Вячеслав Шатохин,
начальник службы технической политики Приволжской железной дороги:
– Цифровые технологии в образовательном процессе сегодня – это инструменты доставки информации и знаний до обучающихся работников, создания учебных материалов, эффективного способа преподавания. Также это и средство построения новой развивающей и технологичной образовательной среды. Современные цифровые технологии используются на предприятиях Приволжской дирекции инфраструктуры в процессе технического обучения.
Так, в Саратовской дистанции сигнализации, централизации и блокировки в декабре 2018 года введён в постоянную эксплуатацию «Модуль электронного погружения в работу устройств СЦБ со средствами аппаратного взаимодействия «Замена стрелочного электропривода на станции» производства екатеринбургской компании «Научно-производственный центр «НовАТранс».
С помощью этого модуля электронного погружения в работу устройств СЦБ со средствами аппаратного взаимодействия «Замена стрелочного электропривода на станции» появилась возможность виртуально приобрести практические навыки технологии замены стрелочных электроприводов на станциях. Старшие электромеханики и электромеханики СЦБ могут отрабатывать технологию и порядок действий при замене стрелочных электроприводов. При этом появилась возможность отказаться от заявки «окон» на замену стрелочных электроприводов на действующих устройствах станции. Кроме того, исключается возможность травмирования и несоблюдения технологии работ при обучении на действующих устройствах работниками с малым стажем и опытом работы.
В Саратовской дистанции пути для изучения работниками порядка действий в нестандартных ситуациях, сокращения времени для принятия оперативных решений с ноября 2018 года используется система виртуальной реальности HTC Vive. Она используется вместе с мощным персональным компьютером Aquarius Elt E50 K37, интерактивной доской Smart Board SB480 и проектором Smart V30. На компьютере установлена обучающая программа «Дежурный по переезду», включающая 11 занятий. Дежурные по переезду проходят обучение раз в квартал, дорожные мастера – раз в месяц.
Иван Врублевский,
начальник технического отдела Красноярской дирекции управления движением:
– На Красноярской дороге активно внедряются новые технологии, соответствующие направлению «Цифровая железная дорога». В частности, автоматическая система оформления документов «Автоагент», система безбумажной обработки документов, внедряется технология следования поездов без вагонного листа.
На протяжении нескольких лет идёт внедрение комплексного проекта «Интеллектуальная система управления железнодорожным транспортом» (ИСУЖТ) разработки НИИАСа. Один из его модулей – автоматическая установка маршрутов (АУМ), который предполагает автоматическое построение маршрутов поездам и планирование графика движения. Пока он не функционирует в полной мере, но мы делаем всё возможное, чтобы ускорить процесс внедрения: постоянно работаем с данным программным продуктом, выдаём предложения и замечания разработчикам.
В этом и заключается главная роль предприятий в развитии цифровых технологий – активно внедрять новые продукты на местах, тестировать и выдавать разработчикам предложения по усовершенствованию продукта. Технологии стали комплексными, всеобъемлющими, ужесточились требования к безопасности движения. Поэтому от активной позиции всех участников процесса зависит эффективность внедрения новых систем.
Екатерина Куфарева,
генеральный директор АО «Экспресс-пригород» (Новосибирск):
– С 2016 года на полигоне обслуживания АО «Экспресс-пригород» для пассажиров поэтапно внедрены новые цифровые сервисы: абонементный билет в виде пластиковой карты, мобильное приложение, безналичный расчёт в билетных кассах, у контролёров-кассиров, через терминалы самообслуживания.
1 июня 2016 года компания «Экспресс-пригород» одной из первых пригородных компаний запустила официальное мобильное приложение, тем самым предоставив возможность пассажирам приобретать электронные проездные документы через мобильные устройства под управлением iOS, Android и Windows Mobile соответственно.
С момента запуска мобильного приложения «Экспресс-пригород» наблюдается постоянный прирост электронных билетов. Так, в течение первого месяца работы приложения в июне 2016 года пассажиры оформили 1 тыс. электронных билетов, а уже через год, в июне 2017 года, количество таких билетов составило 15 тыс. В настоящее время через сервис мобильного приложения ежемесячно приобретается более 70 тыс. электронных билетов, что составляет 6% от общего количества. Продажи электронных билетов через приложение в этом году увеличены в два раза и составили за пять месяцев 337 тыс. билетов.
На фоне стремительного развития электронных сервисов одной из важных задач пригородной компании является максимальное удовлетворение изменяющихся потребностей пассажиров. Внедрение современных каналов продажи значительно упростило и ускорило процесс оформления проездных документов для пассажиров. Безбумажные технологии становятся всё более популярными среди пассажиров Новосибирского региона ЗСЖД. За пять месяцев этого года продажи по безналичному расчёту увеличены вдвое относительно прошлого года – оформлено 907 тыс. билетов, доля продаж составила более 15%.
Виталий Шульгин,
генеральный директор АО «ППК «Черноземье»:
– Для нашей компании развитие цифровых процессов, технологий в первую очередь означает удобство для пассажиров. Именно поэтому у нас реализованы виртуальные каналы продаж проездных документов: через мобильное приложение «Пригород» и мобильное приложение ОАО «РЖД» – «РЖД Пассажирам», которое даёт возможность приобретения проездных документов на любой поезд (пригородный или дальнего сообщения) с одного устройства.
У нас организована реализация проездных документов без участия кассиров: это транзакционные терминалы самообслуживания, в которых, кроме оплаты проезда, предоставлена возможность оплаты услуг сотовой связи и интернет-провайдеров. Современными цифровыми технологиями существенно облегчается и наша работа – организовано автоматическое формирование отчётности по перевозкам всех категорий пассажиров, а также автоматический слив информации об объёмах реализации проездных документов в АСУ «Экспресс». На базе обновляемого подвижного состава планируется организация в пути следования доступа к сети Интернет для пассажиров и видеонаблюдение.
Валерий Изосимов,
главный инженер станции Зелецино Горьковской железной дороги:
– Мы уже начали пользоваться таким компонентом технологии «Цифровая станция», как формирование электронного натурного листа – основного документа на поезда, которые формируются на станции. Предстоит внедрение автоматизации внесения результатов коммерческого осмотра цистерн. Для станции Зелецино, где идёт активная погрузка нефтепродуктов, это очень актуально ввиду значительных объёмов работы. Новая технология позволит коммерческому осмотрщику не покидать зону осмотра вагонов для внесения данных. Ему достаточно иметь мобильное устройство и программное обеспечение на компьютере, и данные о техническом состоянии вагонов через мобильный канал связи будут приняты, а на их основании сформирован соответствующий электронный документ.
При внедрении системы АСУВОП-2 и единой базы предупреждений можно будет освободить дежурного по станции от выдачи бланков предупреждений на поезда и от ведения журнала формы ДУ-60. Внедрение бестелеграфной технологии, отмена дублирования заявок на выдачу предупреждений приведёт к тому, что дежурный по станции уйдёт от роли посредника между предприятиями – инициаторами предупреждений и машинистами.
Константин Шелухин,
генеральный директор АО «Экспресс Приморья»:
– Основной целью применения информационных технологий в компании является удовлетворение потребностей пассажира, что соответствует разработанной стратегии цифровой трансформации ОАО «РЖД» до 2025 года. Мы выделили два направления, или контура, где осуществляется внедрение цифровых технологий. Первый направлен непосредственно на бизнес-процесс пригородных пассажирских перевозок, второй – прежде всего на повышение качества предоставления услуг и обслуживания пассажиров, развитие каналов продаж. Говоря о внешнем контуре, стоит отметить, что с 2012 года компания «Экспресс Приморья» уделяет немало внимания совершенствованию технологий бизнес-процесса «пригородные пассажирские перевозки» с использованием автоматизированной системы управления. На основе имеющегося массива больших данных мы прогнозируем, как ведут себя пассажиры, какие поезда в какое время наиболее востребованы, что помогает при соответствующих практических решениях.
Конечно, для людей наиболее значим внешний контур. В нём функционирует несколько направлений цифровизации. В частности, наша компания задействует каналы продаж, в которых широко используются современные цифровые технологии. Во-первых, это билетопечатающие автоматы, которые устанавливаются с июня 2012 года. Это довольно популярный канал, который тем не менее продолжает развиваться. В 2018 году рост продаж здесь составил почти 15%.
С 2017 года для покупки билетов введено мобильное приложение. За прошедшие два года оно демонстрирует стремительный рост: число продаж выросло более чем в пять раз. Целевой показатель 2019 года – 112 тыс. проездных документов. В ближайшее время планируется плавный перевод продаж на новую платформу – через мобильное приложение «РЖД Пассажирам». В результате пассажиры получат единую программу для приобретения проездных документов в дальнем и пригородном следовании, действующую во всём комплексе РЖД.
Помимо расширения возможностей по реализации компания старается упростить процесс продаж. Учитывая общую тенденцию безналичных платежей, стремимся обеспечить возможность оплаты проезда банковской картой в любой точке маршрута электропоезда у контролёра-кассира, а также в билетных кассах и билетопечатающих автоматах.
Одно из перспективных направлений использования цифровых технологий – внедрение транспортных карт. В текущем году компания участвует в реализации данного проекта на территории Приморья (пока в городе Владивостоке) и в Хабаровском крае. Ориентировочный срок внедрения – вторая половина 2019 года. Основной целевой аудиторией для использования транспортных карт являются региональные льготники, льготный проезд которых отменён в Хабаровском и Приморском краях (в связи с монетизацией льгот. – Ред.) в течение ряда лет. Применение данного инструмента позволит компании рассчитывать на увеличение пассажиропотока в этой категории. По предварительным оценкам, это даст дополнительный приток по двум субъектам порядка 180 тыс. пассажиров в год.
Представить современного пассажира без смартфона, Интернета сейчас практически невозможно. Человек, садясь в пригородный электропоезд, хочет оставаться на связи, быть в соцсетях, использовать время в поездке на поиск информации, развлечения и других возможностей цифровой индустрии. Поэтому отдельным направлением повышения качества обслуживания, которое АО «Экспресс Приморья» реализует с 2017 года, является предоставление доступа к сети Интернет. Спрос на данную услугу формируют пассажиры вагонов повышенной комфортности в возрасте от 18 до 34 лет. В марте 2019 года компания заключила договор на поставку медиапортала. Тестирование пройдёт в вагонах первого класса электропоезда Владивосток – Сибирцево – Ружино, и планируем в следующем году новой услугой покрыть полигон Приморского края.
Внедрение цифровых сервисов в компании позволяет решать поставленную задачу по увеличению доли перевозок, повышению качества обслуживания на современном технологическом уровне, что отвечает интересам пассажиров, акционеров компании и руководства субъектов РФ.