Старший менеджер по инновациям французской логистической Группы GEFCO (ОАО «РЖД» владеет 75% акций Группы) Тьерри Аймес рассказал «Пульту управления» об уникальном опыте своей компании по сотрудничеству с цифровыми стартапами и поощрению сотрудников компании к продвижению инноваций.
– В июле этого года GEFCO приобрела Chronotruck – один из наиболее продвинутых европейских стартапов в области уберизации транспорта. Какой вклад в развитие бизнеса GEFCO внесло приобретение этого стартапа?
– Приобретение Chronotruck полностью соответствует стратегии Группы GEFCO по внедрению новых технологий для повышения качества обслуживания клиентов. Мы стремимся к полной цифровизации, чтобы соответствовать требованиям нынешних и будущих логистических экосистем.
Chronotruck предлагает платформу для заказа грузоперевозок, которая не только улучшает клиентский сервис, но и сокращает количество порожних рейсов для перевозчиков. Заказчик имеет доступ к ближайшим перевозчикам и портфелю инновационных электронных услуг, включая систему мгновенного расчёта тарифа, геотрекинг, подтверждение доставки и электронное выставление счетов. Сегодня Chronotruck оказывает услуги более чем 9000 клиентов.
Сделка оказалась выгодна для обеих сторон. По словам председателя правления Группы GEFCO Люка Надаля, опыт Chronotruck поможет принципиально изменить процессы взаимодействия с клиентами и повысить их лояльность благодаря цифровизации услуг. Кроме того, сотрудничество позволит снизить воздействие на окружающую среду благодаря полной загрузке автомобилей. В свою очередь, представители Chronotruck сообщили, что надеются использовать широкое географическое присутствие GEFCO для работы с новыми клиентами.
– Какие практики Группа использует для связи со стартап-сообществом? Каким образом отбираются и финансируются перспективные стартапы?
– В 2018 году GEFCO работает совместно с бизнес-акселератором Techstars для налаживания сотрудничества с перспективными стартапами в различных стратегических для компании областях. Это глобальная сеть, которая уже поддержала более 1000 стартапов по всему миру (Techstar – крупнейший стартап-акселератор, сотрудничает с компаниями Ford, IBM, Amazon, Bosch и др. – Ред.).
Партнёрство с Techstars позволило GEFCO встретиться с талантливыми предпринимателями и стартапами, обладающими необходимым потенциалом для создания экономического эффекта для компании, и предложить им собственные ресурсы, знания и опыт. Цель партнёрства – увеличить число стартап-проектов в GEFCO, а также активно внедрять инновации в различные направления бизнеса. В рамках проекта для стартапов упрощаются процесс тестирования новых идей и доступ к ресурсам компании, а компания стремится к тому, чтобы число сотрудников, владеющих навыками в области внедрения стартапов, росло.
Мы поддерживаем дух инноваций и внутри компании. Поэтому в 2018 году мы запустили корпоративную «Фабрику инноваций» с целью стимулирования и развития инноваций и инновационной культуры внутри Группы.
Этот проект способствует техническому развитию и скорейшему воплощению в жизнь новых идей. Он поддерживает проектные команды сотрудников Группы, помогая им трансформировать идеи в конкретные решения, создающие для Группы добавленную стоимость. Для обеспечения эффективности рабочих процессов, их совершенствования и тиражирования новых технологий внутри Группы мы поощряем любые инициативы, исходящие от сотрудников вне зависимости от должности и места работы в структуре Группы.
Любой сотрудник GEFCO может отправить двухминутное видео на «Фабрику инноваций» с презентацией своего проекта. Затем команды и сотрудники, представившие лучшие идеи, приглашаются в штаб-квартиру компании в Париже для встречи с экспертами и финальной доработки идеи. По итогам работы эксперты принимают решение, имеет ли идея достаточный потенциал для поддержки бизнеса GEFCO и стимулирования её развития. Ежегодный смотр идей Explorathon – одно из главных событий в корпоративной жизни Группы.
Что касается конкретного стартапа, то первопричиной инвестиций в него могут стать специфические профессиональные качества членов его команды, а также та область, в которой стартап будет развиваться. Наше партнёрство с Techstars позволяет нам пользоваться уникальным опытом Techstars в управлении инновационными проектами, а также обширной экосистемой инновационных стартапов, которые могут укрепить все наши направления бизнеса и функции поддержки.
В некоторых сферах, например в использовании решений на основе искусственного интеллекта, помощь квалифицированных стартапов особенно важна: именно они осваивают технологию и проявляют большую гибкость, когда речь идёт о её тестировании или внедрении в очень короткие сроки.
Techstars Bootcamp является акселератором для проектов GEFCO, запускаемых в партнёрстве с этим акселератором. В течение 6 недель сотрудники GEFCO, отвечающие за инновационные проекты, получают экспертную поддержку наставников и ресурсы сетей GEFCO и Techstars для развития своих проектов.
Фактически они проходят ускоренное обучение по особой программе. Эта программа помогает нашим сотрудникам-рационализаторам развивать свои проекты и структурировать стратегию выхода на рынок. Это уникальная возможность для каждой команды перейти от идеи к полноценной концепции, которая может быть опробована в GEFCO.
Стратегия GEFCO в области инноваций распространяется на деятельность всей Группы. Она основывается на партнёрстве со стартапами и внутренних ресурсах компании, таких как «Фабрика инноваций» и концепция Watch & BI (комплекс аналитических инструментов, которые помогают собирать и анализировать информацию об изменениях в логистическом секторе рынка. – Ред.). Они необходимы для выявления перспективных идей, на которых компании следует сосредоточить своё внимание.
– Какой вариант более предпочтителен для компании: инкорпорировать технологии, разработанные внешними стартапами, в свою цифровую инфраструктуру или стать инвестором, а затем и оператором собственных цифровых разработок?
– Цель GEFCO – стать лидером в сфере технологий, оказывающих влияние на логистический бизнес, чтобы максимально использовать их потенциал: большие данные, искусственный интеллект, фиджитал (Phygital – интегрированные коммуникации на стыке цифрового и физического пространств, например технология дополненной реальности. – Ред.) и блокчейн. Сейчас для этого развиваются несколько направлений деятельности.
Так, внутри компании применяется подход Innovation Watch и Business Intelligence: создана команда по координации инноваций, которая отслеживает современные тренды в сферах деятельности наших клиентов и экосистеме стартапов, а также изучает внутренние ресурсы компании. «Фабрика инноваций» продвигает инновации внутри Группы, позволяя сотрудникам разрабатывать и развивать инновационные проекты и трансформировать их в реальные решения для развития бизнеса.
Стартапы также играют важную роль в процессе развития компании. Они мобильны и гибки, легко реализуют инновационные технологические решения. Но им требуются доступ к данным, опыт и экспертиза отрасли и, что самое важное, тестовые площадки для испытаний в реальных условиях.
GEFCO планирует работу как со стартапами, так и с опытными игроками рынка, например, в вопросах распространения цифровых технологий. Тем не менее по некоторым направлениям GEFCO приходится находить нестандартные решения и использовать совершенно новый подход. В таких случаях стартапы дают стимул к поиску более творческих решений, придают определённую гибкость в управлении потребностями и определении сроков выхода на рынок для осуществления поставок.
– Какова главная цель цифрового развития компании и какую роль в этом развитии играет сотрудничество со стартапами?
– GEFCO работает на постоянно меняющемся логистическом рынке, с переменчивыми потребностями клиентов, усложняющимся социальным и экологическим законодательством и прорывными технологиями, которые трансформируют процессы производства и стиль жизни потребителей. Мы стремимся фокусироваться на инновациях, развивая собственные инициативы в этой области, чтобы соответствовать изменяющимся условиям окружающего мира. Уже сейчас GEFCO выделяет около 10 млн евро, распределённых между финансированием внутренних инноваций и исследованием экосистем. 12 млн евро инвестируются непосредственно в исследования и разработки.
Сейчас Группа работает над внедрением инноваций в основные направления своей деятельности и вспомогательные направления. Основные – это оптимизация процесса перевозок и маршрутов; решения, основанные на аналитическом прогнозировании, совмещённые с функцией мониторинга и отслеживания грузов; новые информационные услуги и автоматизация контроля над задачами, выполняемыми с помощью роботов. Вспомогательные направления – автоматизация финансовых процессов, интеграция клиентов и поставщиков как равноправных партнёров, смарт-контракты, создание специализированных виртуальных помощников («чат-ботов»).
По большинству указанных направлений GEFCO уже работает над пилотными проектами или совместно развивает идеи, предложенные стартапами. Ранее мы работали в партнёрстве с Actility, глобальным лидером в предоставлении решений LoRaWAN (энергоэффективная сеть дальнего радиуса действия для устройств Интернета вещей. – Ред.), и Wakeo, провайдером платформы мониторинга в режиме реального времени для отслеживания перевозок мотоциклов в поддонах. Другой инновационный проект, поддержанный GEFCO и использованный совместно с компанией Descartes, – WinRoute. Его цель состоит в подготовке тендерных предложений и проведении исследований по оптимизации для агентов GEFCO.
– Какие сферы цифровизации логистического бизнеса компания считает самыми важными для будущего развития – Интернет вещей, цифровизация бизнес-процессов, развитие корпоративной платформы или автономные транспортные средства?
– Сейчас мы работаем сразу по нескольким направлениям в целях цифровизации бизнеса. Во-первых, это Интернет вещей: система отслеживания грузов, разработка приложений для всех водителей грузовиков. Эти технологии уже внедрены и активно развиваются.
Во-вторых, индустриальная автоматизация – оптимизация управления транспортными потоками. В настоящее время GEFCO тестирует дроны при проведении инвентаризации на складах в Испании. Дроны сканируют паллеты и передают информацию о наличии товара и оборудования в складскую IT-систему в полуавтоматическом режиме.
Третье – развитие электронного документооборота посредством внедрения технологии блокчейн. Сейчас эта технология тестируется при проведении транзакций и в административных процессах в сложных производственных условиях.
Четвёртое – фиджитал полноценное и непрерывное обслуживание клиентов.
И пятое – удобные цифровые платформы.
– Какой вариант более предпочтителен для Группы – развитие цифровых технологий за счёт собственных ресурсов или наём сторонних команд разработчиков?
– Мы стараемся уделять внимание как развитию внутренних ресурсов компании, так и расширению связей с внешними партнёрами. В совокупности это должно способствовать благополучию компании.
Как мы говорили ранее, за счёт использования подходов Innovation Watch и Business Intelligence мы проводим активный мониторинг и находим прорывные технические разработки как внутри Группы, так и за её пределами, следим за тенденциями рынка и выявляем новые бизнес-модели.
Найденные в результате новые возможности для развития бизнеса анализируются и отбираются с точки зрения соответствия инновационному подходу компании. Работа с внешними партнёрами представляет для нас уникальную возможность лучше понять инновационную экосистему и адаптировать внутреннюю структуру для поддержки прорывных проектов.
Беседовал Лев Кадик