На выставке «Вокзалы России: прошлое, настоящее, будущее», состоявшейся на Казанском вокзале столицы с 17 по 24 сентября, ведущие отечественные архитектурные организации представили несколько десятков проектов железнодорожных вокзалов и привокзальной инфраструктуры, как уже реализованных, так и перспективных. «Пульт управления» выяснил у представителей архитектурного сообщества, что сегодня является трендом в проектировании железнодорожных вокзалов.
Тимур Башкаев,
руководитель архитектурного бюро АБТБ:
– Вокзалы в современных крупных городах сейчас часто превращаются в оживлённые торговые центры, а территория вокруг них активно развивается с помощью жилой застройки и офисной недвижимости. Вокзалы стали выполнять не только транспортную функцию, но и общественную. Это востребовано жителями крупнейших городов и в нашей стране. Использование вокзальных пространств иногда гораздо лучше, чем строительство новых зданий в плотном центре города. Вокзалы Сент-Панкрас и Кингс-Кросс и территории вокруг них в Лондоне были вполне успешно перестроены таким образом.
Кроме того, в Москве есть вокзалы, пассажиропоток на которых давно уже превысил те нормативы, согласно которым строилась пассажирская инфраструктура что при царе, что при советской власти – это подземные уровни Курского и Ярославского вокзалов. Этим вокзальным комплексам давно нужна комплексная реконструкция, которая позволила бы увеличить пропускную способность надземных и подземных пространств и, самое главное, повысить комфорт пребывания в них.
Есть проекты реконструкции с накрытием надпутевого пространства и строительством торговых площадей на Белорусском и Савёловском вокзалах. В своё время разрабатывались разные концепции реконструкции Большой Каланчёвки, в том числе и с помощью накрытия путей Ленинградского и Ярославского вокзалов единой пешеходной галереей. Идеи надземного и подземного развития пешеходной инфраструктуры вполне реалистичны, и если они будут осуществлены, то сделают вокзальную инфраструктуру гораздо более комфортной для пассажиров, чем сейчас, не затронув исторические здания вокзалов.
Вокзалы столицы должны стать ещё более функциональными и комфортными, чем сейчас, и при этом они могут выполнять и другие важные для города общественные функции, естественно, без ущерба для функции основной – транспортной.
Михаил Бейлин,
сооснователь архитектурного бюро «Горожане/Citizen Studio»:
– Я думаю, никакой дискуссии о том, что делать с вокзалами, нет. Здания вокзалов – исторические памятники должны быть сохранены, а в тех случаях, когда вокзал не может полноценно выполнять свою транспортную функцию, его необходимо переносить куда-либо ещё. При этом старые здания могут получить совершенно новые функции, в том числе культурные, как вокзал Орсе в Париже, который стал музеем, а собственно транспортная функция выполняется другим вокзалом.
Дело в другом: привокзальные пути – это огромные территории в центрах городов, которые включают в себя большое количество исторических объектов. Важно было бы придумать какие-то программы комплексной ревитализации этих территорий. В будущем, при новых технологиях скоростного движения, эти гигантские территории будут не нужны, и их придётся как-то осваивать.
Потенциал этих территорий огромный – все они находятся в центре города и окружены вполне развитыми районами, которые они сейчас разрезают, а могли бы объединять. Необходим какой-то комплексный подход к освоению этих территорий со стороны городов, чтобы не отдавать их под хаотичный девелопмент. Вот в этом направлении я вижу большой потенциал для развития.
Андрей Асадов,
генеральный директор Архитектурного бюро Асадова:
– Потенциально вокзал – один из важнейших общественных центров города. Он выполняет и транспортную, и коммерческую, и культурную функцию. Вокзал всегда был центром притяжения, расположенным в самом сердце города, и продолжает быть им и сейчас. Там могут располагаться пространства любого назначения – и спортивные, и культурные. Основная мировая тенденция в области реорганизации и переосмысления вокзальных пространств в мире идёт сейчас по пути использования надпутевых пространств. Если вы накрываете пространство над путями, то вокзал превращается из структуры, которая разрывает город на части, в объединяющую конструкцию.
Мы делали такой проект для торгового и офисного центра над путями Киевского вокзала. Реализован он, к сожалению, не был, но расчёты показывали существенный коммерческий потенциал. На выставке был представлен проект накрытия путей Казанского вокзала и размещения в надпутевой галерее торговых и офисных пространств. Это и есть основной тренд в области развития вокзалов в мире.
По такому принципу, например, был перестроен Центральный вокзал в Берлине – двухуровневые пути были перекрыты стеклянной крышей, над которой были построены два объёма, занятых офисными и торговыми площадями.
Современные технологии вполне позволяют стоить новые объёмы, соблюдая законодательство об охране памятников. Все исторические здания остаются в неприкосновенности, а новое развивается над путями, не затрагивая памятники культуры.
Рост городов не вширь, а вглубь, использование площадей, которые ранее выполняли иную функцию, – это современная мировая тенденция.
Подготовил
Лев Кадик