Виктор Леш
генеральный директор холдинга «Синара-Транспортные машины»
Двигатели прогресса
Инжиниринговый центр железнодорожного транспорта работает на перспективу
В начале августа ОАО «РЖД» совместно с транспортным холдингом «Синара-Транспортные машины» организовало новый инжиниринговый центр железнодорожного транспорта. О задачах центра, текущих и будущих проектах «Пульту управления» рассказал генеральный директор холдинга «Синара-Транспортные машины» Виктор Леш.
– Виктор Николаевич, в чём идея нового центра и почему его создание необходимо железной дороге?
– Развитие высокоскоростного железнодорожного транспорта на территории России сегодня находится в фокусе внимания власти и общества, спрос на высокую мобильность населения и скорость передвижения только растёт. Проекты по строительству ВСМ призваны стать катализатором развития отраслей промышленности, малого и среднего бизнеса в регионах.
Подписание договора с РЖД о создании центра даёт старт совместной деятельности нашего холдинга с ключевым заказчиком в области инжиниринга, предпроектных и проектных работ и будет содействовать формированию штата высококвалифицированных инженеров-конструкторов и промышленных дизайнеров. В компетенции центра войдёт разработка всего спектра документации – от технических требований до конструкторской документации, в том числе ремонтной и эксплуатационной.
– Какие проекты уже находятся в работе, а какие только планируются?
– Мы выделяем два перспективных направления работы центра. Пилотным определён проект по разработке и производству в России подвижного состава со скоростью движения до 400 км/ч по перевозке пассажиров и грузов в рамках развития ВСМ. В планах – разработка поездов переменной этажности для региональных пассажирских перевозок, создание линейки гибридных электропоездов малой составности для обслуживания смешанных пассажирских сообщений. Особое внимание будет уделено разработке систем беспилотного вождения поездов.
Другой вектор развития направлен на создание и внедрение систем сбора, обработки, хранения координатной информации об объектах инфраструктуры и поездах, которая станет платформой для создания цифровых двойников нового подвижного состава.
– Расскажите, что такое цифровые двойники, для чего они нужны?
– Цифровые двойники позволяют значительно ускорить и упростить процесс испытания, внедрения в производство новых моделей и модификаций продукции. В результате сокращается время вывода в серийное производство, снижается стоимость разработки и сокращается время окупаемости инвестиций, формируются условия для создания оптимальных по множеству параметров вариантов конструкций и решений для заказчика.
Развитие инновационных технологий на основе создания цифровых двойников холдинг «СТМ» ведёт в трёх основных направлениях – разработка новой продукции, производство и сервисное обслуживание железнодорожной техники. В партнёрстве с ведущими разработчиками и вузами страны применяем технологии цифрового двойника для проектирования и постановки на производство новых продуктов холдинга, в частности двигателей. Далее эта технология будет применена к локомотивам и путевой технике.
С помощью IT-платформы по созданию цифрового двойника СТМ сможет оценивать эффект от внедрения любых решений на производстве в режиме реального времени, минимизировать вложения, сократить циклы производства и в конечном счёте повысить рентабельность предприятий.
– Каким образом центр объединит производителей подвижного состава и научных организаций?
– На площадке центра будут проводиться комплексные исследования по разработке инновационного подвижного состава с использованием опыта ведущих российских машиностроительных предприятий, эксплуатантов, отраслевой науки и таких технических институтов, как ВНИКТИ, ВНИИЖТ, ВНИИЖГ, НИИАС. Также планируется сотрудничество с заводом «Уральские локомотивы». Кроме того, СТМ будет обращаться к опыту реализации инжинирингового проекта «Кортеж» при участии института НАМИ, а также к опыту работы инженерных центров Airbus, «Росатом», «Сколтех» и других инновационных научных центров.
– Как давно вы работаете над проектом поездов для ВСМ и есть ли уже первые образцы нового подвижного состава?
– Инжиниринговый центр выступает технологическим партнёром компании Siemens, а её совместное предприятие с Группой Синара – «Уральские локомотивы» – площадка, которая уже практически полностью готова для начала производства инновационного высокоскоростного подвижного состава. Разработка поездов для ВСМ – самая важная задача на сегодняшний момент.
– Планируется ли в дальнейшем сотрудничество с зарубежными компаниями или центр нацелен исключительно на работу с российскими организациями?
– Как я уже сказал, нашим технологическим партнёром является компания Siemens, это позволит получить новые компетенции в области проектирования базовых элементов подвижного состава с использованием современных средств моделирования в проекте. Планируется также создание экспертных команд для разработки конструкторских решений, в том числе с участием иностранных специалистов. Это позволит в кратчайшие сроки развить и вырастить новый пул поставщиков в России – целую экосистему взаимодействия с РЖД.
Беседовала Надежда Проскура