Чистая линия
РЖД вышли на первое место в мире по энергоэффективности грузоперевозок
Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» является самым энергоэффективным и экологически безопасным транспортным оператором не только в России, но и в мире.
Энергоэффективность на высоте
Выступая на сессии, посвящённой экологическому влиянию железнодорожного сектора, которая проходила в рамках Международного железнодорожного конгресса в Вене, заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – главный инженер Сергей Кобзев сообщил собравшимся, что «Российские железные дороги» достигли существенных успехов в повышении энергоэффективности и снижении негативного влияния на окружающую среду и намерены двигаться в этом направлении и далее.
Как рассказал Сергей Кобзев, Международное энергетическое агентство, по данным за 2018 год, установило, что железные дороги России по энергоэффективности пассажирских перевозок находятся на чётвертом месте в мире и на первом – по энергоэффективности грузовых.
Затраты энергии на один пассажиро-километр в России на 35% ниже, чем в Европе (232 против 354 кДж соответственно), и в 4,2 раза ниже, чем в США, где на один пасс.-км затрачивается 989 кДж.
Лучшими показателями энергоэффективности пассажирских перевозок могут похвастать только страны с гораздо более высокой плотностью населения – Япония, Индия и Китай.
В грузоперевозках затраты энергии на 1 ткм в России составляют 85 кДж – это самый низкий показатель в мире, он на 42% ниже, чем в Китае (121 кДж на 1 ткм), на 98% ниже, чем в Европе (169 кДж на 1 ткм), и в 2,3 раза ниже, чем в США (196 кДж на 1 ткм). Причиной этого являются низкая электрификация железных дорог в США и отсутствие тяжеловесного грузового движения в Европе и Азии.
Беречь энергию
ОАО «РЖД» активно работает в области энергосбережения. Сергей Кобзев сообщил, что с 2013 по 2018 год за счёт внедрения энергосберегающих технологий (системы построения энергоэффективных графиков движения АПК «Эльбрус», систем автоведения для магистральных локомотивов и др.), а также систем рекуперации электроэнергии РЖД удалось увеличить объём сэкономленной энергии с 67 млн до 925 млн кВт·ч в год. Протяжённость путей, на которых используются энергосберегающие технологии, также выросла с 3 тыс. км до 41,4 тыс. км. В настоящее время энергосберегающие системы используются на 3200 локомотивах холдинга.
Политика сокращения
Железнодорожный транспорт в России признан самым экологически чистым. На долю РЖД приходится всего лишь 1% от общего объёма выбросов вредных веществ и загрязнителей всего российского транспортного сектора, а именно 0,9% от выбросов вредных веществ в атмосферу, 0,07% вредных сливов и 0,04% от объёмов производимых транспортным сектором твёрдых отходов.
При этом объёмы атмосферных выбросов СО2, производимых РЖД с 2005 года, падают опережающими темпами. Так, в 2018 году они снизились по отношению к показателям 1990 года на 45,7% при установленном Международным союзом железных дорог уровне снижения на 50% только к 2030 году.
Высокие показатели энергетической эффективности и экологической чистоты российского железнодорожного транспорта можно продемонстрировать на примере расчёта влияния на экологию различных способов доставки 20-футового контейнера (TEU) из Шанхая в Вену различными видами транспорта.
Так, на доставку железнодорожным транспортом одного контейнера было бы затрачено лишь 15,1 МДж (мегаджоуль), морем – 16,9 МДж, автотранспортом – 79,8 МДж и самолётом – 789,6 МДж. При этом при перевозке железной дорогой выбросы в атмосферу парниковых газов составляют всего 0,1 тонны, перевозка одного TEU по морю приводит к выбросам 1,3 тонны, автомобильным транспортом – 5,9 тонны. Наибольший объём выбросов производит воздушный транспорт – перевозка одного TEU приведёт к выбросу в атмосферу 56,6 тонны CO2, что в 566 раз больше, чем при перевозке по железной дороге.
ОАО «РЖД» за 15 лет добилось серьёзного снижения выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду. Так, с 2003 по 2018 год доля перерабатываемых отходов производства повысилась с 57,8 до 79,1%.
К 2020 году планируется повысить этот показатель до 80%.
За пятнадцать лет объём выбросов загрязняющих веществ из стационарных источников (здания, котельные и т. д.) упал в 3,2 раза. А объём выбросов парниковых газов, производимых подвижным составом, сократился на треть. Объём слива жидких отходов уменьшился в 6 раз.
Долгосрочная программа развития ОАО «РЖД» предусматривает к 2025 году снижение энергопотребления на 5,6% и сокращение вредных выбросов на 8%. За счёт электрификации предполагается достигнуть соотношения электрической и дизельной тяги 89,3% к 10,7%. Предполагается электрификация 11 участков на нескольких полигонах: Ванино – Высокогорная – Селихин – Комсомольск-на-Амуре – Мылки – Волочаевка, Забайкальск – Харанор – Борзая на Восточном полигоне, Ртищево – Кочетовка на Волжском полигоне, Ожерелье – Елец и Смоленская – Сараевка на Московском, Вышнестеблиевская – Красная Стрела – Юровский – Крымская и Анапа – Юровский на Южном и Гатчина – Веймарн – Лужская, Веймарн – Ивангород-Нарвский, Выборг – Каменогорск и Калище – Котлы на Северо-Западном.
Лев Кадик
К цифровым двойникам
Игорь Рогачёв, начальник Центра компетенций по внедрению технологии информационного моделирования ОАО «РЖД»,
Задачи и перспективы внедрения в ОАО «РЖД» технологии BIM-проектирования
Рубрики: Технологии
Диверсификация рисков
Игорь Ильин, директор Центра финансово-экономического моделирования Института развития транспортных систем,
Формирование новых бизнес-моделей пассажирского железнодорожного транспорта Японии и Гонконга
Рубрики: Технологии
Тяга газа
Александр Корнев, ведущий научный сотрудник ВНИИЖТа,
Локомотивы для Северного широтного хода
Рубрики: Технологии