По данным учёных из Оксфордского университета, исследовавших рынок труда 50 стран, к 2030 году автоматизация лишит работы свыше 800 млн людей, примерно в 50% профессий работников заменят машины. Населению придётся переобучаться. Прогноз, как и чему следует учиться уже сегодня, попытались сделать разработчики альманаха «Атлас новых профессий» ещё в 2014 году (второе издание вышло в свет в 2015 году). В конце 2019 года выходит обновлённая версия альманаха – «Атлас новых профессий 3.0». О том, какие изменения грядут на рынке труда, «Пульту управления» рассказал руководитель проекта «Атлас новых профессий», ведущий образовательных программ московской школы управления «Сколково» и Агентства стратегических инициатив Дмитрий Судаков.
– Дмитрий Александрович, чем вызвана необходимость переиздания «Атласа новых профессий»?
– Мы выпустили уже две версии «Атласа новых профессий», при этом последнюю редакцию уже четыре года назад. Рынок труда меняется очень быстро, и мы стремимся отслеживать все эти новшества, своевременно обновляя список актуальных профессий ближайшего будущего. Первые два «Атласа» были в большей степени ориентированы на педагогов. Новое издание будет интересно подрастающему поколению. Оно содержит не только перечень профессий, но и описание того, какие изменения произойдут в профессиональной сфере. По сути, «Атлас новых профессий 3.0» – это инструмент профориентации XXI века.
– Что нового появится в альманахе?
– В основе «Атласа новых профессий 3.0» лежит метод Skills Technology Foresight, разработанный Московской школой управления «Сколково» и одобренный Международной организацией труда. Метод представляет собой особый вид мозгового штурма, в ходе которого определяются тенденции развития отраслей и запросы рынка, а за ними уже и профессии. В создании материалов для «Атласа» поучаствовало более четырёх тысяч экспертов.
Взрослые часто совершают две ошибки: либо говорят с подростками так, будто те уже получили пару учёных степеней, либо так, будто им пять лет. Мы сами не любим занудные трактаты и морализаторство. Поэтому пишем «Атлас» так, чтобы читать его было не только полезно, но и интересно. Книга состоит из историй про девочку-подростка Нику. Как и все тинейджеры, она пытается понять, кем хочет стать, и боится ошибиться с выбором. Неожиданное происшествие отправляет её в будущее, в 2035 год, где Ника путешествует по миру профессий из разных сфер экономики. Вместе с Никой читатели смогут узнать перспективы развития 28 различных отраслей – от тяжёлой промышленности до fashion-индустрии. Кроме того, в обновлённый «Атлас» мы добавили свыше 100 новых профессий, например, таргетный нанотехнолог, дизайнер киберфизических систем, сборщик датасетов, архитектор образовательных экосистем. Также мы перечислили необходимые для успеха надпрофессиональные навыки и советы, как их развить (например, что нужно для развития творческого мышления или какие практики помогут работать в команде).
Уверен, в «Атласе новых профессий 3.0» подростки смогут выбрать для себя интересную, подходящую профессию, а родители узнают, как изменится рынок труда в будущем, научатся разбираться в трендах и разговаривать с тинейджерами на одном языке. Педагоги смогут на основе материалов книги проводить увлекательные занятия по профориентации. Действующие профессионалы, прочитав книгу, смогут увидеть перспективу развития в своей рабочей области и понять, каких знаний и навыков им не хватает для карьерного роста.
Весной на сайте Planeta.ru стартовал краудфандинг (способ коллективного финансирования проектов, при котором деньги на создание нового продукта поступают от его конечных потребителей. – Ред.) для третьей редакции «Атласа». Обновлённая печатная версия альманаха выйдет в свет в середине декабря 2019 года.
– Какие изменения на рынке труда больше всего повлияют на появление новых профессий в перспективе 10–15 лет?
– Важно понимать, что мир меняется очень быстро, новые технологии появляются чуть ли не каждый день. То, что ещё несколько лет назад казалось фантастикой, сегодня уже реальность (например, беспилотные автомобили). Сегодняшняя технологическая новинка уже через несколько лет может исчезнуть, её заменит более современная разработка. Поэтому мы должны быть готовы к постоянным изменениям. Есть несколько факторов, определяющих трансформацию мира. Конечно, в первую очередь я говорю о цифровизации и автоматизации, которым подвержены буквально все сферы экономики. Взять, например, даже небольшой SPA-салон, владелец которого сегодня должен осваивать цифровые методы продвижения бизнеса (создание аккаунтов в социальных сетях, виртуальное продвижение). Аналогичная ситуация в крупной промышленности, где на смену ручному труду пришёл автоматизированный: интеллектуальные системы сейчас работают или вместе с человеком, или вытесняют его.
Второй важный аспект изменений – возрастающая роль глобализации. Сегодня крайне важно уметь работать в глобальном мире по международным стандартам.
Нельзя не сказать о демографических изменениях. Люди раньше начинают работать и позже выходить на заслуженный отдых, что тоже существенно влияет на рынок труда. Меняется и рабочий режим. Мы начинаем работать 24/7, работодатели вводят гибкий или свободный график, набирает популярность удалённая работа, фриланс.
– Как выбрать профессию, которая останется актуальной в будущем?
– Самые успешные люди и раньше, и сейчас, и в будущем – это те, кто любит своё дело, кто готов развиваться в профессии. Современным молодым людям я бы порекомендовал разобраться в том, какая сфера деятельности приносит им драйв, вдохновляет (сначала можно представить её в обобщённой форме, например, общение, программирование), а затем узнать побольше об актуальных и перспективных профессиональных сферах.
После этого можно уже определяться с выбором учебного заведения для получения соответствующего образования и, конечно, важно быть готовым добирать необходимые знания в течение всей жизни.
Надо понимать, что стране нужны профессионалы, способные двигать вперёд экономику страны. Чтобы преуспеть, важно ориентироваться не на те профессии, которые популярны сейчас, а на те, которые будут востребованы завтра. А ещё постоянно обновлять багаж своих знаний и навыков.
К слову, в России уже работают профессионалы будущего, описанные в «Атласе» (игропедагоги, проектировщики нейроинтерфейсов, сити-фермеры, специалисты по майнд-фитнесу, инженеры композитных материалов), но в будущем их потребуется больше.
– Какие профессии устареют в ближайшее время?
– Профессии умирают, и мы в своём атласе в 2014 году предсказали, что турагент вскоре станет профессией-пенсионером. С нами много спорили, говорили, что эта профессия как никогда актуальна. Летом 2014 года рынок туристических агентств в России схлопнулся: половина компаний на рынке перестала существовать. Люди, которые с нами спорили, теперь ищут работу.
Но профессия-пенсионер – это не умершая профессия, а профессия, спрос на которую падает.
Ну а кто же умирает? Американский учёный Дэвид Отор из Массачусетса проанализировал 25 лет данных по рынку труда и нарисовал особую кривую. Мы видим, что занятость людей росла на сложном и лёгком уровне компетенций. А на среднем уровне людей набирают всё меньше и меньше. В этой области у людей зарплата уже достаточно большая, чтобы их труд было выгодно автоматизировать. К примеру, с появлением интернет-банкинга мы почти перестали ходить в банки. Соответственно, такая профессия, как банковский операционист, постепенно отмирает. Нужны программисты, которые будут поддерживать банк в Интернете.
Однако шеф-повара отменить невозможно. Будьте профессионалом в своей области. В творческих профессиях и в работе с людьми профессии всегда будут востребованы.
Многие наверняка помнят всплеск популярности профессии бухгалтера в конце 80-х – начале 90-х годов, когда активно начал развиваться частный бизнес. Сейчас исследователи в один голос говорят о том, что эта профессия уходит. Это не значит, что она полностью исчезнет, но такого количества бухгалтеров, которое есть сейчас (около 1,5 млн человек), не понадобится точно.
Автоматизация и цифровизация, как я уже говорил, вытесняют ручной труд, люди отходят от станка.
– Какие компетенции будут больше всего цениться на рынке труда?
– Я всегда говорю о том, что важно не нарушать равновесия между так называемыми hard skills («жёсткие», профессиональные навыки) и soft skills («мягкие», универсальные компетенции, зависящие от личности человека). Грамотный профессионал должен обладать и теми, и другими.
Hard skills – это рабочая основа, база любого профессионала (например, человек не может работать водителем, если он не умеет управлять автомобилем), как правило, «жёсткие» навыки остаются неизменными вне зависимости от компании, в которой человек работает.
Soft skills, напротив, изменчивы и ситуативны. Так, например, сегодня важным навыком является умение управлять своим вниманием, то есть осознавать, чем я сейчас занимаюсь. Дело в том, что в современном мире нас очень легко отвлечь, сбить с толку (мы легко можем «залипнуть» в соцсетях, гаджетах).
Также важно обладать так называемой эмоциональной грамотностью – навыком работы с людьми, умением распознавать эмоции, создавать благоприятную атмосферу.
Важно уметь творчески, нестандартно мыслить, поскольку все стандартные решения в будущем будут алгоритмизированы.
Цифровая трансформация мира также накладывает отпечаток на наши знания и умения. По сути, мы все должны стать «технарями», чтобы уметь ориентироваться в реалиях цифровой среды. Особенно людям старшего поколения стоит позаботиться о развитии своей цифровой грамотности.
Важна и экологичность мышления – способность думать с наибольшей пользой для себя, отсеивать ненужную информацию.
Мир становится слишком сложным, и мы должны научиться работать в командах, этому только лишь начинают учить в школах, и люди ещё мало понимают, как именно этому учить и как это можно оценивать. Как оценить командную работу? Кому поставить в дневник оценку? Это сложно, но нужно, потому что самое сложное, что у нас может быть, – это наше сотрудничество, кооперация, сотворчество, когда принцип работы построен на горизонтальности, где нет главных и все равны.
Что нужно делать, чтобы в будущем чувствовать себя комфортно? Нужно учиться работать в коллективах, нужно учиться работать с разными коллективами, в том числе со способными разговаривать на другом языке. Нужно работать с большими объёмами информации, нужны навыки презентации, изложения мыслей, нужно учиться системно мыслить, нужно учиться – всё время учиться. Но нужно и беречь себя, уметь отдыхать. И, наконец, надо чётко понимать, что те, кто готов и хочет меняться, будут выигрывать в конкурентной рабочей среде.
– Кто будет учить профессионалов будущего?
– В мире растёт объём информации, он удваивается каждые два года, и это означает, что для студентов, начинающих своё четырёх- или пятилетнее обучение, половина того, чему их обучали в первый год, устареет к третьему курсу.
К сожалению, нынешняя система образования в её консервативном, инертном виде не всегда отвечает вызовам времени. Сегодня уже недостаточно получить одну профессию и работать по ней всю жизнь.
Мы должны быть готовы к тому, что на протяжении всей жизни нам регулярно придётся добирать знания, переучиваться, повышать квалификацию.
Ещё один недостаток нынешней образовательной системы состоит в том, что в учебных заведениях практически не учат «мягким» навыкам. Сегодня набирают популярность различные тренинги с коучами, бизнес-тренерами, которые в большинстве своём, безусловно, эффективны. Однако ещё эффективнее, когда soft и hard skills учащиеся осваивают в переплетении. Пока что такие истории единичны, но я надеюсь, что наша система образования будет меняться в соответствии с вызовами времени.
Беседовала Юлия Антич