По данным прошлогоднего исследования MBA Skills Gap Survey, проведённого международным финансовым изданием Financial Times, из 70 опрошенных крупнейших работодателей мира 64% предпочитают брать на работу специалистов со степенью MBA. Согласно более раннему исследованию компании HeadHunter и бизнес-школы «Сколково», спрос работодателей на сотрудников, окончивших ту или иную бизнес-школу, c 2008 по 2016 год в Москве вырос в 1,3 раза, а в регионах сразу в 6 раз. О том, почему работодателей всё больше привлекают «магистры управления», «Пульт управления» побеседовал с президентом Российской ассоциации бизнес-образования, директором Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА) РАНХиГС, проректором РАНХиГС Сергеем Мясоедовым.
– На X Гайдаровском форуме, который прошёл в Москве в январе этого года, активно обсуждалась концепция непрерывного образования – lifelong learning. Сергей Павлович, на ваш взгляд, время, когда для выстраивания карьеры необходимо было получить одно профильное образование, ушло?
– В современных условиях научно-технической революции знания устаревают каждые два-три года, при этом объёмы информации, которые необходимо усвоить, удваиваются. Профессии меняются стремительно, и в каждой сфере деятельности появляется всё больше новых направлений. В сложившихся условиях первое высшее образование может дать только старт, возможность начать карьеру. Если человек хочет идти в ногу со временем, то ему необходимо оперативно добирать недостающие знания в течение всей жизни. Это и есть система lifelong learning, которую для отечественных управленцев нам предстоит сейчас перестроить или создать заново.
Система образования в течение всей жизни – это то, что сегодня признаётся всеми бизнес-школами мира. Такой подход обусловлен изменениями среды, или, как сейчас говорят, «экосистемы», в которой работает бизнес. Современная деловая среда характеризуется английской аббревиатурой VUСA – volatility (волатильность), uncertainty (неопределённость), complexity (сложность) и ambiguity (двусмысленность или неоднозначность).
«Экосистема» бизнеса непрерывно меняется, становится всё более сложной: на смену традиционному стратегическому планированию приходит метод agile-стратегии, или гибкого управления, когда появляется возможность корректировать последовательность своих действий вне зависимости от первоначального плана, подстраиваясь под изменения среды. Ключевую роль начинает играть команда, где каждый решает определённые задачи, а также может менять большие планы, если видит в этом объективную необходимость. Чтобы играть в команде новую роль, также необходимо продолжать обучение.
– Разделяете ли вы мнение, что сегодня сфера «взрослого» образования в России базируется на устаревших принципах и не может составить конкуренцию зарубежному образовательному рынку?
– Если мы говорим о вузах, то необходимо менять саму парадигму обучения. Обучение в течение четырёх-пяти лет в университете, когда студенты изучают дисциплины по учебникам, изданным годы, а то и десятилетия назад, неэффективно. Есть интересные статистические данные: после окончания средней школы 90% детей не имеют базовых навыков – не умеют слушать, говорить, писать и делать презентацию. Студенты, в свою очередь, оканчивая вуз, остаются детьми: они не понимают, зачем им приобретённый багаж знаний и что с ним делать. В результате 80% выпускников российской высшей школы за последние 10 лет ни дня не работали по своей профессии. Похожие процессы происходят и в других странах. Нужно в корне переосмыслить миссию университета. Реалии таковы, что сегодня вуз должен давать не столько узкопрофессиональные знания, важно учить студентов коллективной работе над проектами, самостоятельному поиску и анализу информации, умению работать в команде, брать на себя ответственность.
Для выпускников вузов, имеющих опыт практической работы на предприятиях и в компаниях, эффективным инструментом для развития навыков управленческой и предпринимательской деятельности являются программы МВА. Однако сейчас наметился негативный тренд – многие отечественные университеты открывают у себя так называемые программы мини-МВА, называют программами «Мастер делового администрирования» курсы второго высшего образования или научную магистратуру по менеджменту. Между тем MBA имеют жёсткие международные стандарты по продолжительности и формату занятий, квалификации преподавательского состава, критериям к поступающим. Их разработали в Международной ассоциации MBA (AMBA International), которая основана более 50 лет назад группой выпускников Гарвардской школы бизнеса. Эти критерии лежат в основе международной системы аккредитации, которую проводит ассоциация. Не случайно, что из более чем 150 российских программ только 15 на сегодня имеют международную аккредитацию АМВА International.
– Что собой представляет современное бизнес-образование?
– Многие до сих пор смешивают и даже отождествляют понятия «высшее образование» и «бизнес-образование» (в частности, MBA). Однако парадигма обучения на этих уровнях совершенно разная. Высшее образование даёт профессию, в процессе получения которой студенты учатся когнитивному, критическому мышлению. Программы MBA предназначены для уже состоявшихся управленцев, имеющих опыт практической работы. Слушатели, проходя обучение, осваивают современные инструменты управления и учатся эффективно использовать их для решения практических задач, связанных с успешным развитием компании на российском и зарубежном рынках. Программа МВА – это «программа для карьеристов» в хорошем смысле слова. Её эффективность определяется прежде всего карьерным ростом и ростом доходов выпускников. Не случайно лозунг ИБДА РАНХиГС: «Мы учим умных не быть бедными».
Бытует ложное мнение, что учиться управлять не нужно, якобы это не профессия, а функция. Однако хороший руководитель должен не только овладеть набором управленческих знаний и навыков, но и обладать управленческим талантом, развитым эмоциональным интеллектом.
Социологические исследования показывают, что в каждой стране доля людей, способных эффективно управлять, колеблется в пределах 6–8% от работоспособного населения. И в этом нет ничего обидного, как нет и в том, что у вас, к примеру, может не быть музыкального слуха.
– Кто сегодня является основным пользователем услуг в сфере бизнес-образования?
– Как правило, это действующие руководители в возрасте от 30 до 60 лет. Как было отмечено, один из основных критериев зачисления на программу обучения в серьёзных бизнес-школах – наличие управленческого стажа. Чем больше стаж, особенно управленческий, тем большим опытом учащийся может поделиться с коллегами на занятии.
Фильтром, отсеивающим лишних людей без достаточного опыта, мотивации и таланта, во всем мире служат достаточно высокие цены на программы МВА.
– Как не ошибиться в выборе бизнес-школы?
– Всего в мире существует порядка 17 тыс. бизнес-школ, у нас в стране около 100 школ, которые входят в Российскую ассоциацию бизнес-образования, и ещё около два-три десятка, как правило, небольших школ и центров, которые в ней не состоят.
При выборе бизнес-школы я бы посоветовал открыть сайты трёх самых престижных организаций, проводящих аккредитацию таких образовательных учреждений (их часто называют ассоциацииями «Тройной короны»): AACSB International (Ассоциация развития университетских школ бизнеса), чью аккредитацию сегодня в России имеет всего одна бизнес школа – ИБДА РАНХиГС; АМВА International, на сайте которой можно найти названия 15 ведущих российских бизнес- школ; EFMD (Европейский фонд развития менеджмента), который наряду с полудюжиной российских программ первого высшего образования по менеджменту-, аккредитовал ВШМ Санкт-Петербургского университета, включая программы МВА.
В России серьезную аккредитацию бизнес-школ также проводит ассоциация «Национальный аккредитационный совет делового и управленческого образования», учреждённый ведущими ассоциациями работодателей России (РСПП, ТПП, Ассоциация российских банков, «Опора России», «Деловая Россия», Ассоциация менеджеров и Российская ассоциация бизнес-образования). По состоянию на 12 октября 2018 года её «знак качества» получили программы МВА всего 14 образовательных учреждений. Их список также можно посмотреть на сайте организации.
После просмотра сайтов можно посетить дни открытых дверей, а также пообщаться с выпускниками этих школ.
– Если выбирать между российской и зарубежной бизнес-школой, кому следует отдать предпочтение?
– Выбор в пользу иностранной бизнес-школы стоит делать в том случае, если вы планируете построить свою карьеру за границей.
Если ваш бизнес связан с экспортно-импортными операциями в России в сотрудничестве с иностранными компаниями, то предпочтение лучше отдать бизнес-школам, реализующим программы двойных дипломов. По такому пути идут, в частности, программы МВА Гренобльской школы менеджмента (Grenoble Ecole de Management) и ЕМВА Антверпенской школы менеджмента (Antwerp School of Management), реализуемые совместно с ИБДА РАНХиГС. Стоит также обратить внимание на российские программы МВА Кингстонского университета и Стокгольмской школы экономики. Такие бизнес-программы учитывают специфику ведения бизнеса в России и за рубежом, а также привлекают к преподаванию отечественных и иностранных спикеров.
Если же вы планируете развиваться исключительно в России, то и школу лучше выбрать отечественную. Три признанных отечественных лидера – ИБДА РАНХиГС, московская школа управления «Сколково», Высшая школа менеджмента СПбГУ.
– Сегодня многие крупные российские компании, в частности ОАО «РЖД», МТС, имеют собственные корпоративные университеты для повышения квалификации управленцев. Насколько эффективны и
конкурентоспособны такие структуры?
– В профессиональной образовательной бизнес-среде корпоративные университеты по-доброму называют школами управленческого «фаст-фуда». Дело в том, что у них очень много краткосрочных, узкоприкладных тренингов и образовательных программ, которые регулярно обновляются под постоянно возникающие новые задачи. В этом нет ничего плохого, такова специфика работы их учредителей – крупных компаний.
Бизнес-школы, в свою очередь, «насыщают» знаниями и навыками, которые остаются актуальными на протяжении нескольких лет.
Важно понимать, что корпоративные университеты и бизнес-школы не соперники, они решают разные задачи. При этом в грамотном сотрудничестве способны создать инновационно-прорывные программы.
– Как должны меняться бизнес-школы в условиях цифровизации?
– Искусственный интеллект, Big Data, blockchain, развитие систем кибербезопасности – это реалии современного цифрового мира, проникающие во все сферы жизни. Кроме того, сегодня большая роль отводится изучению поведенческих наук и достижениям нейропсихологии при активизации потенциала сотрудников. Считается, что объединение всех этих возможностей приведёт к прорыву в области повышения управленческой эффективности. Бизнес-школы, которые не учитывают эти тренды, будут проигрывать.
– Сегодня активно развивается дистанционный формат обучения. Готовы ли бизнес-школы к переходу в виртуальную реальность?
– Для бизнес-школ премиального рыночного сегмента этот формат, скорее всего, не заменит традиционный, поскольку, например, для MBA общение людей, обмен опытом, выстраивание связей на будущее не менее важны, чем получаемые в классе знания и навыки. Поэтому сделать МВА дистанционным полностью чревато рядом потерь, а вот частично – возможно. Так, например, до 70% учебного времени программы blended MBA ИБДА РАНХиГС проходит в онлайн-режиме. Частично в дистанционном режиме работает и Евразийская школа менеджмента и администрирования (EMAS) в Нижнем Новгороде.
Беседовала Юлия Антич