Смена парадигмы
Илья Скрябин
Илья Скрябин
генеральный директор ООО «Коннектив ПЛМ»
Олег Валинский
Олег Валинский
заместитель генерального директора – начальник Дирекции тяги ОАО «РЖД»
Виталий Тришанков
Виталий Тришанков
заместитель начальника Дирекции тяги ОАО «РЖД»
Игорь Посадов
Игорь Посадов
приглашённый профессор Стокгольмской школы экономики

Смена парадигмы

Ведение бизнеса в формате контракта жизненного цикла как ответ на глобальные вызовы и тренды современной мировой экономики
Мир – изменение, жизнь – восприятие.
Марк Аврелий


Глобальные вызовы и тренды современной мировой экономики, рассматриваемые научным и предпринимательским сообществами как четвёртая промышленная революция, четвёртая технологическая революция, четвёртая индустриальная революция и в конечном итоге получившие название «Индустрия 4.0», порождают собой в историческом контексте радикальное преобразование фундаментальных основ социально-экономического мироустройства, что является предметом системных изысканий основателя и бессменного президента Всемирного экономического форума в Давосе профессора Клауса Шваба.

В рамках феноменального понимания «Индустрия 4.0» формируются кардинально новые производственные системы, гибко взаимодействующие между собой на глобальном уровне, что находит своё воплощение в происходящей ныне радикальной смене парадигмы построения бизнеса от поточного производства стандартизированного товара к выпуску высокотехнологичной продукции, которая отвечает интегрированному потребительскому запросу конкретного заказчика.

Свидетельством тому является коренное преобразование глобальных цепочек создания стоимости высокотехнологичной продукции, что обусловлено:
– возникновением и распространением новых эффективных бизнес-моделей, основывающихся на инновационных структурах управления;
– изменением соотношения между факторами производства в пользу капитала знаний при снижении вклада материальных ресурсов;
– структурными изменениями на рынке труда;
– кастомизацией производства и потребления;
– совершенствованием логистических систем.

В условиях усиления глобальной конкуренции и ускорения научно-технологического прогресса происходят трансформация бизнес-моделей, сжатие цикла разработки высокотехнологичной продукции, создание и распространение инновационных технологий, продуктов и услуг.

Базовые модели построения бизнеса, основанные на принципах «экономики совместного потребления» и электронных платформах, характеризуются гибкой организацией производственных связей, повышением интеллектуализации продуктов и услуг, что приводит к преобразованию рынка товаров в рынок услуг.

Адаптация инноваций, опирающихся на масштабные сетевые взаимодействия, доконкурентное сотрудничество, активную торговлю технологиями и иными объектами капитала знаний, становится предметом деятельности не только крупных корпораций, но и малого и среднего бизнеса, а также научных организаций и университетов. В результате всё более актуальной становится потребность в трансформации институциональных механизмов, признанных способствовать развитию благоприятной среды для предпринимательства и совершенствованию инструментов защиты прав интеллектуальной собственности.

Доминантой новой складывающейся реальности выступают неуклонное возрастание роли экономики знаний и кардинальные изменения структуры рынка труда, поскольку интеллектуальный капитал, носителем которого является специально подобранный и подготовленный персонал, становится определяющим фактором успешного развития всех сегментов современной экономики.

При этом структура рынка труда динамично изменяется под влиянием процессов роботизации производства продукции и услуг, замены рутинного труда искусственным интеллектом, динамичного обновления требований к компетенциям и навыкам работников, роста их удалённой занятости и трудовой мобильности.

Происходящее на стыке прошлого и нынешнего веков всеохватывающее преобразование мирового бизнес-пространства в единую социально-экономическую среду, где свободно перемещаются капитал и информация, товары и услуги, где беспрепятственно распространяются идеи и передвигаются их носители, требует от предпринимательского сообщества выработки отвечающих велению времени диалектических подходов к построению эффективных моделей ведения бизнеса, обеспечивающих его прорыв на качественно новый уровень достижения клиентоориентированности, конкурентоспособности и рентабельности.

В данном контексте особую актуальность приобретает осуществление смены парадигмы ведения бизнеса от ориентации на продажу произведённой продукции к построению бизнеса в формате «Институт контракта жизненного цикла», что выступает адекватным ответом на такие глобальные вызовы и тренды современной мировой экономики (см. рис. 1), как:
I. Воплощение сервис-ориентированной бизнес-модели управления полным жизненным циклом высокотехнологичной продукции;
II. Кастомизация производства и сервисного обслуживания высокотехнологичной продукции;
III. Тенденция увеличения длительности жизненного цикла высокотехнологичной продукции;
IV. Целостная прослеживаемость и взаимосвязанность всех этапов жизненного цикла высокотехнологичной продукции;
V. Ускоренный рост наукоёмкости высокотехнологичной продукции;
VI. Радикальное повышение энергоэффективности и эксплуатационной безопасности высокотехнологичной продукции.

Итак, первым глобальным вызовом и трендом современной мировой экономики, определяющим актуальность построения бизнеса в формате контракта жизненного цикла, выступает концептуальная установка на воплощение подрядчиком сервис-ориентированной бизнес-модели организации и управления своей предпринимательской деятельностью на протяжении всего жизненного цикла высокотехнологичной продукции в соответствии с интегрированным потребительским запросом конкретного заказчика.

В силу данного обстоятельства всё большее число компаний, производящих высокотехнологичную продукцию, выстраивают свой бизнес, руководствуясь принципом «кто производит, тот и обслуживает», отказываясь от традиционного способа его ведения только посредством продажи выпущенных изделий и запасных частей к ним.

Как следствие, это порождает и у заказчика, и у подрядчика обоюдную заинтересованность в обеспечении технической надёжности высокотехнологичной продукции в процессе эксплуатации при одновременном снижении затрат и сокращении времени её простоя за счёт оптимизации количества сервисных операций и их длительности, основываясь на разумном сочетании принципов «ремонт по состоянию» и «ремонт по регламенту».

Таким образом, адаптация парадигмы построения бизнеса на основе контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции является адекватным ответом на глобальный тренд и вызов по воплощению сервис-ориентированной модели ведения предпринимательской деятельности.

Вторым глобальным трендом и вызовом современной мировой экономики, определяющим актуальность построения бизнеса в формате контракта жизненного цикла, является кастомизация производства и сервисного обслуживания высокотехнологичной продукции, ориентированная на полноценное удовлетворение интегрированного потребительского запроса конкретного заказчика посредством внесения надлежащих конструктивных и дизайнерских изменений.

Способность к созданию организационно-управленческих нововведений, инновационных технологий и, наконец, интеллектуально насыщенной высокотехнологичной продукции становится одним из ключевых факторов достижения успешной кастомизации, направленной на обеспечение подрядчиком гибкости и адаптивности производства сервисного обслуживания к интегрированному потребительскому запросу конкретного заказчика в целях его вовлечённости в единую цепочку создания ценности для обеспечения долгосрочной конкурентоспособности участников контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции и национальной экономики в целом.

При этом предметом конструктивной кастомизации является внесение изменений в функциональные характеристики высокотехнологичной продукции, а предметом дизайнерской кастомизации – внесение изменений в её эстетические характеристики.

Глубокая кастомизация, включающая в себя конструктивные и дизайнерские изменения, позволяет полноценно удовлетворить интегрированный потребительский запрос конкретного заказчика на высокотехнологичную продукцию и повысить её конкурентоспособность.

Приоритетная задача кастомизации – вселить в заказчика уверенность в том, что работа делается именно для него и нацелена на удовлетворение его интегрированного потребительского запроса на высокотехнологичную продукцию.

Так, ряд экспертов считают кастомизацию едва ли не идеалом взаимодействия между заказчиком и подрядчиком ввиду того, что она привлекает не только возможностью получения финансовой выгоды, но и своей эстетической направленностью. В результате благодаря более высокой ценности кастомизированного решения заказчик обретает конкурентное преимущество. Данная постановочная концепция получила название «сервисная фабрика».

При разработке и реализации стратегии кастомизации высокотехнологичной продукции её неотъемлемой составляющей является обеспечение подрядчиком гибкости и адаптивности производства и сервисного обслуживания высокотехнологичной продукции к интегрированному потребительскому запросу конкретного заказчика.

Кастомизированное изделие влечёт за собой изменение подходов к сервисному обслуживанию, требует наличия специализированного оборудования и оснастки, квалифицированного персонала, регламентов обслуживания, прошедших адаптацию для конкретного заказчика.

Установление парадигмы ведения бизнеса на основе контракта жизненного цикла обеспечивает адекватное осуществление кастомизации всех его стадий – от проектирования до утилизации высокотехнологичной продукции, которое приводит к построению взаимоотношений между заказчиком и подрядчиком на основе принципа «одного окна» на протяжении всего жизненного цикла кастомизированной высокотехнологичной продукции. Это, в свою очередь, определяет полную ответственность подрядчика за техническое состояние и работоспособность продукции в процессе её эксплуатации заказчиком.

Теперь касательно третьего глобального тренда и вызова современной мировой экономики, определяющего собой актуальность построения бизнеса в формате контракта жизненного цикла – речь идёт о тенденции увеличения длительности жизненного цикла высокотехнологичной продукции. Бизнес-логика диктует необходимость системной постановки и ведения единого производственного процесса по осуществлению качественного сервисного обслуживания, ремонта и модернизации высокотехнологичной продукции для достижения соответствия её технико-эксплуатационных показателей актуальным потребительским требованиям.

По мере увеличения длительности жизненного цикла высокотехнологичной продукции осуществление её качественного сервисного обслуживания, ремонта и модернизации становится неотъемлемым предметом деятельности подрядчика, что даёт ему возможность проведения долгосрочного планирования своей бизнес-деятельности и обеспечения более эффективной загрузки своих производственных и ремонтных мощностей.

В свою очередь, приоритетной зоной ответственности заказчика является эффективное ведение своей собственной бизнес-деятельности в процессе эксплуатации высокотехнологичной продукции. Проистекающая отсюда дифференциация предмета деятельности между заказчиком и подрядчиком высокотехнологичной продукции в полной мере реализуется в формате построения бизнеса на основе контракта жизненного цикла.

Далее предметом рассмотрения выступает четвёртый глобальный тренд и вызов современной мировой экономики, определяющий собой актуальность построения бизнеса в формате контракта жизненного цикла. Его сущность состоит в необходимости обеспечения целостной прослеживаемости и взаимосвязанности всех этапов жизненного цикла высокотехнологичной продукции.

Данное постановочное видение обусловлено тем, что сама сущностная основа высокотехнологичной продукции требует установления парадигмы ведения бизнеса, которая ориентирована на осуществление и заказчиком, и подрядчиком совместного эффективного контроля протекания всего жизненного цикла такого вида продукции путём последовательного отслеживания на протяжении всех его этапов: проектирования, производства, эксплуатации, сервисного обслуживания, ремонта, модернизации, утилизации.

При этом получение целостной и объективной информации о полном жизненном цикле высокотехнологичной продукции позволяет заказчику производить корректирующие действия в процессе её эксплуатации, предсказывать выход изделия из строя и тем самым актуализировать интегрированный потребительский запрос на данную продукцию.

В свою очередь подрядчик получает возможность оперативного внесения изменений в конструкторскую документацию, технологические процессы, регламенты по обслуживанию и ремонту на основании анализа статистики возникновения неполадок в процессе эксплуатации высокотехнологичной продукции, что определяет собой целенаправленное накопление опыта для её проектирования в последующем с повышенными характеристиками надёжности и конкурентоспособности.

В итоге эффективная реализация таких взаимообусловленных действий как со стороны заказчика, так и со стороны подрядчика по осуществлению полной прослеживаемости и взаимосвязанности всех стадий жизненного цикла высокотехнологичной продукции адекватно обеспечивается системным построением бизнес-процессов в формате контракта жизненного цикла.

Обратим внимание на пятый глобальный тренд и вызов современной мировой экономики, определяющий собой актуальность построения бизнеса в формате контракта жизненного цикла, который выражен в ускоренном росте наукоёмкости высокотехнологичной продукции.

Наукоёмкость – это важнейшая составляющая современного производства, которая как показатель отображает интеллектуальную насыщенность высокотехнологичной продукции в аспекте целостного функционирования и комплексности применяемых технических решений, а также использования программных систем управления и контроля.

Происходящий в современной экономике ускоренный рост наукоёмкости высокотехнологичной продукции требует и от заказчика, и от подрядчика скоординированного проведения действий по повышению профессиональных компетенций сотрудников в аспекте осуществления совместной эффективной деятельности на протяжении всего жизненного цикла такого вида продукции.

Отсюда закономерно проистекает следующий вывод: постановка и ведение бизнеса в формате контракта жизненного цикла предопределяет собой институциональную предпосылку актуальности решения, продиктованной ускоренным ростом наукоёмкости высокотехнологичной продукции, весьма значимой управленческой задачи по системному наращиванию интеллектуального капитала и инновационного потенциала как заказчика, так и подрядчика.

И наконец, шестой глобальный тренд и вызов современной мировой экономики, определяющий собой актуальность построения бизнеса в формате контракта жизненного цикла. Он состоит в радикальном повышении энергоэффективности и эксплуатационной безопасности высокотехнологичной продукции.

Прежде всего следует отметить, что повышение энергоэффективности высокотехнологичной продукции предстаёт в качестве одной из приоритетных задач как перед заказчиком, так и перед подрядчиком, поскольку, с одной стороны, кардинальным образом влияет на рост рентабельности их хозяйственной деятельности, а с другой – существенным образом снижает её экологическое воздействие на окружающую среду.

Столь же важное значение имеет и решение актуальной задачи в отношении значимого повышения эксплуатационной безопасности высокотехнологичной продукции, поскольку в связи с увеличением длительности её жизненного цикла заметным образом повышаются риски возникновения нештатных ситуаций и происшествий, связанных с естественным износом техники и её ненадлежащим обслуживанием.

При этом со стороны заказчика повышение энергоэффективности и эксплуатационной безопасности высокотехнологичной продукции обусловливается адекватным формированием интегрированного потребительского запроса как предмета контракта жизненного цикла.

В свою очередь, со стороны подрядчика повышение энергоэффективности и эксплуатационной безопасности высокотехнологичной продукции определяется уровнем системного качественного выполнения им работ на всех стадиях её жизненного цикла.

Тем самым конструктивной основой обеспечения радикального повышения энергоэффективности и эксплуатационной безопасности высокотехнологичной продукции является скоординированное построение бизнеса и заказчиком, и подрядчиком в формате контракта жизненного цикла.

В заключение правомерно констатировать: построение и ведение бизнеса в формате контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции предстаёт действенным ответом на имеющиеся глобальные вызовы и тренды современной мировой экономики, поскольку позволяет как заказчику, так и подрядчику радикальным образом повысить свою клиентоориентированность, конкурентоспособность и рентабельность на основе установления долгосрочного скоординированного сотрудничества.

Основные положения, изложенные в настоящей статье, представлены в пленарном докладе на II Всероссийской научно-технической конференции «Системы управления полным жизненным циклом высокотехнологичной продукции в машиностроении: новые источники роста», состоявшейся 23 апреля 2019 года в Московском государственном техническом университете им. Н.Э. Баумана.


ЛИТЕРАТУРА

1. Шваб, Клаус. Четвёртая промышленная революция: перевод
с англ. / Клаус Шваб. – Москва: Издательство «Э», 2017. – 208 с.

2. Шваб, Клаус. Технологии Четвёртой промышленной революции: перевод с англ. / Клаус Шваб, Николас Девис. – Москва: «Эксмо», 2018. – 320 с.

3. Блуммарт Т. Четвёртая промышленная революция и бизнес:
Как конкурировать и развиваться в эпоху сингулярности / Тью Блуммарт, Стефан ван дер Брук при участии Эрика Колтофа; пер. с англ. – М.: «Альпина Паблишер», 2019. – 204 с.

4. Валинский О.С., Посадов И.А., Скрябин И.Н., Тришанков В.В. Институализация парадигмы построения бизнеса в формате контракта жизненного цикла // «Пульт управления». – 2018. – № 3 (37). – С. 46–51.

5. Валинский О.С., Посадов И.А., Скрябин И.Н., Тришанков В.В.
Нормативно-правовая адаптация договорных отношений в формате контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции: проблемные вопросы и видение их решения // «Пульт управления». – 2018. – № 4 (38). – С. 54–59.

6. Валинский О.С., Посадов И.А., Скрябин И.Н., Тришанков В.В.
Концептуальные основы формирования интегрированного потребительского запроса как предмета контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции // «Пульт управления». – 2019. – № 1 (39). –
С. 34–37.

7. Валинский О.С., Посадов И.А., Скрябин И.Н., Тришанков В.В.
Концептуальные основы определения оценки стоимости жизненного цикла высокотехнологичной продукции // «Экономика железных дорог». – 2019. – № 2. – С. 26–32.

8. Валинский О.С., Посадов И.А., Скрябин И.Н., Тришанков В.В.
Диалектика построения бизнеса в формате «Институт контракта жизненного цикла» // «Пульт управления». – 2019. – № 3 (41). – С. 18–23.

Цифровые следы
Андрей Ковальчук, главный специалист отдела мониторинга соблюдения нормативных требований и процесса управления коррупционными рисками Центра по организации противодействия коррупции ОАО «РЖД»,

Могут принести пользу, а могут навредить

Рубрики: Революция 4.0
Обойтись без бумаги

Электронный документ внедряется в международную практику

Рубрики: Революция 4.0
Методика для автотранспорта
Валерий Градобоев, начальник Центра управления автотранспортом,

Как добиться эффективности движимого имущества компании

Рубрики: Революция 4.0
Первый прошёл
Антон Домников, начальник Центра управления проектами технического развития,

Центр управления проектами технического развития подводит итоги года

Рубрики: Революция 4.0
Общие подходы

В области квантовых технологий разрабатываются стандарты

Рубрики: Революция 4.0

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

12 недель в году. Как за 12 недель сделать больше, чем другие успевают за 12 месяцев
Брайан Моран, Майкл Леннингтон
«12 недель в году. Как за 12 недель сделать больше, чем другие успевают за 12 месяцев». Издательство «Манн, Иванов и Фербер» 2024 год
48 правил бережливой культуры
Филипп Семёнычев
«48 правил бережливой культуры». Издательство Ridero 2021 год
Ты можешь больше! Победитель тот, кто знает, что делать с неудачей
Мария Колосова
«Ты можешь больше! Победитель тот, кто знает, что делать с неудачей». Издательство «Альпина Паблишер» 2022 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru