Знать своё место
Удалённая работа не мешает эффективности сотрудников
Треть российских компаний в 2012 году позволяла своим сотрудникам работать удалённо. В 2015 году и по сегодняшний день таких компаний в России всего 31% от общего числа. В этом году, по данным исследовательского центра портала Superjob, 25% удалённо работающих сотрудников официально оформлены в штат, 8% работают по договору. Значит ли это, что работодатели не слишком заинтересованы в дистанционно работающих сотрудниках, поскольку опасаются, что не смогут контролировать выполнение ими служебных обязанностей или не сумеют связаться с ними при необходимости?
Как возникла идея
Концепция «удалённой работы» была придумана в 1972 году американским учёным Джеком Ниллесом. Он высказал идею, что не всегда нужно держать сотрудников в офисе, потому что телефон позволяет поддерживать контакт между сотрудниками на расстоянии. Чтобы доказать свою теорию, он провёл эксперимент в Университете Южной Калифорнии, после которого сделал доклад о проделанной работе и получил финансирование от американского национального научного фонда. Тогда власти проявили интерес к развитию идеи удалённой работы, потому что она могла решить транспортную проблему в Америке и обеспечить работой население удалённых сельских районов.
В 1979 году глава специального Комитета по экономическому развитию США Фрэнк Скифф придумал новый термин – flexiplace, который переводится как «гибкое рабочее место». Скифф опубликовал статью в The Washington Post под заголовком «Работа из дома экономит бензин». Текст имел огромный успех в Америке и дал новый толчок развитию удалённой работы. В 90-е годы удалённых сотрудников в США использовали многие крупные корпорации и государственные структуры.
В Россию понятие «удалённая работа» пришло вместе с Интернетом в 1991 году. Первоткрыватели нового формата работы трудились на западные компании. В России же были востребованы веб-мастера, дизайнеры, программисты, бухгалтеры, присутствие которых в офисе вовсе не обязательно.
В 2013 году в Трудовом кодексе (ТК) РФ появилась глава 49.1 «Особенности регулирования труда дистанционных работников». Согласно документу, под дистанционной подразумевается работа, «которая выполняется работником вне места нахождения работодателя и территории, ему подконтрольной, а взаимодействие работника с работодателем по рабочим вопросам происходит посредством информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет».
Сегодня удалённая работа популярна у молодых мам и тех, кто занят в IT-сфере, копирайте, дизайне, фото/видео или занимается переводами.
«Популярность удалённой работы связана в первую очередь с объективными изменениями в экономической, технологической и личной среде каждого человека. Ведь буквально 40 лет назад мы даже не думали, что такой формат работы возможен. Сейчас у людей стираются границы между рабочим и нерабочим временем. Если раньше человек проводил на работе определённое количество времени, а потом уходил и становился недоступным для своего работодателя, то сейчас это для многих не так. Мы всегда на связи, мы можем работать и работаем в любом месте, – поясняет доктор экономических наук, профессор кафедры управления человеческими ресурсами НИУ «Высшая школа экономики» Елена Варшавская. – Главное преимущество удалённой работы для сотрудника – возможность самому управлять своим временем. А для работодателя это экономия затрат и большой выбор специалистов, которых можно нанять с другого конца страны».
Правда, в случае дистанционной работы возникают определённые риски. Сотрудник-фрилансер должен ответственно относиться к делу, выстраивать свой рабочий график так, чтобы не подвести коллег и не сорвать сроки выполнения задания.
Успешный опыт
В Главном вычислительном центре (ГВЦ) ОАО «РЖД» такой формат работы используют с 2018 года. На базе Ярославского ИВЦ (структурного подразделения ГВЦ) стартовал пилотный проект «Организация дистанционной работы», который помог открыть новые возможности для компании и привлечь, в частности, специалистов нового поколения.
«Работники структурных подразделений к дистанционной работе сначала отнеслись неоднозначно, – вспоминает о «пилоте» главный инженер ГВЦ ОАО «РЖД» Олег Радченко. – Проект стартовал 19 апреля 2018 года, сначала в нём участвовал один сотрудник, с июня уже четыре работника. Все женщины. Была создана рабочая группа, деятельность которой была регламентирована. Сопровождение проекта велось по следующим направлениям: документальное, технологическое, кадровое, информационная безопасность, производственное, охрана труда. За время эксперимента у работников сохранились прежние объёмы работы, которые они качественно выполняли. Удалённый сотрудник мотивирован: чем быстрее он выполнит свои задачи, тем больше у него будет личного времени».
По словам Олега Радченко, с 1 января этого года в Ярославском ИВЦ переведены на дистанционный режим работы восемь человек, учитывая их желания и производственные возможности. В настоящий момент в ГВЦ рассматриваются ещё две кандидатуры сотрудников, которые хотели бы трудиться удалённо.
«Я считаю, что в вопросе удалённой работы в нашей стране нужна адаптация со стороны работодателя, работника и государства, потому что для разных профессий свои правила и требования. Нужно помогать и поддерживать такие направления в нашей стране, ведь за этим будущее», – резюмирует Елена Варшавская.
Дарья Чикиркина
Новые смыслы
Юлия Кушниренко, заместитель директора АНО ДПО «Корпоративный университет РЖД» – начальник Центра молодёжных проектов ,
Холдинг совершенствует молодёжную политику
Рубрики: Персонал
Ход мысли
Константин Буянин, заместитель директора Корпоративного университета РЖД ,
Стратегические сессии необходимы бизнесу
Рубрики: Персонал
Нацеленность на результат
Анна Матинина, ведущий эксперт Центра организации труда и проектирования экономических нормативов ОАО «РЖД»,
Как в РЖД борются с деформацией трудового поведения
Рубрики: Персонал
Справедливая оценка
Ольга Медведева, начальник отдела организации труда в энергетическом комплексе ЦОТЭН,
Нормы труда необходимо пересматривать
Рубрики: Персонал