Даёшь ревитализацию

Даёшь ревитализацию

Архитекторы рекомендуют осваивать привокзальные территории
На выставке «Вокзалы России: прошлое, настоящее, будущее», состоявшейся на Казанском вокзале столицы с 17 по 24 сентября, ведущие отечественные архитектурные организации представили несколько десятков проектов железнодорожных вокзалов и привокзальной инфраструктуры, как уже реализованных, так и перспективных. «Пульт управления» выяснил у представителей архитектурного сообщества, что сегодня является трендом в проектировании железнодорожных вокзалов.


Тимур Башкаев,
руководитель архитектурного бюро АБТБ:

– Вокзалы в современных крупных городах сейчас часто превращаются в оживлённые торговые центры, а территория вокруг них активно развивается с помощью жилой застройки и офисной недвижимости. Вокзалы стали выполнять не только транспортную функцию, но и общественную. Это востребовано жителями крупнейших городов и в нашей стране. Использование вокзальных пространств иногда гораздо лучше, чем строительство новых зданий в плотном центре города. Вокзалы Сент-Панкрас и Кингс-Кросс и территории вокруг них в Лондоне были вполне успешно перестроены таким образом.
Кроме того, в Москве есть вокзалы, пассажиропоток на которых давно уже превысил те нормативы, согласно которым строилась пассажирская инфраструктура что при царе, что при советской власти – это подземные уровни Курского и Ярославского вокзалов. Этим вокзальным комплексам давно нужна комплексная реконструкция, которая позволила бы увеличить пропускную способность надземных и подземных пространств и, самое главное, повысить комфорт пребывания в них.
Есть проекты реконструкции с накрытием надпутевого пространства и строительством торговых площадей на Белорусском и Савёловском вокзалах. В своё время разрабатывались разные концепции реконструкции Большой Каланчёвки, в том числе и с помощью накрытия путей Ленинградского и Ярославского вокзалов единой пешеходной галереей. Идеи надземного и подземного развития пешеходной инфраструктуры вполне реалистичны, и если они будут осуществлены, то сделают вокзальную инфраструктуру гораздо более комфортной для пассажиров, чем сейчас, не затронув исторические здания вокзалов.
Вокзалы столицы должны стать ещё более функциональными и комфортными, чем сейчас, и при этом они могут выполнять и другие важные для города общественные функции, естественно, без ущерба для функции основной – транспортной.


Михаил Бейлин,
сооснователь архитектурного бюро «Горожане/Citizen Studio»:

– Я думаю, никакой дискуссии о том, что делать с вокзалами, нет. Здания вокзалов – исторические памятники должны быть сохранены, а в тех случаях, когда вокзал не может полноценно выполнять свою транспортную функцию, его необходимо переносить куда-либо ещё. При этом старые здания могут получить совершенно новые функции, в том числе культурные, как вокзал Орсе в Париже, который стал музеем, а собственно транспортная функция выполняется другим вокзалом.
Дело в другом: привокзальные пути – это огромные территории в центрах городов, которые включают в себя большое количество исторических объектов. Важно было бы придумать какие-то программы комплексной ревитализации этих территорий. В будущем, при новых технологиях скоростного движения, эти гигантские территории будут не нужны, и их придётся как-то осваивать.
Потенциал этих территорий огромный – все они находятся в центре города и окружены вполне развитыми районами, которые они сейчас разрезают, а могли бы объединять. Необходим какой-то комплексный подход к освоению этих территорий со стороны городов, чтобы не отдавать их под хаотичный девелопмент. Вот в этом направлении я вижу большой потенциал для развития.


Андрей Асадов,
генеральный директор Архитектурного бюро Асадова:

– Потенциально вокзал – один из важнейших общественных центров города. Он выполняет и транспортную, и коммерческую, и культурную функцию. Вокзал всегда был центром притяжения, расположенным в самом сердце города, и продолжает быть им и сейчас. Там могут располагаться пространства любого назначения – и спортивные, и культурные. Основная мировая тенденция в области реорганизации и переосмысления вокзальных пространств в мире идёт сейчас по пути использования надпутевых пространств. Если вы накрываете пространство над путями, то вокзал превращается из структуры, которая разрывает город на части, в объединяющую конструкцию.
Мы делали такой проект для торгового и офисного центра над путями Киевского вокзала. Реализован он, к сожалению, не был, но расчёты показывали существенный коммерческий потенциал. На выставке был представлен проект накрытия путей Казанского вокзала и размещения в надпутевой галерее торговых и офисных пространств. Это и есть основной тренд в области развития вокзалов в мире.
По такому принципу, например, был перестроен Центральный вокзал в Берлине – двухуровневые пути были перекрыты стеклянной крышей, над которой были построены два объёма, занятых офисными и торговыми площадями.
Современные технологии вполне позволяют стоить новые объёмы, соблюдая законодательство об охране памятников. Все исторические здания остаются в неприкосновенности, а новое развивается над путями, не затрагивая памятники культуры.
Рост городов не вширь, а вглубь, использование площадей, которые ранее выполняли иную функцию, – это современная мировая тенденция.

Подготовил
Лев Кадик
Снижение москвоцентричности

МЦД освоят территории 9 областей

Рубрики: Инфраструктура
Дела домашние
Алексей Царёв, начальник отдела разработки и реализации жилищных программ Департамента социального развития ОАО «РЖД»,

Компания помогает работникам приобрести жильё

Рубрики: Инфраструктура
Человек в центре внимания
Светлана Мусич, главный эксперт Департамента социального развития ОАО «РЖД» ,

РЖД развивают социальную инфраструктуру в регионах

Рубрики: Инфраструктура
Накормить правильно
Василий Мишин, заместитель начальника Департамента социального развития ОАО «РЖД»,

Как в компании улучшают рацион железнодорожников

Рубрики: Инфраструктура
Транспортный каркас Сибири

Регионы заинтересованы в сотрудничестве с ОАО «РЖД»

Рубрики: Инфраструктура

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

12 недель в году. Как за 12 недель сделать больше, чем другие успевают за 12 месяцев
Брайан Моран, Майкл Леннингтон
«12 недель в году. Как за 12 недель сделать больше, чем другие успевают за 12 месяцев». Издательство «Манн, Иванов и Фербер» 2024 год
48 правил бережливой культуры
Филипп Семёнычев
«48 правил бережливой культуры». Издательство Ridero 2021 год
Ты можешь больше! Победитель тот, кто знает, что делать с неудачей
Мария Колосова
«Ты можешь больше! Победитель тот, кто знает, что делать с неудачей». Издательство «Альпина Паблишер» 2022 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru