Подходы к организации перевозок во всём мире разнятся значительно – от чисто рыночного взгляда на транспорт как на рынок до позиционирования перевозок как исключительно социальной функции, выполнение которой – обязанность государства или муниципалитетов.
Но, какой бы ни была модель организации перевозок, для пассажиров приоритетом остаётся быстрая, качественная, безопасная и недорогая поездка. Причём важна не просто перевозочная услуга между двумя остановочными пунктами: пассажиру важно добраться «от двери до двери» точно в то время, когда у него есть такая необходимость.
Понимание этой интегральной потребности в подвижности приводит к тому, что всё больше агентств и компаний по всему миру рассматривают в качестве транспортной услуги мобильность, а не отдельную перевозку. Это понимание воплотилось в концепции MAAS – Mobility as a Service, о которой сегодня много пишут и говорят в транспортном сообществе.
В этой концепции одно из важных мест занимает бесшовность транспортного обслуживания. Бесшовность означает, что все компоненты транспортной системы, вовлечённые в создание «услуги по обеспечению мобильности», должны быть плотно, устойчиво и непрерывно интегрированы между собой. При этом можно выделить три компонента, на негативный опыт взаимодействия с которыми часто указывают пассажиры и исследователи.
Первое, с чем сталкивается пассажир, – необходимость получения информации о поездке. Когда предоставляется устаревшая, неполная, некачественная информация или её формат неудобен пользователям, это негативным образом сказывается на желании жителей пользоваться общественным транспортом и может очень существенно повлиять на мобильность населения.
Далее, если информация о возможностях поездки доступна и достаточна, на первое место выходит сама маршрутная сеть: насколько быстро и удобно мы можем добраться в нужную нам точку. Неэффективная система пересадок, организацией которых системно никто не занимается, в сочетании с хаотичными расписаниями и неполным охватом территории создаёт серьёзные преграды для пассажиров при перемещении общественным транспортом.
Когда логистика выстроена, пассажир сталкивается с необходимостью приобретения проездных документов. И если в цепочке задействовано большое число перевозчиков, это может быть серьёзным минусом, формирующим негативный потребительский опыт (например, довольно распространённая в региональных перевозках логистическая схема «автобус – поезд – метро»; при этом автобусные перевозки могут осуществлять несколько независимых операторов с разными тарифами и видами билетов).
Передовой мировой опыт показывает, что задача создания каждого из этих компонентов, удобного для пассажиров, успешно решается на разных уровнях – от национальных транспортных систем до отдельных городских агломераций.
Информационное обеспечение
Почти всегда пользовательский опыт взаимодействия с транспортной системой начинает формироваться ещё на этапе планирования поездки, когда потенциальный пассажир изучает возможности поездки.
В целом в мире наблюдается тенденция к унификации подходов к информационному обеспечению на основе мегасервисов типа картографических сервисов компаний Google и Microsoft. Однако местные регуляторы зачастую создают собственные решения для информирования населения. Преимуществом первого подхода являются универсализация и привычные точки доступа к информации; второго – более тесная интеграция с офлайн-сервисами и более полный учёт специфики транспортной системы.
Во всём мире лидерство по планированию поездок занимают поисковые и картографические сервисы, где одним из лидеров является американская Google. Начиная с 2005 года этой компанией совместно с рядом транспортных регуляторов США разработан стандарт информационного взаимодействия GTFS (фиды систем общественного транспорта), позволяющий всем участникам рынка пассажирских перевозок передавать информацию об остановочных пунктах, расписаниях поездок, а с расширением GTFS Realtime – информацию об оперативном состоянии транспортной системы. Стандарты являются открытыми и позволяют любому участнику создавать и публиковать данные о транспорте.
Использование GTFS делает доступной в оперативном режиме информацию о состоянии транспорта в любой точке, обеспечивая интеграцию с привычными сервисами (типа Google Карт) и возможность разработки новых специализированных приложений. Такая унификация делает информационное взаимодействие для пользователя бесшовным; он может планировать поездку без привязки к какому-то конкретному оператору или виду транспорта, получать информацию о состоянии всей транспортной системы.
Собственные сервисы создают города, регионы и государства, когда хотят добиться более тесной интеграции информационного обеспечения и технологических процессов на транспорте. Много удачных примеров таких сервисов можно найти в крупных европейских городах – Берлине, Милане, Париже, Брюсселе и других.
Один из самых посещаемых туристами городов мира – Барселона, куда в среднем приезжают около 7,5 млн человек в год. При этом сама агломерация – не самая крупная: в городе проживают 1,6 млн человек, а с пригородами население составляет 3,1 млн человек. Однако, учитывая высокую долю туристов в пассажиропотоке (из которых около 80% – иностранцы), достаточно сложную городскую логистику в центре и общую высокую подвижность населения на территории агломерации, требования к информационному обеспечению здесь самые высокие.
Это информационное обеспечение на сегодня включает уличную навигацию, мобильные и онлайн-сервисы, а также справочные службы и обучение работников общественного транспорта эффективному взаимодействию с туристами, не владеющими испанским или каталонским языками.
Ключевой акцент сделан на информационные технологии. Основной оператор общественного транспорта Барселоны – TMB – выпустил приложение, позволяющее планировать пассажирам свои поездки и получать всю необходимую информацию о маршрутах. Функционал приложения включает в себя прокладку сложных мультимодальных маршрутов поездок, поиск ближайших остановочных пунктов; расписания; информацию о местонахождении, времени ожидания и прибытии транспорта; покупку билетов и абонементов.
Для удобства всех пользователей общественного транспорта Барселоны приложение автоматически использует тот язык, который установлен на мобильном устройстве.
Маршрутная сеть
Сердцем любой транспортной системы является маршрутная сеть. Без удобного планирования – как долгосрочного, так и оперативного – транспортный сервис не будет удобным для пассажира, и о бесшовном опыте можно забыть.
Каждая непродуманная пересадка – потеря времени и стресс для пассажира. И здесь возникает целый ряд проблем – обеспечение полного покрытия территории маршрутами, их интеграции в рамках единой технологии на транспортно-пересадочных узлах, гармонизация их расписаний, билетов.
В мировой практике задача эффективного планирования и гармонизации маршрутной сети через создание комплексных транспортных планов на уровне отдельных территорий, регионов или государства в целом.
Одним из лидеров в этой области является Великобритания, где каждое административно-территориальное образование разрабатывает транспортный план – Local Transport Plan (LTP), который должен быть актуальным в течение долгосрочного периода и, как правило, каждые пять лет пересматривается и уточняется с учётом социально-экономических, политических и территориальных тенденций развития региона.
LTP включает в себя два отдельных документа: Full Local Transport Plan (содержит подробные описания того, как будут осуществляться улучшения в области транспорта) и Local Implementation Plan for Transport (содержит план достижения необходимых мероприятий с учётом потребности в финансировании).
Создание таких долгосрочных планов, основанное на разработке комплексных транспортных схем и опирающееся на масштабные исследования и моделирование в современных программных продуктах (типа решений от PTV, AimSum или TransCAD), позволяет создать бесшовную среду перемещения для пассажира – развитие транспортной системы выстраивается вокруг основных корреспонденций пассажиропотоков и направлено на поддержание и увеличение мобильности населения.
Однако остаётся актуальной проблема взаимоувязки долгосрочного планирования и оперативного управления транспортным комплексом. Особо остра эта проблема для железнодорожного транспорта, где долгосрочное планирование многих аспектов деятельности носит общесетевой характер, при этом оперативное управление ситуацией должно осуществляться локально – исходя из потребностей и ситуации на конкретной территории.
В этом плане показателен пример использования централизованных информационных систем комплексного планирования, управления и контроля на транспорте. Одним из лидирующих решений здесь является испанская интегрированная железнодорожная система управления DaVinci, которая используется на испанских высокоскоростных железнодорожных линиях (в том числе на ключевых линиях Мадрид – Барселона, Мадрид – Вальядолид, Кордоба – Малага), узкоколейных линиях Колумбии (Медельин), а также в лондонском метро.
DaVinci позволяет отслеживать состояние железнодорожной сети, планировать и симулировать разные транспортные ситуации в реальном времени.
Функциональная основа системы включает в себя моделирование времени в пути с использованием передовых алгоритмов расчёта времени в пути, управление расписанием, скоростью, допустимыми задержками, маршрутизацию, распределение ресурсов, создание пространственно-временных диаграмм работы транспорта, управление конфликтами (в частности, посредством моделирования и реконструкции предыдущих инцидентов), доставку данных машинистам, получение информации о пассажирах и интеграцию всех удалённых систем. Помимо этого, DaVinci позволяет использовать интернет-сервисы, осуществлять дистанционный мониторинг и имеет понятную интеграцию с системой продажи проездных документов.
Такая возможность в режиме реального времени управлять ситуацией на магистральном транспорте – это обеспечение эффективного взаимодействия с подвозящими маршрутами, с сервисами продажи билетов, а в нештатных ситуациях – способность оперативно подстроиться и минимизировать негативные последствия для пассажиров.
Система оплаты проезда
Следующим потенциальным ограничением для пассажира является система оплаты проезда, которая может быть достаточно запутанной и создавать лишние транзакционные затраты для пассажира.
Одним из лидеров создания бесшовной платёжной среды являются Нидерланды. С 2014 года там действует электронная платёжная система OV-chipkaart. Она обслуживается компанией Translink, созданной пятью крупнейшими операторами общественного транспорта. С помощью единой карты пассажиры совершают поездки любым видом общественного транспорта по всей стране. Кроме того, с 2017 года пассажиры могут не использовать даже пластиковую карту, а совершать поездки с помощью мобильного приложения.
Система OV-chipkaart доступна в трёх версиях: одноразовый OV-chipkaart, анонимный OV-chipkaart и персональный OV-chipkaart. Одноразовые карты предназначены, соответственно, для одноразового или краткосрочного использования (и требуют дополнительной платы по сравнению с обычной ценой на поездку), последние два типа действительны в течение пяти лет.
Картой пользуется большая часть населения страны. Так, по состоянию на 2017 год население Нидерландов составляло 17,08 млн человек, а в обращении находились 14,3 млн чип-карт. С помощью OV-chipkaart было совершено около 2,55 млрд транзакций, что на 110 млн транзакций больше, чем годом ранее.
В дальнейшем развитие системы будет вестись в направлении расширения возможностей и зоны применения бесконтактной мобильной оплаты проезда, которая также будет использоваться для анонимного сбора информации о местонахождении пассажира по GPS. Последняя особенность позволит интегрировать платёжную систему с системой оперативного управления транспортным комплексом.
Подобного рода сервисы постепенно появляются и в других регионах и странах мира, однако опыт Нидерландов интересен именно тем, что унифицированная система оплаты проезда была внедрена на территории всей страны и положительно повлияла на мобильность населения и удобство использования общественного транспорта.
Новые возможности – в бесшовной интеграции
Описанные выше три составляющие бесшовной среды – качественное информационное обеспечение, гармоничная маршрутная сеть и удобная единая система оплаты проезда – могут стать значительным преимуществом систем общественного транспорта любого уровня, оказывая положительное влияние на общий уровень подвижности, на предпочтение общественного транспорта личному и в более глобальном масштабе – на развитие специализации территорий.
При этом ядром развития этих составляющих должны стать комплексные информационные системы, объединяющие возможности планирования, управления и контроля с предоставлением информации о транспорте в режиме реального времени всем участникам рынка и удобной и интегрированной системой оплаты проезда на всех видах транспорта.
Описанные в статье кейсы из международного опыта свидетельствуют, что такие задачи принципиально решаемы. И такие решения создают более эффективную и удобную для жизни среду, способствуют повышению экономической эффективности и конкурентоспособности транспорта, положительно влияют на отношение общества к общественному транспорту.