Как заказчики и подрядчики должны строить бизнес в формате КЖЦ высокотехнологичной продукции
Лад неявный явного крепче.
Гераклит Эфесский
Происходящие в ходе разворачивающейся четвёртой промышленной революции фундаментальные преобразования постановочных принципов предпринимательской деятельности актуализируют выработку содержательных основ её ведения в формате контракта жизненного цикла (КЖЦ) высокотехнологичной продукции. Развитием такого концептуального подхода является определение архитектоники коннективной (от лат. connexio – связность (сочленение) элементов системы, их способность к взаимодействию, приводящему к функциональной целостности системы) модели построения бизнеса участниками контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции.
1. Синергетическая модель корпоративной стратегии построения бизнеса участниками контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции
Многостадийность и долгосрочность контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции определяют рассмотрение ведения бизнеса участниками договорных отношений в качестве предмета их корпоративной стратегии (первый уровень). При этом системная разработка корпоративной стратегии построения бизнеса участниками контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции основывается на выстраивании синергетической модели динамичного сочленения таких трёх базисных кластеров (второй уровень), как управленческая стратегия, инновационная стратегия и продуктовая стратегия (рис.1.).
Корпоративная стратегия построения бизнеса в формате контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции в силу его всеобъемлющего характера прежде всего основывается на формировании корпорациями – участниками первого базисного кластера – управленческой стратегии (рис. 1), которая представляет собой систему долгосрочных управленческих и организационных решений, направленных на реализацию их миссии и приоритетных задач в аспекте преобразования в новое бизнес-состояние.
Управленческая стратегия призвана сосредоточить внимание участников контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции на главных проблемах, отходя от второстепенных. Поэтому она должна быть реалистичной, внутренне целостной, совместимой со средой, в меру рискованной, а также соответствовать организационной культуре и этическим деловым нормам, присущим корпорациям – участникам контракта жизненного цикла.
При этом управленческая стратегия декомпозирует на такие функциональные стратегии (третий уровень), как организационная стратегия, финансовая стратегия, инвестиционная стратегия (рис. 1).
Организационная стратегия каждого из участников контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции должна быть соотнесена с его системой корпоративного управления и направлена на развитие управленческого потенциала, повышение уровня управляемости и контроля, совершенствование организационной структуры и корпоративной культуры.
Финансовая стратегия имеет целью оптимизацию финансовых потоков корпораций – участников контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции и совершенствование структуры их капитала.
Инвестиционная стратегия предусматривает собой систему мер для определения наиболее действенных способов привлечения корпорациями – участниками контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции инвестиционных ресурсов и их эффективного использования на длительную перспективу.
Наличие системно выстроенного процесса разработки и внедрения инноваций различного типа является ключевой составляющей долгосрочной конкурентоспособности высокотехнологичной продукции.
Поэтому вторым базисным кластером корпоративной стратегии при построении бизнеса в формате контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции является инновационная стратегия, которая в свою очередь декомпозируется на три функциональные составляющие (третий уровень): стратегию технологических инноваций, стратегию продуктовых инноваций, стратегию формирования и управления интеллектуальным капиталом (рис. 1).
Так, предметами стратегии технологических инноваций при построении бизнеса в формате контракта жизненного цикла являются разработка и производство высокотехнологичной продукции с использованием актуальных достижений при принятии технических и технологических решений, применении новых прогрессивных материалов и способов производства, а также внедрении передовых информационных технологий.
В то же время стратегия продуктовых инноваций нацелена на качественное обновление сбытового потенциала производства высокотехнологичной продукции.
В свою очередь стратегия формирования и управления интеллектуальным капиталом ориентирована на выявление и эффективное использование потенциальных нематериальных ресурсов в целях радикального повышения эффективности функционирования бизнеса в формате контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции.
Разработка и реализация действенной стратегии управления интеллектуальным капиталом вследствие происходящих беспрецедентных изменений парадигм в экономике становится одним из важнейших рычагов развития современного бизнеса, позволяющим вывести на качественно новый уровень производительность труда и снизить финансовые риски при освоении инвестиций.
Наконец третьим базисным кластером корпоративной стратегии при построении бизнеса в формате контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции является продуктовая стратегия, которая, в конечном счёте, определяет вектор развития корпораций – участников договорных отношений.
Удачно разработанные продуктовые стратегии повышают рентабельность корпораций и обеспечивают их конкурентное преимущество. При выборе продуктовой стратегии корпорации учитывают своё текущее положение на рынке, сложившееся состояние дел, характер так называемого отраслевого окружения, существующие в корпорациях традиции и культуру ведения бизнеса.
Продуктовая стратегия декомпозируется на такие функциональные стратегии (третий уровень), как маркетинговая стратегия, ценовая стратегия, стратегия продаж (рис. 1).
При этом маркетинговая стратегия при построении бизнеса в формате контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции имеет целью определение приоритетных направлений и пропорций развития его корпораций-участников с учётом рыночной ситуации и их собственных возможностей.
Маркетинговая стратегия затрагивает судьбу обоих участников контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции в долгосрочном плане и направлена на достижение ими своих стратегических целей посредством осуществления согласованных действий в области управления спросом.
В свою очередь, ценовая стратегия при построении бизнеса в формате контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции является совокупностью долговременных согласованных положений, которые определяют формирование рыночной цены в интересах обеспечения сбыта. На основе выработанной ценовой стратегии принимаются важнейшие решения, которые влекут за собой долговременные последствия для развития корпораций – участников контракта жизненного цикла.
И в завершение, стратегия продаж при построении бизнеса в формате контракта жизненного цикла определяет собой последовательность согласованных корпорациями – участниками договорных отношений соответствующих действий, необходимых для обеспечения продажи высокотехнологичной продукции и оказываемых услуг по её сервисному обслуживанию.
Тем самым архитектоника корпоративной стратегии построения бизнеса участниками контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции правомерно представляет собой синергетическую модель в виде сбалансированной трёхуровневой триады функциональных стратегий (рис. 1).
2. Архитектоника коннективной модели построения бизнеса заказчиком в формате контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции
Построение бизнеса заказчиком в формате контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции имеет в своей основе три ключевые стадии:
– Стадия I: Формирование интегрированного потребительского запроса на высокотехнологичную продукцию, включающего в себя целостный комплекс технических, эксплуатационных, экологических, эстетических и иных продиктованных обстоятельствами требований.
– Стадия II: Определение сбалансированной стоимости жизненного цикла высокотехнологичной продукции.
– Стадия III: Выбор подрядчика, способного удовлетворить интегрированный потребительский запрос на высокотехнологичную продукцию по конкурентоспособной стоимости.
При этом весьма значимо, что расположение трёх ключевых стадий построения бизнеса заказчиком в формате контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции вполне оправданно представить не в форме линейной последовательности, а в виде треугольной (циклической) конфигурации, которая отображает собой сбалансированную систему принятия заказчиком приоритетных управленческих решений, нацеленных на повышение эффективности и устойчивости бизнеса (рис. 2).
Вместе с тем треугольная (циклическая) сбалансированная модель лишь определяет конфигурацию построения бизнес-видения заказчиком в формате контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции, поскольку она отображает исключительно двустороннюю взаимосвязь между тремя ключевыми стадиями: формированием интегрированного потребительского запроса, определением сбалансированной стоимости контракта жизненного цикла и выбором подрядчика.
Как следствие, такая структурная модель построения бизнеса заказчиком в формате контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции не обладает должной целостностью и устойчивостью ввиду отсутствия структурно определённого центра скоординированности всех трёх ключевых стадий определения предмета контракта жизненного цикла (рис. 2), расположение которого стохастично смещается в сторону той или иной ключевой стадии, доминирующей в силу ситуационно складывающихся обстоятельств.
Отсюда – актуальность установления центра скоординированности всех трёх ключевых стадий построения бизнеса заказчиком в формате контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции посредством проецирования вектора воздействия каждой из ключевых стадий на линию взаимосвязи двух других ключевых стадий (рис. 3).
При этом проецирование вектора воздействия от каждой из ключевых стадий на линию взаимосвязи двух других ключевых стадий определяет собой корректирующее воздействие, направленное на гармонизацию формирования треугольной (цикличной) модели построения бизнеса заказчиком в формате контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции.
Так, проецирование вектора воздействия стадии формирования интегрированного потребительского запроса на линию взаимосвязи стадии определения сбалансированной стоимости контракта жизненного цикла и стадии выбора подрядчика направлено на эффективное осуществление подготовки и проведения процедуры на право заключения контракта жизненного цикла.
В свою очередь, проецирование вектора воздействия стадии определения сбалансированной стоимости контакта жизненного цикла на линию взаимосвязи стадии формирования интегрированного потребительского запроса и стадии выбора подрядчика направлено на нахождение оптимального варианта выполнения подрядчиком работ и услуг на протяжении всего жизненного цикла высокотехнологичной продукции.
И наконец, проецирование вектора воздействия стадии выбора подрядчика на линию взаимосвязи стадии формирования интегрированного потребительского запроса и стадии определения сбалансированной стоимости контракта жизненного цикла направлено на нахождение эффективного разрешения диалектического противоречия между качеством и стоимостью комплексного выполнения подрядчиком работ и услуг на протяжении всего жизненного цикла высокотехнологичной продукции.
В развитие такого видения построения бизнеса заказчиком в формате контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции центром скоординированности всех его трёх ключевых стадий – формирование интегрированного потребительского запроса, определение сбалансированной стоимости контракта жизненного цикла и выбор подрядчика – является точка пересечения векторов воздействия каждой из этих трёх ключевых стадий, спроецированных на линии взаимосвязи двух других ключевых стадий.
По сути дела, центр скоординированности является триединым центром взаимоувязанной системы построения бизнеса заказчиком в формате контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции, что противодействует возникновению асимметрии по отношению к той или иной ключевой стадии.
При принятии такой парадигмы видения треугольная (циклическая) модель построения бизнеса заказчиком в формате контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции трансформируется в коннективную бизнес-модель (рис. 3), характеристическим признаком которой является наличие центра скоординированности (позиция d) всех трёх ключевых стадий контракта жизненного цикла по отношению к заказчику.
Ввиду этого центром скоординированности правомерно рассматривать центр коннективной модели построения бизнеса заказчиком в формате контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции (рис. 3).
Идентификация положения центра скоординированности определяет собой институциональную тетраэдрическую архитектонику коннективной модели построения бизнеса заказчиком, адаптирующей собой лучшие практики его ведения в формате контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции (рис. 4).
Тем самым коннективная модель построения бизнеса заказчиком в формате контракта жизненного цикла воплощает собой гармонизацию всех трёх ключевых стадий: формирование интегрированного потребительского запроса, определения сбалансированной стоимости КЖЦ, выбора подрядчика, что способствует обретению заказчиком позитивного имиджа в аспекте повышения его конкурентоспособности, клиентоориентированности и рентабельности.
3. Архитектоника построения коннективной модели бизнеса подрядчиком в формате контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции
Построение бизнеса подрядчиком в формате контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции имеет в своей основе три ключевые стадии:
– Стадия I: Проектирование высокотехнологичной продукции, отвечающей интегрированному потребительскому запросу заказчика.
– Стадия II: Производство высокотехнологичной продукции.
– Стадия III: Сервис, включающий в себя проведение обслуживания и ремонта высокотехнологичной продукции.
При этом, как и в отношении заказчика, расположение трёх ключевых стадий построения бизнеса подрядчиком в формате контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции представляется не посредством последовательного линейного ряда, а в виде треугольной (циклической) конфигурации, которая отображает собой сбалансированную систему принятия подрядчиком приоритетных управленческих решений, нацеленных на достижение эффективного и устойчивого бизнеса (рис. 5).
Вместе с тем, как и в случае с заказчиком, треугольная (циклическая) сбалансированная модель лишь формализует построение бизнес-видения подрядчиком в формате контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции, поскольку она отображает исключительно двустороннюю взаимосвязь между тремя ключевыми стадиями: проектированием, производством и сервисом высокотехнологичной продукции.
Как следствие, такая структурная модель построения бизнеса подрядчиком в формате контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции не обладает должной целостностью и устойчивостью ввиду отсутствия структурно определённого центра скоординированности всех трёх ключевых стадий (рис. 5), расположение которого стохастично (случайно) смещается в сторону той или иной ключевой стадии, доминирующей в силу ситуационно складывающихся обстоятельств.
Отсюда проистекает актуальность определения центра скоординированности всех трёх ключевых стадий построения бизнеса подрядчиком в формате контракта жизненного цикла: проектирования, производства, сервиса посредством проецирования вектора воздействия каждой из этих ключевых стадий на линию взаимосвязи двух других ключевых стадий (рис. 6).
При этом проецирование вектора воздействия от каждой из ключевых стадий на линию взаимосвязи двух других ключевых стадий определяет собой корректирующее воздействие, направленное на гармонизацию формирования треугольной (цикличной) модели построения бизнеса подрядчиком в формате контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции.
Так, проецирование вектора воздействия стадии проектирования на линию взаимосвязи стадии производства и стадии сервиса направлено на повышение агрегированных потребительских свойств продукции с учётом возможностей производства и сервиса высокотехнологичной продукции на протяжении всего жизненного цикла.
В свою очередь, проецирование вектора воздействия производства на линию взаимосвязи проектирования и сервиса направлено на повышение технологичности производства при сохранении оптимального сочетания агрегированных потребительских свойств продукции и требований к сервису.
И наконец, проецирование вектора воздействия стадии сервиса на линию взаимосвязи стадии проектирования и производства направлено на нахождение оптимального баланса агрегированных потребительских свойств продукции и технологичности производства с учётом требований по техническому обслуживанию и ремонту на протяжении всего жизненного цикла высокотехнологичной продукции.
В развитие такой парадигмы видения построения бизнеса заказчиком в формате контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции центром скоординированности всех его трёх ключевых стадий – инжиниринг, производство, сервис – является точка пересечения векторов воздействия каждой из этих трёх ключевых стадий, спроецированных на линии взаимосвязи двух других ключевых стадий.
По сути дела, центр скоординированности является триединым центром взаимоувязанной системы построения бизнеса подрядчиком в формате контракта жизненного цикла, что объективно противодействует возникновению асимметрии по отношению к той или иной ключевой стадии.
При принятии такой парадигмы видения треугольная (циклическая) модель построения бизнеса подрядчиком в формате контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции трансформируется в коннективную бизнес-модель (рис. 6), характеристическим признаком которой является наличие центра скоординированности (позиция d) всех трёх ключевых стадий контракта жизненного цикла по отношению к подрядчику.
Ввиду этого центром скоординированности правомерно рассматривать центр коннективной модели построения бизнеса подрядчиком в формате контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции (рис. 6).
Идентификация положения центра скоординированности определяет собой институциональную тетраэдрическую архитектонику коннективной модели построения бизнеса подрядчиком, адаптирующей собой лучшие практики его ведения в формате контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции (рис. 7).
Тем самым коннективная модель построения бизнеса подрядчиком в формате контракта жизненного цикла воплощает собой гармонизацию всех трёх ключевых стадий: инжиниринга, производства и сервиса, что способствует обретению подрядчиком позитивного имиджа в аспекте повышения конкурентоспособности, клиентоориентированности и рентабельности.
В заключение представляется вполне правомерным рассматривать систему взаимодействия участников контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции как синергетическое сочетание коннективных моделей построения бизнеса заказчиком и подрядчиком, представленных на рис. 4 и рис. 7 соответственно.
При этом синергетика коннективных моделей построения бизнеса участниками контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции основывается на последовательном воплощении диалектических принципов установления и развития делового сотрудничества, что получило своё выражение в выработке концептуального понятия «Институт контракта жизненного цикла».
ЛИТЕРАТУРА
1. Валинский О.С., Посадов И.А., Скрябин И.Н., Тришанков В.В. Институализация парадигмы построения бизнеса в формате контракта жизненного цикла // Пульт управления. – 2018. – № 3 (37). – С. 46–51.
2. Валинский О.С., Посадов И.А., Скрябин И.Н., Тришанков В.В. Нормативно-правовая адаптация договорных отношений в формате контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции: проблемные вопросы и видение их решения // Пульт управления. – 2018. – № 4 (38). – С. 54–59.
3. Валинский О.С., Посадов И.А., Скрябин И.Н., Тришанков В.В. Концептуальные основы формирования интегрированного потребительского запроса как предмета контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции // Пульт управления. – 2019. – № 1 (39). – С. 34–37.
4. Валинский О.С., Посадов И.А., Скрябин И.Н., Тришанков В.В. Концептуальные основы определения оценки стоимости жизненного цикла высокотехнологичной продукции // Экономика железных дорог. – 2019. – № 2. – С. 26–32.
5. Валинский О.С., Посадов И.А., Скрябин И.Н., Тришанков В.В. Диалектика построения бизнеса в формате «Института контракта жизненного цикла» // Пульт управления – 2019. – № 3 (41). – С. 18–23.
6. Валинский О.С., Посадов И.А., Скрябин И.Н., Тришанков В.В. Парадигма построения бизнеса в формате контракта жизненного цикла как ответ на глобальные тренды и вызовы современной мировой экономики // Пульт управления – 2019. – № 4 (42). – С. 38–45.