Жан-Пьер Лубину
генеральный директор Международного союза железных дорог
Встать на рельсы
Железнодорожный транспорт растёт ради спасения природы
Снижение вредного воздействия железнодорожного транспорта на окружающую среду является ключевым направлением развития европейских железных дорог. Об экологическом подходе и роли цифровизации в этой области «Пульту управления» рассказал генеральный директор Международного союза железных дорог Жан-Пьер Лубину.
– Каково влияние железнодорожного транспорта на окружающую среду?
– В настоящее время транспорт (воздушный, автомобильный, морской, железнодорожный) производит примерно 25% от общего объёма выбросов углекислого газа в атмосферу. Примерно 70% от транспортных выбросов приходится на долю автомобильного транспорта, на долю железнодорожного – 2%, на долю трубопроводного – около 1%. При этом железные дороги в Европе, например, перевозят около 6% от общего количества пассажиров и примерно 10% всех грузов. Железнодорожный транспорт с точки зрения экологии наименее грязный.
– Согласно Парижскому договору о сокращении выбросов CO2 сейчас осуществляется ряд крупных европeйских проектов, таких как Shift2Rail, нацеленных на расширение роли железнодорожного транспорта с целью снижения выбросов CO2 в атмостферу. Не могли бы вы рассказать об этом более подробно?
– В настоящее время активно разрабатывается уже Shift2Rail-2. Существует ряд проектов по электрификации, расширению пропускной способности инфраструктуры, разрабатываются новые виды тягового и пригородного подвижного состава (modes of traction) – водородные или гибридные, есть проекты по увеличению габаритов подвижного состава грузового и пассажирского для снижения выбросов в пересчёте на тонну груза и одного перевезённого пассажира.
Все крупные мировые операторы железнодорожного транспорта приняли на себя обязательства согласно Парижскому договору сократить выбросы на 50%, снизить потребление энергии и увеличить долю рынка железнодорожного транспорта в два раза к 2030 году. Это очень амбициозная задача, однако мы уже видим, что эти цели будут достигнуты досрочно.
– В большинстве европейских стран железнодорожная инфраструктура, даже высокоскоростная, построена по радиальному принципу. Во Франции, например, нельзя доехать напрямую из Бреста в Гавр или из Лиона в Бордо, не совершив пересадку в Париже. Надо ли менять эту систему для достижения сокращения указанных целей?
– Франция – хороший пример. В развитых странах железнодорожная инфраструктура была построена в середине XIX века соразмерно процессам и целям промышленной революции. Затем влияние оказал новый фактор – нефтяной кризис середины XX века. Он дал толчок развитию сети высокоскоростных магистралей. С того времени бизнес-модель железнодорожных пассажирских перевозок была разделена между высокоскоростными межгородскими линиями дальнего следования и обычными линиями. Теперь мы знаем, что должны быть осторожны, чтобы сохранить первоначальную идею железных дорог как ирригационной системы. Необходимо помнить о том, что железные дороги – это векторы близости между регионами и городами. Поэтому современная стратегия развития железнодорожного транспорта во Франции и в других странах заключается в достижении сбалансированного подхода к инвестициям в развитие высокоскоростной инфраструктуры и реновации традиционной инфраструктуры при развитии новых сервисов. Традиционные сервисы должны развиваться в гармонии с высокоскоростными линиями. Мы должны постоянно заниматься улучшением, чтобы достичь баланса между коммерческой и социальной сторонами работы железнодорожного транспорта, чего не так легко добиться.
– В Европе доля железнодорожного транспорта в грузовых перевозках значительно ниже, чем в России. Каким образом планируется переориентировать грузоотправителей на железную дорогу?
– Структура грузоперевозок в России и Европе различается и тем, что европейские железные дороги не возят уголь или руду. Основная погрузка – повагонные отправки. Рыночная доля железнодорожного транспорта в перевозке грузов – 12–15%, и задача заключается в том, чтобы увеличить этот объём к 2030 году вдвое. Для достижения этой цели существует программа развития транспортных коридоров и системы грузовых хабов, позволяющая железным дорогам работать по системе звездообразной сети для формирования тяжеловесных составов из большого количества повагонных отправок между хабами и их дальнейшей доставки до точек назначения. Развитие контрейлерных маршрутов – тоже одно из важных направлений в этой области, которое позволит одновременно привлечь грузоперевозчиков и сократить выбросы СO2. Несколько таких контрейлерных трансъевропейских маршрутов набирают всё большую популярность у грузоперевозчиков. Цифровизация является ключевым элементом качественного улучшения работы железнодорожного транспорта во всех его аспектах – надёжности, точности соблюдения графиков движения, пользовательского интерфейса и т.д.
– Какое влияние может оказать цифровизация на развитие «зелёных технологий» на железной дороге?
– Эффект будет значительным. Увеличение производительности труда, пропускной способности, оптимизация обслуживания инфраструктуры и подвижного состава, сокращение расхода топлива – всё это ожидаемые и очень существенные эффекты цифровизации. Это, в свою очередь, позволит увеличить объём перевозок грузов и пассажиров. У РЖД есть долгосрочное видение своего развития как в области экологии, так и в других сферах. Это очень позитивный пример.
Беседовал Лев Кадик
К цифровым двойникам
Игорь Рогачёв, начальник Центра компетенций по внедрению технологии информационного моделирования ОАО «РЖД»,
Задачи и перспективы внедрения в ОАО «РЖД» технологии BIM-проектирования
Рубрики: Технологии
Диверсификация рисков
Игорь Ильин, директор Центра финансово-экономического моделирования Института развития транспортных систем,
Формирование новых бизнес-моделей пассажирского железнодорожного транспорта Японии и Гонконга
Рубрики: Технологии
Тяга газа
Александр Корнев, ведущий научный сотрудник ВНИИЖТа,
Локомотивы для Северного широтного хода
Рубрики: Технологии