Выступая на Восточном экономическом форуме 5 сентября 2019 года, генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров сообщил, что холдинг подготовил Стратегию цифровой трансформации до 2025 года. В ближайшее время стратегия будет рассмотрена советом директоров РЖД. Итогом её реализации должно стать создание вокруг РЖД цифровой экосистемы. Стратегия включает в себя разработку восьми цифровых платформ. Некоторые из них уже проходят апробацию на сети. Все решения будут реализованы на основе отечественных программных разработок.
По словам Олега Белозёрова, документ полностью интегрирован с Долгосрочной программой развития ОАО «РЖД» до 2025 года в части ключевых показателей эффективности.
Глава холдинга также рассказал о ключевых параметрах стратегии.
Во-первых, она предполагает создание восьми цифровых платформ по основным направлениям деятельности и производственным процессам компании.
Во-вторых, эффект для ОАО «РЖД», который должна дать реализация этой программы, составит более 150 млрд руб.
«При этом косвенный эффект, который получат партнёры холдинга, составит порядка 500 млрд руб.», – сказал Олег Белозёров.
Он подчеркнул, что платформы планируется сделать открытыми. РЖД готовы рассматривать различные предложения других участников рынка и приглашают их к сотрудничеству.
Цифровая экосистема
Стратегия цифровой трансформации холдинга и входящие в неё разработки стали одной из главных тем и прошедшего в августе этого года в Щербинке Международного транспортного форума «PRO//Движение.Экспо». Различным её аспектам был посвящён целый ряд докладов, прозвучавших на форуме.
Общие параметры и цели стратегии сообщил директор по информационным технологиям ОАО «РЖД» Евгений Чаркин. Выступая на сессии «Стратегии цифровой трансформации: экосистема перевозок», он сообщил, что целью цифровой трансформации холдинга является создание цифровой экосистемы, объединяющей холдинг, его партнёров и клиентов.
По словам Евгения Чаркина, построение такой экосистемы способно решить значительный комплекс вопросов не только для компании и грузоотправителей, но и для российского рынка в целом, государства и общества.
Компания сможет сократить производственные циклы, повысить продажи, снизить себестоимость, повысить маржинальность бизнеса и лояльность клиентов.
Клиенты, в свою очередь, получат снижение стоимости товаров и услуг, улучшение клиентского опыта и персонализацию взаимодействия с холдингом. Российский рынок в целом станет более конкурентоспособным, общество получит новые рабочие места, увеличение благосостояния населения. В стране улучшится экологическая ситуация за счёт снижения выбросов углекислого газа в результате оптимизации производственных процессов.
Ещё одним важным результатом создания экосистемы должно стать повышение эффективности транспортной системы – этого удастся добиться посредством создания единой доверительной среды с участниками транспортного рынка и распространения цифровых транспортных документов. В итоге вырастет скорость транзитных перевозок.
В качестве успешного примера создания цифровой экосистемы Евгений Чаркин привёл китайскую компанию Sinopec, крупнейшую в мире нефтегазовую корпорацию. Создав цифровую экосистему, объединившую поставщиков, партнёров компании, потребителей, предприятия смежных отраслей, в 2018 году Sinopec увеличила объём транзакций в мобильном и интернет-каналах до $41 млрд, увеличив прибыль на 100%.
Как заявил Евгений Чаркин, появление такой экосистемы должно стать ключевым результатом цифровой трансформации РЖД. Это позволит объединить компании, связанные с непосредственной услугой холдинга – перевозкой грузов и пассажиров, а также поставщиков туристических, логистических, страховых и финансовых услуг.
РЖД уже экспериментируют с созданием такой экосистемы, пока в рамках одного города.
Евгений Чаркин сообщил, что сейчас дочернее предприятие РЖД – ООО «Инновационная мобильность» – работает над внедрением пилотного проекта такой экосистемы в Самаре. До конца года в городе планируется создать полностью рабочую платформу, построенную по принципу Mobility as a service (мобильность как услуга). Впоследствии эту платформу планируется распространить на другие города.
Цифровые платформы
В основе программы цифровой трансформации холдинга лежит создание восьми цифровых платформ – «Мультимодальные пассажирские перевозки», «Мультимодальные грузовые перевозки», «Оператор линейной инфраструктуры», «Управление перевозочным процессом», «Тяговый подвижной состав», «Транспортно-логистические узлы», «Логистический оператор электронной коммерции» и «Непроизводственные процессы».
Все платформы будут базироваться на технологиях Интернета вещей, обработки больших данных, распределённого реестра, искусственного интеллекта, виртуальной и дополненной реальности и квантовых коммуникаций.
Ожидается, что по результатам осуществления программы цифровой трансформации 90% документооборота РЖД с грузоотправителями должно быть переведено в электронную форму, погрузка к 2025 году должна вырасти на 70 млн тонн, а 70% билетов должно продаваться в электронном виде.
При этом внедрение каждой платформы и элементов этих платформ само по себе призвано принести экономические эффекты в рамках холдинга.
Тестирование разработок
Сейчас на сети проходят испытания нескольких цифровых платформ.
Так, Евгений Чаркин сообщил, что на Московской дороге проводится пилотное внедрение электронной системы инструктажей и допуска персонала к работе. Система предусматривает возможность цифровой, в том числе биометрической, идентификации личности работников. Масштабирование этой системы на сети позволит сэкономить 0,5 млн человеко-часов и снизить расход бумаги на 35 тонн.
На Октябрьской железной дороге также тестируется блокчейн-платформа для колёсных пар грузовых вагонов. Платформа разработана сочинским филиалом дочернего предприятия РЖД – ООО «Отраслевой центр разработки и внедрения информационных систем» (ОЦРВ) и предусматривает отслеживание судьбы колёсных пар с момента их выпуска до окончания жизненного цикла. На форуме «PRO//Движение.Экспо» её представил технический директор филиала Алексей Григорьев.
К платформе подключены производители, эксплуатанты и ремонтные депо. Платформа принимает, верифицирует и хранит все данные о состоянии колёсных пар и проведённых ремонтах.
Всего российским железнодорожным компаниям принадлежат 6 млн колёсных пар. Применение этого инструмента позволит исключить использование некондиционных колёсных пар, проведение некачественных ремонтов и в целом существенно сократит затраты участников проекта.
С технической точки зрения блокчейн-платформа представляет собой защищённое распределённое хранилище данных, построенное на основе технологии блокчейн, интеграционный фреймворк, включающий в себя решение класса IoT (Интернет вещей) и пользовательский интерфейс. Платформа разработана российскими программистами на базе блокчейн-решения Hyperledger Fabric – специализированного продукта с открытым кодом для создания закрытых корпоративных блокчейн-сетей.
На Октябрьской железной дороге также проходит апробацию блокчейн-платформа грузовых перевозок. Её представил директор Центра технологических информационных систем АО «ВНИИЖТ» Олег Харин.
В нынешнем году реализуется первый этап развития платформы. Апробируются проектные решения, более 30 ключевых грузовых железнодорожных операций и интеграция с информационными системами компаний – партнёров РЖД: морского порта Санкт-Петербург и транспортно-экспедиторской компании «Модуль». Также источниками первичных данных для платформы являются информационные системы ОАО «РЖД»: АС ЭТРАН, АСОУП-3, АСУ СТ, ЕАСАПР, содержащие информацию о прохождении грузов по сети РЖД.
Результатом апробации и запуска платформы в пилотном варианте уже в нынешнем году должны стать повышение прозрачности перевозочного процесса, переход на автоматический расчёт сборов за дополнительные услуги или штрафы, а также сокращение объёмов актово-претензионной работы и создание условий для мониторинга в реальном времени всех этапов жизненного цикла мультимодальных грузовых перевозок.
Вторым этапом в 2020 году должны стать реализация обработки оставшихся грузовых операций, осуществляемых операторами, отправителями и получателями, таможенных операций, автоматическое выполнение банковских операций по условиям смарт-контракта. Кроме того, намечено применение технологий искусственного интеллекта для прогнозирования сроков доставки грузов. По результатам апробации платформа будет масштабирована на сети РЖД.
В качестве основы платформы грузовых перевозок также используется блокчейн-решение Hyperledger Fabric.
Отечественный продукт
Все программные продукты, используемые в рамках работ по цифровизации РЖД, согласно политике импортозамещения программного обеспечения холдинга, разрабатываются либо российскими производителями, либо силами дочерних компаний ОАО «РЖД» на основе систем с открытым кодом.
Выступая на конференции по импортозамещению, проведённой в ходе форума, первый заместитель директора Проектно-конструкторско-технологического бюро по системам информатизации – Центра цифровых технологий (ПКТБ-ЦЦТ, филиал ОАО «РЖД») Андрей Козырев сообщил о сотрудничестве РЖД с российскими разработчиками программного обеспечения.
Так, сейчас в РЖД прошли нагрузочное тестирование три серверные операционные системы российских производителей, две системы виртуализации (создания виртуальных вычислительных систем), две системы управления базами данных, два варианта клиентских операционных систем, три системы виртуализации рабочих мест. В опытной эксплуатации находится российский аналог комплекса офисных приложений Microsoft Office.
Кроме того, нагрузочное тестирование проходят две отечественные системы управления нормативно-справочной информацией и инструментов для сбора и анализа информации о деятельности компании для принятия взвешенных и эффективных управленческих решений, а также системы ERP (система планирования ресурсов предприятия), ЕАМ (программное обеспечение для управления основными фондами) и электронного документооборота.
В этом году в ОАО «РЖД» в постоянную эксплуатацию введена российская система защиты информационной безопасности.
В перспективе российские разработки в состоянии полностью заменить иностранное программное обеспечение в ОАО «РЖД» и стать основой для программных решений для реализации проекта «Цифровая железная дорога».
Лев Кадик
СПРАВКА
К 2025 году в ОАО «РЖД» предполагается внедрить платформенные решения, интегрированные с производственными системами холдинга, обеспечить их взаимодействие с цифровыми решениями транспортного комплекса, создать электронные каналы взаимодействия с рынком (пассажиры, грузоотправители, сервисные компании), федеральными органами исполнительной власти и в рамках трансграничного взаимодействия (транспортных коридоров); в технологические процессы встроить системы Интернета вещей, обработки больших данных, распределённого реестра, цифрового моделирования и искусственного интеллекта; создать новое поколение мобильных рабочих мест и электронный документооборот в производственных и управленческих процессах; модернизировать вычислительную и телекоммуникационную инфраструктуру; внедрить централизованные средства обеспечения информационной безопасности на базе импортонезависимых решений.