По оценке специалистов Клинского института охраны и условий труда, более 50 млн работников разных профессий нуждаются в специальной одежде и обуви. Каждый год из-за развития производств потребность в ней в целом по стране увеличивается почти на 15%. Вместе с этим работодатели предъявляют всё новые требования к рабочей одежде. Какие инновационные решения готовы предложить железнодорожникам российские производители спецодежды, выяснил «Пульт управления».
Оценка соответствия
РЖД ежегодно закупают более 1,5 млн единиц специальной одежды и спецобуви. В этой продукции нуждаются практически все работники железнодорожного транспорта, непосредственно связанные с перевозочным процессом: путейцы, энергетики, эсцебисты, движенцы.
Генеральный директор – председатель правления холдинга Олег Белозёров в конце июля 2018 года подписал распоряжение «Об обеспечении перехода работников ОАО «РЖД» на новую коллекцию спецодежды». В соответствии с утверждённым планом первые комплекты уже начали поступать на сеть. Полностью переход будет завершён к 2022 году.
«Одежда – это один из основных элементов, позволяющих комфортно работать. Мы проводили исследования, которые показали, что производительность труда вырастает более чем на 10%, если обеспечить сотрудников качественной спецодеждой. Поэтому мы подошли к вопросу тщательно, изучили, какая спецодежда является удобной для наших сотрудников, и уже сегодня новые комплекты поставляются в подразделения», – отмечал ранее глава компании.
Отличительным признаком новой линейки является унификация моделей. По заказу РЖД было создано 32 модели спецодежды в различных исполнениях для представителей различных профессий. Ещё одна особенность новинок заключается в том, что ряд моделей можно носить в межсезонье.
«Сейчас технологии производства одежды меняются достаточно часто, поэтому я поставил задачу регулярно давать оценку, насколько спецодежда соответствует современным возможностям и требованиям», – подчеркивает Олег Белозёров.
В связи с этим РЖД совместно с ВНИИЖТ начали тесную работу с производителями спецодежды и спецобуви по определению того, какой будет спецодежда железнодорожника в будущем. Так, первое рабочее совещание на эту тему состоялось в Москве в июле. Следующее запланировано уже на сентябрь.
«Нам уже сейчас нужно заглянуть вперёд и посмотреть, какой продукт с точки зрения средств индивидуальной защиты получит железнодорожник в будущем, будет ли он чувствовать себя в нём безопасно и комфортно», – подчеркнул начальник Департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД» Пётр Потапов.
В ногу со всем миром
Анастасия Смирнова, представитель группы компаний «БТК», специализирующейся на производстве специальной и форменной одежды, убеждена, что при разработке новой спецодежды для железнодорожников необходимо опираться на базовые стандарты, принятые во всём мире.
«В странах Европейского союза общие требования по безопасности следующие. Во-первых, это обеспечение высокой видимости персонала в самых разных условиях освещённости. Во-вторых, максимальная защита от сильного дождя. В-третьих, обеспечение теплового баланса для защиты от снега и ветра в любое время года», – говорит она.
По мнению эксперта, у заказчиков, в том числе и РЖД, меняются и требования к качеству материалов. Они должны выдерживать износ и промышленную стирку, иметь высокую стойкость к загрязнениям. Кроме того, необходимо увеличивать жизненный цикл спецодежды благодаря сохранению яркости цвета и световозвращения даже после большего числа циклов стирки. «Это вызовы, которые стоят перед производителями, и многие из них с ними справляются», – подчеркнула Анастасия Смирнова.
Экономика и здоровье
Железнодорожникам приходится работать в самых разных погодных условиях, в том числе при обильных и продолжительных осадках. «Для сохранения здоровья в таких условиях уже недостаточно резиновых сапог и нейлоновых плащей, – говорит глава представительства компании «Гортекс» в РФ Роман Кушниренко. – Да, они не пропускают влагу, но и не дают выходить теплу, которое излучает человек. Из-за этого возникает переохлаждение, а как следствие – минимум ОРЗ, максимум – появление или обострение хронических заболеваний».
По его словам, от переохлаждения не только увеличивается частота несчастных случаев на производстве, но и снижается производительность труда. «Компании несут и финансовые потери – ущерб от выплаты больничных и поиска временной замены сотрудников оценивается российскими экспертами в 50 млн руб. ежегодно», – говорит Роман Кушниренко.
Применение при изготовлении спецодежды мембранных тканей решает эту проблему, поясняет эксперт. С одной стороны, она не пропускает влагу, с другой – позволяет одежде «дышать», тем самым обеспечивая баланс и сохраняя здоровье рабочих.
Сбросить килограммы
Вес спецодежды работников отдельных специальностей сейчас может превышать 10 кг. Речь в первую очередь о теплозащитных костюмах, предназначенных для работы при низких температурах. В такой одежде человек быстрее устаёт. Кроме того, она сковывает его движения, зачастую продувается и накапливает влагу в пододёжном пространстве.
Как говорят эксперты, обеспечить лёгкость и комфорт костюмов с использованием традиционных материалов сложно. Но здесь на помощь приходят современные технологии производства и ткани.
«В борьбе между весом готового комплекта спецодежды и высоким уровнем защиты удалось достичь компромисса – 4 кг для температурного режима до минус 45 градусов, – говорит директор по инновациям компании «Меридиан» Елена Лебедева. – В такой одежде работник меньше утомится и не потеряет концентрацию на рабочем месте. Следовательно, существенно снизится риск чрезвычайной ситуации с его участием».
Игра цветов
На специальную одежду возлагается важнейшая роль – стать опознавательным знаком. В связи с этим производители предложили РЖД пересмотреть соотношение цветов, используемых в спецодежде. Сейчас, чтобы работник на путях был виден в любое время суток, ГОСТ одежды повышенной видимости допускает использование только трёх цветов: красного, оранжевого и жёлтого (эти цвета не выгорают под солнечными лучами и при глажке).
«В РЖД традиционно преобладает оранжевый цвет. Мы предлагаем основным сделать жёлтый, который имеет больший коэффициент яркости, – говорит представитель ЗАО «Комбинат рабочей одежды» Владлена Грудникова. – Кроме того, использование жёлтого цвета будет способствовать повышению узнаваемости корпоративного бренда. Железнодорожника в жёлтом жилете не спутаешь с представителем других профессий».
На одежде повышенной видимости используются светоотражающие ленты, которые могут быть любого цвета, но российские производители в основном используют серый, жёлтый или синий цвета. Но даже в этом РЖД могут выделиться на фоне других, добавляет представитель холдинга «Восток-Сервис» Антон Олисов.
«Светоотражающие ленты чёрного цвета – нестандартный ход в спецодежде, – говорит специалист. – Чёрный цвет делает ленты практически незаметными днём, что максимально приближает дизайн костюма к повседневному. А вот в направленных лучах света они работают, как положено: обозначают присутствие человека в условиях пониженной видимости».
Особые комплекты
Одна из актуальных задач для совместной работы РЖД, учёных и производителей – это расширение ряда коллекций спецодежды для работающих в РЖД женщин, отмечает заместитель генерального директора АО «ВНИИЖТ» Роман Мурзин.
«В мае 2019 года на сети прошёл Форум по улучшению условий труда, отдыха и соцподдержки женщин. Работницы холдинга высказали пожелание, чтобы сделать их спецодежду более разнообразной и индивидуальной. ВНИИЖТ как один из разработчиков документаций и требований к спецодежде, а также технических условий не может не учесть их пожелания. Работа в этом направлении будет продолжаться», – сказал он.
«Сегодня порядка 20 видов спецодежды созданы специально для женщин, – рассказал накануне Дня железнодорожника глава компании Олег Белозёров. – Мы в целом изменили подход к формированию комплектов. К традиционным зимним и летним вариантам добавляем трансформеры, которые можно использовать в любую погоду».
У российских производителей есть новые идеи для железнодорожниц. «И рабочей одежде можно придать элегантность и индивидуальность. Например, добавить карманы, возможность регулировать длину рукава, разнообразить цветовую гамму. Требования безопасности при этом не нарушаются», – подчеркнула технолог компании «Спецобъединение Юго-Запад» Наталья Горбачёва.
Умные решения
Пренебрежение средствами индивидуальной защиты становится причиной большинства несчастных случаев на производстве. Решить проблему, по мнению экспертов, помогут цифровые технологии. По данным компании EY, треть опрошенных компаний в мире (а всего в специальном исследовании, проведённом в прошлом году, принимали участие порядка 800 организаций) уже используют умные средства защиты. Новые технологии позволяют минимизировать риски при халатном отношении к средствам индивидуальной защиты.
«Например, спецодежда сотрудников, которые работают в том числе с высоким напряжением, может быть снабжена специальным датчиком. Он будет показывать все элементы защиты, а также указывать, надел ли работник все необходимое. Это позволит предупредить его, и он сможет исправить свою ошибку и тем самым избежать рисковой для здоровья и жизни ситуации», – пояснила руководитель направления ФПГ «Энергоконтракт» Юлия Чеснокова.
Кроме того, внедрение датчиков позволяет обеспечить и дистанционный контроль сотрудников по соблюдению ими техники безопасности.
Добавим, что в РЖД в настоящее время меняется подход не только к выбору спецодежды, но и идёт работа по автоматизации процесса по обеспечению ею железнодорожников.
Так, сейчас в компании проходит испытания в тестовом режиме специальная автоматизированная программа, с помощью которой заявки на получение спецодежды могут формироваться, подаваться, объединяться и анализироваться в электронном виде, формируя электронный заказ для производителей. Сейчас подобные заявки составляются на бумажных носителях. Это требует гораздо больше времени для создания заказа. Важно также, что в цифровом варианте легче учесть размер каждого работника и обеспечить поставку одежды не размерным рядом, а по фактической потребности в размерах каждого отдельного подразделения.
СПРАВКА
Согласно статье 221 Трудового кодекса РФ (обеспечение работников средствами индивидуальной защиты) работодатель за счёт своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену. Ответственность за соблюдение техники безопасности и использование средств индивидуальной защиты лежит как на самом работнике, так и на работодателе, а нарушения могут повлечь за собой как административное, так и уголовное наказание.
Виталий Маслюк