Департамент по организации, оплате и мотивации труда (ЦЗТ) встроен в единый процесс организации системы управления персоналом в ОАО «РЖД».
Департамент решает следующие задачи:
– мониторинг рынка труда с точки зрения конкурентоспособности компании как работодателя, векторов развития экономики РФ и производственных процессов внутри компании с последующим созданием новых профессий;
– организационный дизайн и актуализация организационно-штатной структуры холдинга согласно анализу процессно-функциональной модели;
– организация режимов труда и отдыха работников, особенно в непрерывном производственном цикле;
– тарификация производственных операций и поддержка в актуальном состоянии системы профессиональных квалификаций;
– нормирование труда;
– оплата труда и мотивация персонала.
В 2018 году ЦЗТ обеспечено устойчивое выполнение закреплённых функционалом задач: заработная плата работников ОАО «РЖД» проиндексирована на 3,7%, при этом по итогам 2018 года она составила 54,9 тыс. руб. с ростом 9% к уровню 2017 года. Обеспечен рост реальной заработной платы на 5,9%. При этом рост производительности труда работников составил 6,8%.
Соотношение уровня заработной платы железнодорожников к заработной плате в экономике Российской Федерации составило 1,26. Во всех субъектах Российской Федерации, за исключением Ямало-Ненецкого автономного округа и Сахалинской области, заработная плата железнодорожников превышает уровень заработной платы в регионе.
Для повышения конкурентоспособности заработной платы работников подразделений ОАО «РЖД», проблемных по укомплектованию кадрами, в 2018 году выделены средства на установление зональных надбавок 33 филиалам на сумму 1 млрд руб. Все они распределены. На установление зональных надбавок работникам в наиболее проблемных регионах с 2015 по 2018 год включительно выделено 4,2 млрд руб. По уровню заработной платы работников среди 88 видов экономической деятельности ОАО «РЖД» находится на 23-й позиции (по данным за 11 месяцев прошлого года).
В 2018 году реализованы программы повышения производительности труда филиалов компании, в разработке и контроле выполнения которых Департамент принимал самое активное участие. В результате достигнут рост производительности труда в компании на 6,8% к отчёту 2017 года, в том числе на 1,1% за счёт улучшения использования трудовых ресурсов.
Компания «РЖД» – одна из немногих выполнивших поставленную в 2017 году президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным задачу о полуторном увеличении производительности труда в 2018 году к 2011 году.
В 2018 году штатная численность холдинга «РЖД» снизилась на 2,1 тыс. штатных единиц, или 0,23% (с 921,9 тыс. штатных единиц до 919,8 тыс. штатных единиц), в том числе руководителей – на 0,2 тыс., или 0,5%:
– в ОАО «РЖД» – на 0,8 тыс. штатных единиц, или 0,1%, в том числе количество руководителей – на 0,3 тыс., или 0,5%, что позволило увеличить норму управляемости (количество исполнителей на одного руководителя) с 11,8 до 11,9;
– в ДЗО ОАО «РЖД» – снижение на 1,3 тыс. штатных единиц, или 0,8%, количество руководителей увеличилось на 0,2 тыс. штатных единиц, или 0,8%, при одновременном росте удельного веса на 0,2 п.п. (с 9,3% до 9,5%), в результате произошло снижение нормы управляемости с 9,7 до 9,6.
В целом по холдингу «РЖД» норма управляемости не изменилась и составляет 11,4 исполнителя/руководителя.
Количество структурных подразделений функциональных филиалов ОАО «РЖД» уменьшилось с 1824 до 1817 (на 7 единиц): так, упразднены Восточно-Сибирская и Забайкальская дирекции управления движением; при этом созданы согласно Концепции развития полигонных технологий: в ЦД – Дирекция управления движением на Восточном полигоне; в ЦДИ – Дирекция диагностики и мониторинга инфраструктуры; в ЦСС – Центр управления телекоммуникационными ресурсами. В органах управления ЦД и ЦТ созданы соответственно центры управления тяговыми ресурсами на Северо-Западном и Юго-Западном полигонах и службы управления тяговыми ресурсами на Северо-Западном и Юго-Западном полигонах.
В 2018 году департаментом был реализован ряд проектов по основным направлениям деятельности: повышение эффективности труда персонала, повышение эффективности организационной структуры, совершенствование системы оплаты труда, совершенствование систем мотивации сотрудников.
Повышение эффективности труда персонала
Наряду с координацией деятельности филиалов по формированию и исполнению программ повышения производительности труда департамент реализовал пилотный проект по созданию на базе Куйбышевской и Свердловской железных дорог центров повышения эффективности деятельности персонала.
В результате сформировано 28 проектов с эффектом 1748 человек и с экономией более 800 млн руб., из них реализовано 9 проектов с эффектом 76 человек и экономией затрат 41,2 млн руб. Окончание реализации остальных запланировано на 2019 год.
Осуществлён масштабный нормотворческий процесс:
– актуализировано Положение о системе нормирования в ОАО «РЖД» и подготовлен проект Концепции системы нормирования труда в холдинге;
– разработана методика по организации работы по совместительству, направленная на расширение применения методов организации труда и исполнение требований трудового законодательства в структурных подразделениях;
– внедрены рекомендации по применению режима гибкого рабочего времени и дистанционной работы – новые формы организации труда, адаптированные под молодое поколение работников.
В компании внедряются новые формы организации труда, которые востребованы новым поколением и которые сегодня можно реализовать с развитием информатизации там, где это позволяет технологический процесс. Внедрение новых форм организации работы позволит создавать максимально комфортные условия проявления своей эффективности на рабочем месте.
Изменяются и другие нормативные документы компании, регулирующие рабочее время работников.
Так, актуализированы методические рекомендации по разработке и внедрению нормированных заданий работникам с повременной оплатой труда. Разработано программное обеспечение формирования нормированных заданий в системе ЕКАСУТР.
Решается задача автоматизации планового графика рабочего времени работника локомотивных бригад пассажирского и пригородного движения, что должно обеспечить снижение количества нарушений режимов труда и отдыха локомотивных бригад.
Введение признака сменного работника позволит формировать мониторинг графиков рабочего времени сменных работников в зависимости от присвоенных режимов работы и контролировать ведение суммированного учёта. С целью систематизации и ограничения количества используемых графиков рабочего времени в ЕКАСУТР были разделены типовые графики рабочего времени ОАО «РЖД» и ДЗО.
В ЕКАСУТР ведение графиков рабочего времени осуществлялось в единой транзакции, что делало крайне нерациональным её использование. Из более чем 2 тыс. типовых графиков рабочего времени в единой транзакции в ОАО «РЖД» используются только 583 графика. С помощью разделения графиков через новые группировки подразделов пользователям ОАО «РЖД» будет удобнее использовать данную функциональность.
Систематизация позволит осуществлять контроль за применением режимов труда и отдыха и унификацию используемых режимов с целью оптимизации рабочего времени работников. Проект проходит опытную эксплуатацию.
Разработаны рекомендации по изучению затрат рабочего времени методом видеосъёмки регламентируют фиксацию всего процесса. Проведение такого исследования позволяет рассчитать норму времени, которая составляет доли секунды, обеспечивает точность замеров времени. Теперь исследование возможно с привлечением любого работника при наличии у него соответствующей квалификации и видеокамеры, в том числе мобильного телефона или планшета, затем данные оформляются в автоматизированной системе.
Проект методических рекомендаций по разработке централизованных норм (нормативов) стандартизирует разработку норм времени, что является базой для автоматизации процесса формирования норм времени.
В прошлом году утверждено положение об организации вахтового метода работы в филиалах компании. Это позволит решить вопрос обеспечения трудовыми ресурсами производственных участков, расположенных в местностях с дефицитом трудоспособного населения, например, при обслуживании Северного широтного хода, некоторых участков БАМа. Совместно с Дирекцией тяги разработаны регламент организации работы локомотивных бригад хозяйственного движения при производстве ремонта пути на закрытых перегонах и распоряжение о втором отдыхе локомотивных бригад.
Развитие новых технологий и изменение требований к работнику формируют запрос на новые профессии. В июне 2018 года на базе Московского учебного центра профессиональных квалификаций совместно с ВНИИ труда Минтруда России проведена форсайт-сессия по перспективам инновационного развития железнодорожного транспорта в среднесрочной перспективе. Был проведён мониторинг новых перспективных технологий будущего на железнодорожном транспорте, определены компетенции работников, необходимые для обеспечения выполнения данных технологий, и перечень новых перспективных профессии и должностей.
По итогам форсайт-сессии в филиалах компании организовано рассмотрение программы инновационного развития холдинга до 2020 года, стратегии развития холдинга на период до 2030 года с целью выявления новых технологий и формирования компетенций, необходимых для обеспечения их выполнения; перечня новых профессий и должностей, а также новых возможностей для достижения и удержания лидерских позиций на транспортном рынке.
В корпоративную систему оплаты труда внесены такие должности, как эксперт, специалист по логистике и специалист по закупкам. Проводится обсуждение по другим должностям (аналитики, архитекторы программного обеспечения, администраторы баз данных, специалисты по информационным системам и др.).
Уже разработаны объединённые профессии и должности для обслуживания малоинтенсивных участков, такие как монтёр и бригадир (освобождённый) по обслуживанию и ремонту устройств железнодорожной инфраструктуры, мастер и начальник участка по обслуживанию и ремонту устройств железнодорожной инфраструктуры. Технологии дистанционного управления горочными локомотивами потребовали внедрения такой профессии, как машинист-оператор.
Всего с 2013 года профессиональными стандартами охвачено более 70% численности холдинга «РЖД» (627 тыс. человек).
В 2018 году разработаны 16 профессиональных стандартов, в том числе по новым профессиям: электромеханик, мастер и начальник участка по обслуживанию и ремонту устройств железнодорожной инфраструктуры на малоинтенсивных участках и др. До 2020 года предполагается охватить профессиональными стандартами все виды профессиональной деятельности по основным профессиям и должностям железнодорожного транспорта.
Автоматизирован процесс формирования программы по повышению производительности труда, который позволит по каждому структурному подразделению функционального филиала ОАО «РЖД» в режиме реального времени формировать «Отчёт о выполнении программы по повышению производительности труда ОАО «РЖД».
Повышение эффективности организационной структуры
Для унификации и снижения трудоёмкости при формировании положений о подразделениях аппарата управления и о структурных подразделениях ОАО «РЖД» подготовлен соответствующий порядок. Проект порядка согласовывается причастными подразделениями.
Для органа управления ОАО «РЖД» разработан порядок формирования, корректировки и прекращения деятельности рабочих органов (рабочие группы, комитеты, комиссии и советы). Проект распорядительного документа находится на стадии согласования.
Осуществляется работа по ведению актуального реестра рабочих органов. Выполнившие свои задачи и потерявшие свою актуальность упраздняются. Новые учитываются. При этом количество рабочих органов увеличилось с 300 (на 31.12.2017) до 331 (на 12.12.2018).
Разработаны организационно-функциональные модели ДОСС, ЦОТЭН, ЦД, ЦДЗ, Горьковской железной дороги.
В настоящее время формируются аналитические данные для установления критериев по ключевым индикаторам организационной структуры по органам управления филиалов, их региональным структурным подразделениям и их структурным подразделениям.
С целью реализации новых подходов, предполагающих изменение процесса согласования штатных расписаний органов управления, сформирован документ по пилотному проекту структурных подразделений Центра фирменного транспортного обслуживания, Центра корпоративного учёта и Центра корпоративного учёта и отчётности «Желдоручёт».
В соответствии с данным проектом им делегируется право самостоятельно согласовывать штатные расписания органов управления своих региональных структурных подразделений на 2019 год, а также вносить в них изменения.
В периметр холдинга «РЖД» при реализации политики в области структурных преобразований входят 64 дочерних и зависимых общества, которые в своём составе имеют более 350 структурных подразделений (филиалов, представительств). Кроме рассмотрения вопросов структуры, были проанализированы пояснительные записки к проектам бюджетов дочерних обществ ОАО «РЖД». Рассмотрено 218 версий проектов, подготовлены соответствующие заключения.
Также рассмотрены и согласованы 145 штатных расписаний негосударственных учреждений здравоохранения и 86 проектов уставов частных учреждений здравоохранения. Общее количество НУЗов на сегодняшний момент составляет 169 с общей штатной численностью 74,2 тыс. человек (снижение к прошлому году на 0,4 тыс. штатных единиц).
Кроме того, проведён сравнительный анализ организационных структур ДЗО и разработаны рекомендации по формированию их организационной структуры и штатного расписания.
Совершенствование системы оплаты труда
В 2018 году осуществлён ряд значимых изменений в Корпоративную систему оплаты труда работников ОАО «РЖД»: увеличены диапазоны окладов для руководителей и специалистов органа управления Центральной дирекции здравоохранения; внесены изменения в Положение о корпоративной системе оплаты труда, предусматривающие с 1 января 2019 года увеличение тарифной составляющей оплаты труда рабочих Центральной дирекции по тепловодоснабжению, Дирекции железнодорожных вокзалов, Центральной дирекции пассажирских обустройств; для привлечения на работу в компанию перспективных работников, обладающих необходимыми профессиональными компетенциями, включены должности ведущего эксперта и эксперта, специалиста по логистике, специалиста по закупкам; с 1 января 2019 года в целях мотивации персонала на предприятиях на территории БАМа установлены ежемесячные надбавки в размере 10% оклада (месячной тарифной ставки).
Совместно с РУТ (МИИТ) выполнено исследование обоснованного оптимального соотношения уровня оплаты труда работников компании к заработной плате на рынке труда РФ. По данным учёных-экономистов, данное соотношение должно составлять 1,354.
В целях актуализации подготовлен проект Концепции системы оплаты труда в холдинге.
Совершенствование систем мотивации сотрудников
В целях мотивации работников к повышению лояльности к компании в феврале 2018 года реализовано единовременное поощрение работников за результаты работы в 2017 году. На поощрение было направлено 7,3 млрд руб.
В 2018 году автоматизирована и визуализирована мотивационная модель корпоративной системы премирования (АС КСПР). Для этого все показатели текущего премирования закреплены за конкретными ключевыми показателями деятельности, на достижение которых они нацелены. Данный подход позволяет оценить, достаточно ли сбалансированы применяемые подходы к мотивации, нет ли в системе перекосов.
Также было уделено внимание развитию межфункциональных проектов мотивации труда работников, для чего разработано Положение об организации дополнительного премирования работников Центра фирменного транспортного обслуживания за привлечение новых клиентов в Центральную дирекцию по управлению терминально-складским комплексом.
Подготовлен проект обновлённого Положения об организации дополнительного премирования работников филиалов ОАО «РЖД» за реализацию экономически эффективных проектов бережливого производства. Изменения коснулись круга премируемых лиц и порядка корректировки бюджетных параметров филиалов для формирования фонда поощрения. В положении также определён порядок формирования и использования фонда развития бережливого производства ОАО «РЖД».
Разработан проект дополнительного премирования уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда первичной профсоюзной организации ОАО «РЖД» Роспрофжела.
Актуализировано Положение о присвоении классных званий работникам филиалов ОАО «РЖД». Теперь право получить классное звание имеют мастера из всех филиалов компании. Такое решение обеспечивает единый справедливый подход к оценке работы мастеров всех хозяйств и способствует повышению материальной заинтересованности и результативности работы.
В целях снижения рисков формального подхода к начислению единовременного вознаграждения за обеспечение безопасности движения внедрена автоматизированная система начисления баллов для определения рейтинга лучших работников структурного подразделения и, соответственно, сумм самого вознаграждения. На выплату вознаграждения в I квартале текущего года направлено 2,8 млрд руб. Всего поощрено около 124 тыс. работников, средний размер вознаграждения на одного работника составил более 22,6 тыс. руб.
ЦЗТ участвовал в реализации функциональных разделов сервисного портала работника ОАО «РЖД». В настоящее время обеспечивается выполнение пула мероприятий по управлению риском «Недостаточная материальная мотивация персонала для выполнения производственных задач». Кроме того, большое внимание уделяется формированию развивающей среды среди работников вертикали, для чего под эгидой департамента организовано проведение школ передового опыта, обучение бакалавров по специальности «экономика труда» с 2018 года – 25 человек. Обозначенные результаты положены в основу постановки целевых задач деятельности департамента на 2019 год.