Министерство труда РФ в начале августа объявило о начале работы над новыми правилами охраны труда более чем в десятке отраслей промышленности. Соответствующие уведомления ведомство разместило на официальном портале нормативно-правовой информации. Обновлённые требования к обеспечению безопасности работников получат мостостроители, метрополитен, целлюлозно-бумажная и лесохимическая промышленность, учреждения здравоохранения и аптеки, предприятия по обработке металлов и железнодорожники. С чем связан массовый пересмотр норм труда и какие изменения ждут организации железнодорожного транспорта, выяснил «Пульт управления».
Работодателей научат управлять рисками
В апреле текущего года правительство утвердило Комплекс мер по стимулированию работодателей и работников к улучшению условий труда и сохранению здоровья работников, а также по мотивированию граждан к ведению здорового образа жизни.
Один из разделов этого документа посвящён предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и предполагает модернизацию системы управления охраной труда, а также обязательного социального страхования. За последние 12 лет – с 2007 по 2018 год включительно – количество погибших в результате несчастных случаев работников снизилось более чем в два раза, однако для дальнейшего снижения количества происшествий на рабочих местах нужно уходить от практики реагирования на ЧП к предотвращению таких случаев, настаивают в Министерстве труда.
В плане мероприятий отдельно обговаривается создание нормативно-правовой базы для формирования системы предупреждения несчастных случаев на производстве на основе оценки и управления профессиональными рисками.
Минтруд совместно с социальными партнёрами с прошлого года ведёт работу над проектом поправок в X раздел Трудового кодекса РФ, в которых предлагает закрепить новые принципы.
Так, в Трудовом кодексе предполагается закрепить обязанности работодателей по оценке рисков и их профилактике, фиксации и расследованию микротравм на производстве, запрет на допуск к работе на местах в опасных условиях с установленным 4-м классом вредности. При этом компаниям предлагается предоставить права на использование IT-систем для контроля за безопасностью на рабочих местах, разрешить им ведение документооборота в электронном виде и подключение к этим системам надзорных органов с тем, чтобы те смогли отказаться от проведения «очных» проверок.
По последним данным, согласованный всеми причастными сторонами вариант проекта должны внести в Госдуму и утвердить до конца года.
«Если говорить о развитии системы управления охраной труда, повышении её адаптивности к сегодняшним условиям, то мы должны обратить внимание на систему управления профессиональными рисками. Мы поддерживаем переход к такой модели, так как это позволяет оптимизировать затраты, сконцентрироваться на решении наиболее важных проблем. При таком переходе необходимо оптимизировать соотношение государственного регулирования, ответственности работодателей и ответственности самих работников», – отмечает президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин.
Теперь Минтруд приступил к подготовке отраслевых правил по охране труда, содержащих актуализированные требования, разработанных с учётом риск-ориентированного подхода и современного уровня технологического развития. В частности, предполагается разработать и утвердить новые Правила по охране труда при осуществлении пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. Планируется, что они вступят в силу в январе 2021 года.
Между тем с 25 августа вступили в силу новые Правила по охране труда при эксплуатации подвижного состава железнодорожного транспорта, утверждённые приказом Минтруда от 29.12.18 № 860н.
Из жизни железнодорожников
Работа по эксплуатации подвижного состава железнодорожного транспорта объективно сопряжена с высоким риском получения производственных травм. Это подтверждает и статистика несчастных случаев за последние годы, согласно которой две основные причины травмирования работников на железной дороге – наезд подвижного состава и воздействие электрического тока вследствие неудовлетворительной организации производства работ и недостаточного контроля за их выполнением.
Благодаря превентивным мерам за семь месяцев текущего года количество случаев травмирования с тяжёлым исходом в компании сократилось на 13%. По сравнению с прошлым годом число ЧП со смертельным исходом сократилось на 18%.
В прошлом году Минтруд при непосредственном участии ОАО «РЖД» разработал новые требования к организации производственного процесса и рабочих мест при эксплуатации и техническом обслуживании подвижного состава на путях общего пользования.
В правилах содержатся указания по обеспечению безопасности работников во время проведения разного рода задач: при маневровой работе, в процессе осмотра и технического обслуживания экипажной части, кузова, автосцепного устройства, автотормозного оборудования железнодорожного подвижного состава, тепловоза, дизельного моторвагонного подвижного состава, специального самоходного подвижного состава, электровоза, электропоезда, грузовых и пассажирских вагонов, при экипировке и мойке локомотивов.
Требования к организации процесса проведения работ описываются пошагово. К примеру, перед началом технического обслуживания тепловоза или дизельного моторвагонного подвижного состава двигатель должен быть остановлен, на пульте управления и в высоковольтной камере вынуты предохранители, а на контакты пусковых контакторов надеты колпачки из изоляционного материала или между контактами заложены клинья из изоляционного материала, должны быть открыты все двери и люки в кузове и на капоте, кабельные наконечники отсоединены от зажимов аккумуляторной батареи, а на её рубильник вывешен плакат: «Не включать! Работают люди».
«Я бы назвал новый документ сводом правил, поскольку здесь собраны фундаментальные нормы, которые до сих пор регламентировались разными положениями, – комментирует заместитель председателя Роспрофжела, главный технический инспектор труда профсоюза Алексей Налётов. – При этом даются отсылки на другие приказы, связанные с обеспечением безопасности. К примеру, указывается, что работодатель должен обеспечивать работников специальной одеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты (СИЗ), а занятых на работах на железнодорожных путях – сигнальными жилетами со световозвращающими полосами. Ниже даётся сноска на нормы федерального законодательства, которыми устанавливается порядок обеспечения работников СИЗ. Это очень удобно, особенно для небольших предприятий, где нет собственной службы или специалиста по охране труда».
Новые правила обязательны для работодателей, использующих пути общего пользования, – владельцев железнодорожного подвижного состава или выполняющих работы по его обслуживанию и эксплуатации. Они рекомендованы к применению на путях необщего пользования, в том числе при эксплуатации и техническом обслуживании железнодорожного подвижного состава, осуществляющего перевозки по железнодорожным линиям, имеющим узкую колею или колею разной ширины.
Требования не распространяются на предприятия, занимающиеся текущим, средним, капитальным и капитально-восстановительным ремонтом железнодорожного подвижного состава с продлением срока его службы. «То есть, например, на локомотивостроительные, вагоностроительные заводы эти правила не распространяются», – уточняет Алексей Налётов.
Работодателям, которые подпадают под действие новых требований, предстоит оценить, насколько действующие в компании правила и инструкции по охране труда при эксплуатации железнодорожного подвижного состава им соответствуют.
«В целом, по моей оценке, кардинальных изменений в требованиях к обеспечению безопасности нет. Разработчики документа актуализировали ряд норм, но эта работа проводится в отрасли регулярно. Только по компании «РЖД» в этом году планируется скорректировать 55 правил и инструкций по разным филиалам и профессиям», – отметил Алексей Налётов.
Стандарт качества
В ОАО «РЖД» также решили пойти по пути сведения разных норм в единый документ и в начале августа утвердили стандарт «Обеспечение средствами индивидуальной защиты». Он вступит в силу в ноябре этого года.
«В настоящее время в компании действует Порядок обеспечения работников ОАО «РЖД» средствами индивидуальной защиты, утверждённый распоряжением ОАО «РЖД» № 2453/р от 29.11.17. Указанный порядок в целом удовлетворяет требованиям приказа Минтруда России от 19.08.16 № 438н и приказа Минздравсоцразвития России от 01.06.09 № 290н, однако он недостаточно детально устанавливает требования к СИЗ, в первую очередь на этапе организации закупки. Возникла потребность контролировать качество средств индивидуальной защиты на всех этапах жизненного цикла СИЗ. В документе прописаны этапы процесса обеспечения работников СИЗ от обоснования требований по их закупке до их списания вследствие истечения срока носки или прихода в негодность», – отметили в Департаменте охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД».
Стандарт регламентирует порядок организации входного контроля качества СИЗ, в том числе на этапе производства, и технические требования к качеству средств индивидуальной защиты и материалам, используемым для их изготовления.
Так, вводится обязательная проверка места производства СИЗ после заключения договора с поставщиком, определённым по итогам процедур их закупки. Условия проведения таких проверок должны быть оговорены в проекте договора: контрагент обязан предоставить необходимые документы для проведения проверки, а также доступ представителям заказчика для проведения выездной проверки производства. Проверка может проводиться или планово – до выдачи поставщику разнарядки на отгрузку СИЗ, или внепланово – в период осуществления поставок СИЗ на материальные склады структурных подразделений филиалов ОАО «РЖД», или уже в процессе эксплуатации СИЗ работниками ОАО «РЖД».
В стандарте обговаривается, что в оценке качества образцов СИЗ должны принимать участие представители заказчика, представители ЦБТ, служб (отделов, секторов) охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД» и по согласованию – представители Роспрофжела.
Комиссии предписывается проверять специальную одежду по следующим параметрам: внешний вид, комплектация, наличие и правильность маркировки, соответствие применяемых тканей, материалов и фурнитуры, соответствие линейных размеров изделия, симметричности форм, расположение парных деталей, качество строчек и швов, количество слоёв утеплителя в пакете, наличие эмблемы (знаков защиты) при необходимости.
Стандарт содержит технические требования к средствам индивидуальной защиты. К примеру, все металлизированные элементы кроя электропроводящих куртки и полукомбинезона должны быть соединены лентой высокой проводимости. Утеплённые электропроводящие ботинки должны изготавливаться с учётом применения в различных климатических поясах. Материалом подошвы утеплённых электропроводящих ботинок должны быть электропроводящая резина или пористая резина. Подошва должна обладать электропроводящими, масло- и бензостойкими свойствами.
Проверки на этапе производства не отменяют входной контроль качества СИЗ, который должен проводиться на складах дирекций материально-технического обеспечения и структурных подразделений региональных дирекций филиалов РЖД.
«Плановый мониторинг качества СИЗ проводят регулярно два раза в год: в апреле – по СИЗ, используемым в зимний период, в сентябре – по летним средствам защиты. При необходимости проводится целевой мониторинг», – отмечают в ЦБТ.
За счёт нового стандарта в ОАО «РЖД» рассчитывают улучшить качество защитной экипировки, сократить процент брака и, как следствие, повысить уровень защищённости работников, занятых во вредных и опасных условиях труда.
Мария Абдримова