следят в гостиничном хозяйстве и сфере общепита – у всех компаний здесь действуют программы, направленные на формирование у сотрудников привычек здорового образа жизни. Примерно равные показатели у предприятий машиностроения и учреждений образования – каждый второй представитель отрасли пропагандирует ЗОЖ. В сфере транспорта с вредными привычками работников борются 45,5% компаний.
В сборник лучших практик ведомство включило 28 кейсов российских компаний (включая «Аэрофлот», ОАО «РЖД», «Сибур») и три кейса зарубежных корпораций – Union Pacific Railroad, Marathon Oil Company, Electronic Warfare Systems.
Минздрав сгруппировал все практики по пяти основным направлениям: профилактика потребления табака; снижение потребления алкоголя с вредными последствиями; здоровое питание на рабочем месте; повышение физической активности; сохранение психологического здоровья и благополучия. Среди них есть практики низкозатратные или даже бесплатные – это запрет курения в закрытых помещениях, изменение ассортимента блюд в столовых, изменение режима работы. В этом случае достаточно волевого решения и контроля соблюдения новых правил, указывают в Минздраве. Есть, напротив, дорогие программы с высокими постоянными и переменными издержками, которые доступны только крупным предприятиям. Эти программы предусматривают создание собственных спортивных, медицинских, образовательных центров.
«Мы видим, что наибольший результат дают те программы, которые ограничены по времени. Это стимулирует людей. Второй залог эффективности – вовлечение других сотрудников с помощью коучей, лидеров мнений, которые формируют корпоративную культуру. Также важна активная позиция руководства», – говорит Олег Салагай.
Работодатели за здоровый образ жизни
Для борьбы с никотиновой зависимостью сотрудников, как показывает практика, наибольший эффект даёт сочетание запретов и поощрений. Работодатели устанавливают запрет на курение в помещениях, в том числе с использованием любых электронных сигарет, испарителей и устройств с нагреванием табака, и ограничивают курение на территории, оборудуя специальные места, а для мотивации бросить курить проводят акции и соревнования среди сотрудников.
Так, в финансовой корпорации «Уралсиб» проводилось состязание «Брось курить и победи». Победители получали денежные призы и подарки. За три года компании удалось снизить число курящих на 5% и благодаря сокращению числа перекуров сэкономить более 20,6 млн руб. При этом затраты на проведение кампании по отказу от курения составили 26 руб. в год на одного сотрудника, что в 330 раз меньше, чем оказание медицинской помощи сотрудникам в рамках ДМС.
В иностранных компаниях распространена практика медикаментозной и психологической поддержки сотрудника, бросающего курить. Так, в Union Pacific Railroad (Объединённая Тихоокеанская железная дорога «Юнион Пасифик») каждый сотрудник мог дважды за время работы принять участие в программе «Затуши и дыши» и получить рецепт препарата, а затем в течение шести месяцев он мог обратиться за консультацией и поддержкой к инструктору по вопросам здоровья. За восемь лет доля курящих сотрудников «Юнион Пасифик» сократилась с 40 до 26%.
«Практика профилактики и преодоления курения доказала эффективность в плане как немедленного, так и долгосрочного возврата инвестиций – профилактические программы на рабочем месте уже в течение 3–5 лет сопровождаются возвратом инвестиций в соотношении 1:3–6, то есть один вложенный рубль приносит 3–6 руб. прибыли», – говорят в Минздраве.
Другая вредная привычка, с которой активно борются компании, – потребление алкоголя. Последствия этой зависимости могут быть гораздо серьёзнее, чем от курения, – до 45% травм на производстве работники получают в состоянии алкогольного опьянения. Поэтому основная задача организаций – вовремя вычислить сотрудника, находящегося в зоне риска.
В «Норникеле», например, для предотвращения доступа на производственные объекты нетрезвых работников в 2018 году ввели в эксплуатацию алкорамки – устройства для бесконтактного определения алкогольного опьянения. Такая же система действует на КПП Череповецкого металлургического комбината.
По мнению Минздрава, безалкогольные мероприятия и информационные кампании, рассказывающие о вреде алкоголя, также достаточно эффективны.
Правильная еда и активность
Не менее важно для компании формировать культуру правильного питания работников и их активного образа жизни. Эти факторы оказывают существенное влияние на производительность труда. Как утверждают медики, с увеличением общих энергетических ресурсов организма улучшается способность человека концентрироваться.
Чтобы добиться такого эффекта, врачи советуют исключить из ассортимента столовых на работе продукты с высоким содержанием сахара, соли и насыщенных жиров, например картофельные чипсы, сладкие и газированные напитки, энерготоники, крекеры и сухарики, шоколадные батончики, и заменить их на продукты для «здорового перекуса», такие как овощная соломка, йогурты с содержанием жира менее 2,5%, яблочные чипсы, зерновые батончики.
Многие российские работодатели уже начали популяризировать здоровое питание. В «Северстали» разработали меню для здорового и лечебно-профилактического питания, в столовых выделяются специальные витаминные столы, организовано регулярное горячее питание. На некоторых предприятиях «Сибура» на блюда из меню «здоровое питание» предоставляют скидки от 15 до 30%. В Сбербанке за счёт введения маркировки объём продаж неполезных блюд снизился на 14,6%.
В дополнение к обучению основам здорового питания работодатели занимаются повышением физической активности сотрудников. В компании Tower Watson придумали игру «Дерево жизни»: сотрудники выращивают в приложении деревья с помощью здоровьесберегающих действий (снижения веса, походов в спортзал, подъёмов по лестнице).
Как отмечает президент компании MSD в регионе Восточная Европа, Ближний Восток и Африка Нико Ван Хукке, если в течение трёх дней в неделю заниматься спортом по 30 минут, вырастет производительность труда. «Я всегда стараюсь служить примером своим сотрудникам, например всегда бегаю вокруг гостиницы, где останавливаюсь. Если ты подаёшь пример как руководитель, то это служит хорошим стимулом, чтобы эту положительную привычку переняли ваши сотрудники», – отмечает он.
Против стресса
С целью борьбы со стрессом своих сотрудников компании проводят Дни здоровья, создают комнаты психологической разгрузки. В «Мосгортрансе» опробовали методику краткосрочного сна: 20-минутный отдых в обеденный перерыв снизил уровень сонливости работников на 18,9%, повысил концентрацию их внимания на 4,1%, скорость принятия решений увеличилась на 7,1%. Некоторые компании организуют для своих сотрудников выездные мероприятия, цель которых – информационный детокс и перерыв от использования гаджетов для снижения эмоциональной нагрузки.
«Есть три компонента здоровья сотрудника: физическое, психологическое и эмоциональное состояние, и каждый из них одинаково важен. Это нужно учитывать при разработке программ профилактики», – подчеркнул старший вице-президент GlaxoSmithKline Эмин Фадилиоглу, выступая на ПМЭФ-2019.
Мария Абдримова