Илия Димитров
общественный омбудсмен по цифровой экономике, член правления «Опоры России»
Оцифровал – выиграл
Экономикой будут управлять динамические прогнозные модели
Цифровизация железнодорожного транспорта даст существенный толчок развитию экономики страны, убеждён Илия Димитров, общественный омбудсмен по цифровой экономике, член правления «Опоры России».
– Цифровизация транспорта является одним из ведущих трендов как в России, так и за рубежом. Все крупные железнодорожные компании движутся в сторону цифровизации. Торговля практически полностью уходит в Интернет. Государственные закупки осуществляются онлайн. Эпоха цифровой экономики уже наступила?
– Нет ещё, конечно! Сейчас по разным отраслям цифровизация достигла от 3 до 10%. Цифровая экономика будет отличаться от существующей тем, что в ней ВВП не будет иметь никакого значения
Вот сейчас, например, производитель сначала производит некое количество товара (к примеру, 100 столов), при этом несёт определённые затраты, а потом пытается их продать. И вот совокупность всех произведённых в стране товаров и даёт тот самый ВВП. В цифровой экономике решение о производстве того или иного количества товара принимается на принципиально новой основе – производится ровно столько товара с определёнными характеристиками, сколько требуется, согласно прогнозу.
– Как это происходит на примере железнодорожного транспорта?
– Роль железнодорожного транспорта в цифровой экономике будет зависеть от того, как будет выглядеть сама эта экономика. Когда все процессы и явления в экономике будут оцифрованы, она станет персонализированной и прогностической.
Спрос, риск и события можно будет прогнозировать. Поэтому поведение покупателей и производителей товаров полностью изменится. Покупатель сможет формулировать запрос на товар с конкретными характеристиками, а производитель будет точно знать, условно говоря, что ему нужно сделать всего два стола – один красный, другой белый – и сотню стульев. И он будет точно знать, когда, куда и кому эти столы и стулья должны быть доставлены. Производитель сможет работать таким образом, построив своё производство на основе таких технологий, как 3D-печать, например. Соответственно, с этим изменятся и все логистические цепочки.
Безусловно, компания «Российские железные дороги» должна делать то, что она делает сейчас, – цифровизировать инфраструктуру, подвижной состав и системы управления, роботизировать поезда, переходить на обслуживание технологических систем «по состоянию».
У нас одна из наиболее протяжённых железных дорог в мире. Безусловно, цифровизация и роботизирование обслуживания такой сложной и протяжённой инфраструктуры может колоссально снизить затраты на её поддержание.
Введение беспилотного движения позволит повысить безопасность и пропускную способность. Цифровизация управления энергетикой тоже важное направление, поскольку энергоэффективность – важный аспект снижения себестоимости. Но это ещё не всё! Одна железная дорога трансформироваться не может. Работа железной дороги зависит от грузопотоков, пассажиропотоков, состояния всей инфраструктуры в целом, от энергетики. То есть цифровизации только одной железной дороги как таковой мало.
– Что ещё нужно?
– Железная дорога должна быть заинтересована в понимании скорости появления того или иного груза в реальном времени и управлении им в виде графовой модели (графовая вероятностная модель – это модель, в которой в виде графа представлены зависимости между случайными величинами, вершины графа соответствуют случайным переменным, а рёбра – непосредственным вероятностным взаимосвязям между случайными величинами. – Ред.), то есть в наличии динамических прогнозных моделей экономики страны. А это невозможно без цифровизации экономики в целом.
Наличие данных и динамических прогнозов экономики позволит РЖД резко сократить временное плечо и наиболее оперативно управлять перевозочным процессом.
Это, в свою очередь, даст возможность РЖД более гибко управлять тарифной политикой и либо вовремя снижать тарифы, либо получать сверхприбыль, то есть становиться более конкурентоспособными. Переход управления железнодорожным транспортом на динамическую прогнозную модель даст существенный толчок развитию не только железнодорожного транспорта, но и всей экономики страны.
– Мы готовы к таким изменениям?
– Пока к ним никто не готов. За исключением, наверное, только трёх компаний – Uber, его конкурента Lyft и «Яндекс.Такси». Они первыми научились использовать данные для построения динамических прогнозных моделей и в режиме реального времени прогнозировать спрос, управлять ценой, предложением и получать за счёт этого сверхприбыль. Все остальные – нет.
Все пытаются, грубо говоря, засунуть старые системы, отрасли и оборудование в компьютер – обвешивают всё датчиками, собирают данные и т.д. А должны стремиться к тому, чтобы управление всеми технологическими и экономическими процессами было построено на основе динамических прогнозов и осуществлялось в один клик на иконке с выбором «да/нет».
Беседовал Лев Кадик